Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 01:39, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи исследования:
- изучение мышления как одной из проблем современной психологии и психодиагностики
Введение ………………………………………………………………………..
1 Развитие мышления как одна из проблем современной психологии и психодиагностики……………………………………………………………………
1.1 Общая характеристика процесса мышления …………………………
1.2 Особенности развития мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью………………...............................................................................
Выводы по 1 главе…………………………………………………………...
2 Исследование словесно – логического мышления у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……………………………….
2.1 Содержание и методика констатирующего эксперимента …………...
2.2 Результаты констатирующего эксперимента ………………………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………………..
Список использованных источников …………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»
Факультет ______________________________
(название факультета)
Кафедра ______________________________
(название кафедры, за которой закреплена дисциплина)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине ______________________________
(название дисциплины)
______________________________
(название темы работы заглавными буквами)
фамилия, имя, отчество студента
Содержание
Введение ……………………………………………………… 1 Развитие мышления как одна
из проблем современной психологии и психодиагностики…………………………………… 1.1 Общая характеристика процесса мышления ………………………… 1.2 Особенности развития мышления
у детей с интеллектуальной недостаточностью………………........ Выводы по 1 главе…………………………………………………………... 2 Исследование словесно – логического мышления у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью………………………………. 2.1 Содержание и методика констатирующего эксперимента …………... 2.2 Результаты констатирующего эксперимента …………………………. Выводы по 2 главе…………………………………………………………... Заключение ………………………………………………… Список использованных источников ……………………………................... |
4
6 6
20 33
35 35 36 39 40 41 |
Реферат
Курсовая работа 45с., 2 рис., 37 источников, 2 прил.
МЫШЛЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ, ОБОБЩЕНИЕ, СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОРРЕКЦИЯ, ДЕФЕКТ, ФОРМИРОВАНИЕ.
Цель работы - изучить особенности словесно-логического мышления детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования - мышление детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Предмет исследования – особенности словесно - логическое мышление у младших школьников с интеллектуальной не достаточностью
Методы исследования:
-теоретический анализ
психолого-педагогической и
- метод констатирующего эксперимента
-психодиагностические
Введение
Тема: «Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью» является актуальной, поскольку вопросам развития мышления детей с интеллектуальной недостаточностью уделяется большое внимание. В наши дни, к сожалению, резко возросло и продолжает неуклонно расти число детей с интеллектуальной недостаточностью.
Проблемой воспитания и обучения детей занимаются педагоги, медики, ученые всего мира. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Специальное обучение детей способам мышления помогает им овладеть информацией, понять, запомнить её и воспроизвести, т.е. справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли: Забрамная С.Д., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Выготский Л.С., Дульнев Г.М., Замский Х.С., Воронкова В.В., Певзнер М. С.,В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, А. Н. Грабаров, Е. К. Грачёва, А. С. Грибоедов, В. П. Кащенко, И. В. Маляревский, Л. Г. Оршанский, Ф. А. Рау, Г. И. Россолимо, С. С. Корсаков, В. П. Сербский и другие. На современном этапе изучением мышления детей с интеллектуальной недостаточностью занимаются: Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., Матасов Ю. Т.,Н.П.Коняева, Б.Б.Горскини др.
Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи исследования:
- изучение мышления как одной из проблем современной психологии и психодиагностики
-изучение основных процессов мышления
-исследование словесно-логического мышления у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Объект исследования - мышление детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования–особенности словесно - логического мышление у младших школьников с интеллектуальной не достаточностью.
Методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования;
- метод констатирующего эксперимента
-психодиагностические методики по изучению особенностей словесно-логического мышления
Глава 1. Развитие мышления как одна из проблем современной психологии и психодиагностики
1.1 Общая характеристика процесса мышления
Исследовать мышление начали ещё античные философы и учёные, например такие как: Парменид, Протагор, Эпикур, представители сенсуализма, философского течения, сыгравшего существенную роль в научном подходе к мышлению значительно позже [14].
Крупнейшим теоретиком учения о мышлении в то время был Аристотель. Он изучил его формы, обосновал и вывел законы мышления. Однако мышление для него было деятельностью «разумной души».
Большую роль в изучении мышления сыграла медицина. Большой вклад в изучение мышления внесли: Пифагор, Гиппократ, Платон, Гален и др.
С появлением ассоциативной психологии мышление сводилось к ассоциациям и рассматривалось как врождённая способность. Видным представителем был Р. Декарт, предвозвестник рефлексологии. Он считал, что органы чувств дают примерную информацию, а познать её мы можем только с помощью разума. При этом мышление он считали автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования. В конце XIX века наступает расцвет психологического течения — рефлексологии. Среди видных её деятелей можно назвать: И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева [14].
В советской психологии считали, что мышление сформировано в процессе деятельности. На основе теории деятельности были построены педагогические теории: П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова.
Рассматривая взаимосвязь обучения и развития, исходя из положения Л.С. Выготского и представителей его школы: П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева о том, что только правильно организованное обучение влечет за собой умственное развитие. Психолого-педагогические исследования: А.К. Дусавицкого, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна, В.В, Рубцова, Т.М. Савельевой, Д.Б. Эльконина показывают, что такое обучение изменяет весь ход психического развития учащегося, способствуя формированию продуктивного (творческого, теоретического) мышления, познавательной активности личности [14].
В современной литературе существует большое число определений мышления. По мнению С.Ю.Головина, мышление - одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения [12].
Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека ( В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Б.Ф.Ломова и др.).
По мнению Р.С. Немова, мышление - психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности [24].
Л.С. Рубенштейн определял мышление как опосредованное и обобщенное познание действительности. Более узкое определение: это обобщение, анализ и синтез условий и требований решаемой задачи, а также способов ее решения. Психология изучает мышление как познавательную психическую деятельность человека, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления актуальным целям и задачам [34].
По Выготскому Л. С. Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности [9].
В ходе изучения детей раннего возраста специалистами-дефектологами установлено, что их развитие подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме. В то же время Богдан Н.Н., Могильная М.М. отмечают наличие специфических закономерностей развития психики, обусловленных органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций [3].
Исследование умственного развития детей необходимо для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие реальным возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям и уровню его общего развития [25].
С физиологической
точки зрения процесс мышления
представляет собой сложную
Существуют определенные виды нарушения мышления:
Белопольская Н.Л., отмечает, что при нарушении операциональной стороны мышления (Нарушения касаются потери возможности обобщать): снижается уровень обобщения, невозможность выделения существенных признаков, фиксация на конкретных связях. Искажается процесс обобщения (например, сверх - обобщение при шизофрении) [2].
При нарушении динамики мыслительной деятельности отмечают: непоследовательность суждений; лабильность (чередование адекватных и неадекватных); отвлекаемость (переключение на любой внешний раздражитель); инертность мышления (замедленность выполнения решений); запаздывающие ответы; выделяют нарушения мотивационного компонента мышления.
Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования (В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, И. М. Соловьев, Н. М. Стадненко, Ж. И. Шиф и др.), все эти операции у детей с интеллектуальной недостаточностью недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты [19].
Сравнение - это мыслительное сопоставление предметов и явлений с целью установления сходства и различия между ними. По К.Д.Ушинскому, операция сравнения является основой понимания.
Сидоров П. И., Парняков А. В., выделяют сравнение, как установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому; например, одного карандаша к другому, линейки к парте и т.п. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным [32].
Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Стол, например, можно расчленить на такие части, как крышка, ножки, ящики, распорки и т.д. При знакомстве детей с каким-нибудь растением им предлагают показать ею часть (ствол, ветви, листья, корни). Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других операций он становится механистичным. Элементы такого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные части, никак не используя их дальше.
Синтез -это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению. И синтез, и анализ занимают важное место в учебном процессе. Так, при обучении чтению звуков и букв составляются слоги, из слогов — слова, из слов — предложения;
Информация о работе Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью