Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 01:39, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи исследования:
- изучение мышления как одной из проблем современной психологии и психодиагностики
Введение ………………………………………………………………………..
1 Развитие мышления как одна из проблем современной психологии и психодиагностики……………………………………………………………………
1.1 Общая характеристика процесса мышления …………………………
1.2 Особенности развития мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью………………...............................................................................
Выводы по 1 главе…………………………………………………………...
2 Исследование словесно – логического мышления у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……………………………….
2.1 Содержание и методика констатирующего эксперимента …………...
2.2 Результаты констатирующего эксперимента ………………………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………………..
Список использованных источников …………………………….
Формы анализа и синтеза меняются в зависимости от формы познания действительности. С.Л. Рубинштейн, описывая основные компоненты мышления, прослеживает изменение характера анализа и синтеза. Он различает как два разных уровня две формы анализа и синтеза – анализ и синтез чувственных образов и вещей и мыслительный анализ «словесных образов». Основная закономерность движения этих процессов, их развития состоит в их первоначальной широкой иррадиации и последующей концентрации [30].
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается недоразвитие анализа и синтеза, воспринимаемых и представляемых предметом; их внимание привлекают не существенные свойства предметов, а отчетливо выступающие, внешние, зрительно воспринимаемые ситуативные признаки. Психологи, изучая особенности наглядных обобщений детей с интеллектуальной недостаточностью, отмечают их стремление к установлению связей по внешним или случайно выделенным признакам [36].
Многие ученики с
Абстракция - состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Так мы можем говорить о зеленом цвете, как о благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, имеющих зеленый цвет. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Абстракция — сложный процесс, зависящий от своеобразия изучаемого объекта и целей, стоящих перед исследователем. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях [5].
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, сходные признаки, имеющиеся в яблоках, грушах, сливах и т.п., соединяются в одном понятии, которое мы выражаем словом «фрукты». Человек анализирует предметы с тем, чтобы выявить в них общие закономерности и предсказать их свойства. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект, включается в систему понятий [5].
Процессы абстракции и обобщения необходимы для образования понятий. Так, для того чтобы у человека образовались понятия о растении, животном, необходимо абстрагировать характерные признаки, присущие всем растениям, всем животным, а затем обобщить ряд воспринятых ранее предметов на основе существующего между ними сходства [9].
Конкретизация - операция, обратная абстрагирующему обобщению, то есть возврат к осмысливаемому объекту во всей полноте его индивидуальной специфичности. Предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.
Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и другие. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления [27].
Как показывают исследования (В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, И.М. Соловьев, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф и др.), все эти операции у детей с интеллектуальной недостаточностью недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
Основу мышления составляют мыслительные действия. По выполняемым функциям любое действие может быть разделено на три части: ориентировочную (действия связана с использованием объективных условий, которые необходимы для успешного выполнения заданного действия); исполнительную (обеспечивает реальные преобразования в объекте действия); контрольную (осуществляет корректировку деятельности на ориентировочном и исполнительском этапах). Для выполнения любого действия необходима одновременная реализация всех его частей, и без этого действие не может быть выполнено.
Мышление подразделяется
на виды в зависимости от используемых
средств, характера решаемых задач,
степени развернутости и
Основная задача практического мышления - подготовка физических преобразований действительности, то есть постановка цели, создание плана, проекта, схемы действий и преобразований.
Теоретическое и эмпирическое мышление отличаются друг от друга по характеру понятий, которыми мышление оперирует. Теоретическое мышление оперирует по возможности точно определенными понятиями, относительно которых степень согласия людей достаточно высока. Эмпирическое мышление - это мышление интуитивно и ситуативно определяемыми понятиями, кроме того, в данном случае между понятиями, используемыми разными людьми, может быть низкая степень согласованности.
По мнению Волкова, усвоение
знаний на основе эмпирического мышления
осуществляется посредством сравнения
внешних сходных, общих признаков
предметов и явлений
Продуктивное и репродуктивное мышление. Продуктивное мышление порождает новые знания, новый материальный или идеальный результат. Продуктивным, например, является мышление ученого, делающего новое открытие, писателя, создающего новое произведение, художника, пишущего новую картину. Репродуктивное - это мышление, повторно открывающее уже известные знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано. Репродуктивное мышление характерно для людей, которые многократно решают типичные задачи. В таком мышлении человек идет известным, пройденным путем, поэтому данный вид мышления также называют нетворческим [23].
Различают также интуитивное и аналитическое мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет более или менее четко очерченные этапы, а сам процесс мышления в достаточной мере осознан. В отличие от аналитического, интуитивное мышление свернуто во времени, иногда решение проблемы производится молниеносно, в нем отсутствуют этапы, его процесс осознается в минимальной степени.
В современной психологии мышления наиболее распространенным является признание трехкомпонентной его структуры, как мышления действенно-образно-понятийного (А.В. Брушлинский, Л.М. Веккер, П.Я. Гальперин, А.А. Люблинская, и др.). В мыслительной деятельности человека эти виды сосуществуют и взаимодействуют в качестве средств решения проблемной ситуации, "где каждый из компонентов занимает равноправное место, а все они вместе составляют единую структуру мыслительной деятельности" ( Ю.А. Концевой) [20].
Наглядно-действенное - мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Наглядно-действенное мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями наглядно-действенного мышления являются - ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека в наглядно воспринимаемой ситуации (обстановке). Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, а задача в основном решается за счет внешних, практических действий с реальными материальными предметами.
По мнению Е. А. Стребелевой, при выявлении скрытых свойств и связей объекта дети используют метод проб и ошибок, который в определенных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным [33].
Как отмечает Немов Р.С., наглядно-действенное мышление можно наблюдать уже у детей раннего возраста, начиная с 6-8-го месяца жизни до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным [23].
Наглядно-действенное мышление имеет существенное значение для общего умственного развития детей, так как представляет собой базу для формирования более сложных видов мышления. Известно, что источник развития наглядно-действенного мышления, как у нормальных, так и у детей с интеллектуальной недостаточностью - практическая деятельность. У школьников с интеллектуальной недостаточностью наглядно-действенное мышление формируется в процессе познания ими признаков предметов, простейших отношений между ними. Это способствует формированию у них адекватных представлений об окружающем мире [23].
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны быть элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.
Наглядно-образное - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Поэтому главная цель, по мнению Венгер Л. А., Мухиной В. С., развития у детей наглядно-образного мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач. Важно подчеркнуть, что в процессе развития наглядного мышления формируются общие интеллектуальные умения, а именно: осознание цели деятельности, анализ условий этой деятельности, средства достижения цели. Эти общие интеллектуальные умения необходимы для возникновения всех видов детской деятельности: игровой, изобразительной, элементарной, трудовой. Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. В свою очередь, образы могут различаться по степени обобщенности, по способам формирования и функционирования [4].
Изучением наглядно-образного мышления детей раннего возраста занималась С.Л.Новоселова. Она говорит, что весь путь развития мышления ребенка связан с процессом формирования предметности его деятельности. У ребенка становление предметности идет путем присвоения им человеческих способов и мотивов реализации деятельности.
Мухина В.С. считает, что при возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он уже может решать задачи, как говорится, в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность [22].
Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах.
В объектах часто вычленяются не существенные, а наиболее броские свойства и детали. На этом этапе успешность мыслительных действий зависит от степени знакомства учеников с материалом. Если предмет хорошо знаком, учащиеся могут выделять существенные признаки и свойства. По мере развития учеников оперирование образами у них становится более свободным, а речь начинает выполнять функцию управления.
Словесно-логическое или понятийное мышление включает, в зависимости от обобщённости, уровня сформированности понятий и характера используемого материала: конкретно-понятийное и абстрактно-понятийное.
Богдан Н.Н. и Могильная М.М., характеризуют конкретно-понятийное мышление тем, что ребёнок отражает не только те предметные отношения, которые он познаёт путём своих практических действий, но также и отношения, усвоенные им как знания в речевой форме. Он мыслит понятиями. Однако мыслительные операции на этой стадии ещё связаны конкретным содержанием, недостаточно обобщены, то есть ребёнок оказывается в состоянии мыслить по строгим правилам логики, только в пределах усвоенных знаний [3].
Абстрактно-понятийное мышление, когда мыслительные операции становятся обобщёнными, взаимосвязанными и обратимыми, что выражается в возможности произвольно совершать любые мыслительные операции применительно к самому разнообразному материалу, конкретному и абстрактному.
По данным Розановой Т. В. становление каждой следующей стадии происходит внутри старой. Конкретно это выражается в том, что «…доминирующими пока остаются способы мыслительной деятельности, характерные для более низкой стадии, однако ребенок оказывается в состоянии применять формирующиеся у него новые способы мышления к все расширяющемуся кругу задач» [28].
Информация о работе Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью