Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 01:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи исследования:
- изучение мышления как одной из проблем современной психологии и психодиагностики

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..
1 Развитие мышления как одна из проблем современной психологии и психодиагностики……………………………………………………………………
1.1 Общая характеристика процесса мышления …………………………
1.2 Особенности развития мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью………………...............................................................................
Выводы по 1 главе…………………………………………………………...
2 Исследование словесно – логического мышления у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……………………………….
2.1 Содержание и методика констатирующего эксперимента …………...
2.2 Результаты констатирующего эксперимента ………………………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………………..
Список использованных источников …………………………….

Работа состоит из  1 файл

kursach.docx

— 971.37 Кб (Скачать документ)

В исследовании использовались диагностические тестовые методики С.Д. Забрамной, направленные на выявление уровня словесно-логического мышления детей, а также исследование мыслительных процессов обобщения, изучение соотношения уровней развития и речи.

В результате исследования, выяснилось, что мышление детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В соответствии с поставленными  задачами исследования было выяснено, что мышление – это сложный  познавательный психический процесс  отражения существенных связей и  отношений предметов и явлений  объективного мира. Мышление имеет  целенаправленный характер, то есть непременно направлено на решение какой-либо задачи. При этом средствами решения этой задачи выступают мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.

Исходя из формы мыслительной деятельности (с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями  или во внутреннем плане, при помощи слов) выделяют виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Развивается не мышление само по себе, а человек, и по мере того как он поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимаются все стороны  его сознания, все аспекты его  мышления.

Было выяснено, что развитие мышления детей с интеллектуальной недостаточностью подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития этого процесса у детей с интеллектуальной недостаточностью. В целом, мышление детей этой категории характеризуется тугоподвижностью, которая проявляется в трудностях актуализации и привлечения знаний, необходимых для решения задач.

Проведенное обследование уровня развития мыслительной деятельности детей  старшего школьного возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность подтвердило гипотезу о том, что мышление детей этой категории отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием.

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Бабич, О.М.Общие вопросы специальной психологии: учебно-методическое пособие  /  О.М. Бабич. - Воронеж, 2004. -  С.40.
  2. Белопольская, Н.Л. Патопсихология / Н.Л. Белопольская .– М.: Когито-Центр, 2000. – 289с.
  3. Богдан, Н.Н. Специальная психология. / Н.Н. Богдан, М.М. Могильная. – Владивосток: ВГУЭС, 1999. — 355с.
  4. Венгер, Л. А, Мухина В.С. Основные закономерности психического развития ребенка / Л.А.Венгер, В.С. Мухина. - Дошкольное воспитание,1973.- № 5- С. 29—38-№ 6, С. 32—39.
  5. Венгер, Л.А.  Восприятие и обучение/ Л.А. Венгер.- М.1969. – 340 с.
  6. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка «Дефектология»/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова.– Просвещение, 1985. – С. 94-95.
  7. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков - Педагогическое общество России – Москва, 2002.
  8. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В.В. Воронкова  – М.1994.
  9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С.Выготский - М.1982. – Т. 2. —361 с.
  10. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский. – М.Педагогика.
  11. Выготский,Л.С. Проблемы дефектологии  / Л.С.Выготский - М.Просвещение, 1995.-  527 с.
  12. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск, Харвест, 1998.
  13. Грюневальд, К. Как учить и развивать умственно отсталых детей / К.Грюневальд–СПб.: Петербург,1994.
  14. Дефектологический словарь / [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мышление - Дата доступа: 24.01.2012.
  15. Дубровиной, И.В.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В.Дубровиной. – М., 1998. -160 с.
  16. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная- М.: Просвещение, Владос, 1995. С. 5-18.
  17. Забрамная, С.Д., Исаева, Т.Н.Методические  рекомендации  по  изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью / С.Д. Забрамная-Творческий Центр,2007.
  18. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / А.А. Катаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
  19. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский — М., 2002.
  20. Матасов Ю.Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников / Ю.Т.Матасов - 1997.
  21. Мухина, В. С.  Психология детства и отрочества/ В.С. Мухина. - М., 1998. – 488 с.
  22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. — М., 1999.
  23. Немов, Р.С. Психология, словарь – справочник / Р.С.Немов. -  М., 2003, ч. 1.
  24. Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии /  Р.С.Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 273.
  25. Петрова, В.Г. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / В.Г.Петровой. – М., 1980.
  26. Пиаже, Ж. Теория, эксперименты, дискуссии / Л. Ф. Обуховой,  Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – 624с.
  27. Рогов, Е.И. Общая психология / Е.И.Рогов. - М., 1995.
  28. Розанова,  Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т.В.Розанова.- М., 1978.
  29. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л.Рубинштейн. - М., 1958.—142 с.
  30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - М., 1946.—704 с.
  31. Савельева, Т.М. Психологические особенности развития мышления человека/ Т.М. Савельева. – Адукацыя i Выхаванне, № 10, 2004. – С.23.
  32. Сидоров, П. И., Парняков, А. В. Введение в клиническую психологию / П.И. Сидоров. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 416 с.
  33. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. - М., 2004. – 184 с.
  34. Филатов, Ф.Р. Мышление  /  Ф.Р. Филатов [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://metropolys.ru/artic/11/01/h-0088-03681.html. - Дата доступа: 10.03.2012.
  35. Шипицына, Л.М.,Сорокин, В.М.,Исаев, Д.Н. и др. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / Л.М.Шипицыной. — М.: Издательский центр «Академия»,2012. — 224 с.
  36. Шиф, Ж.И. Особенности умственного развития учащихся  вспомогательной школы / Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965. - 343 с.
  37. Шиф, Ж.И. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Ж.И. Шиф.- М.: Педагогика, 1972.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

 

 

Приложение  Б

 


Информация о работе Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью