Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 01:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи исследования:
- изучение мышления как одной из проблем современной психологии и психодиагностики

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..
1 Развитие мышления как одна из проблем современной психологии и психодиагностики……………………………………………………………………
1.1 Общая характеристика процесса мышления …………………………
1.2 Особенности развития мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью………………...............................................................................
Выводы по 1 главе…………………………………………………………...
2 Исследование словесно – логического мышления у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……………………………….
2.1 Содержание и методика констатирующего эксперимента …………...
2.2 Результаты констатирующего эксперимента ………………………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………………..
Список использованных источников …………………………….

Работа состоит из  1 файл

kursach.docx

— 971.37 Кб (Скачать документ)

В исследованиях мышления детей с интеллектуальной недостаточностью при решении арифметических задач. И.М. Соловьев обнаружил у них тенденцию к стереотипному мышлению. Эта тенденция проявлялась в том, что каждую новую задачу дети пытались решать по аналогии с предыдущими. При подобной "вязкости" мышления также неизбежны какие-то нелогичные скачки, переходы от одного к другому. Длительно задержавшись мыслью на множестве деталей, ребенок все же вынужден перейти к следующему суждению это происходит в виде скачка, затем ребенок снова увязает в деталях, подробностях [8].

Особые трудности возникают  у учителя в связи с тем, что дети с интеллектуальной недостаточностью не умеют пользоваться в случае необходимости уже усвоенными умственными действиями. Природа этого дефекта изучена меньше, чем он того заслуживает.

По мнению Ж. И. Шиф после ознакомления с новой задачей ученики младших классов вспомогательной школы иногда сразу же принимаются ее решать. В их уме не возникает вопросов, предваряющих действия. Новая задача не вызывает у детей попыток предварительно представить себе в уме ход ее решения [37].

Ребенок с интеллектуальной недостаточностью часто не обдумывает своих действий, не предвидит их результата. Это, как уже говорилось, означает, что ослаблена регулирующая функция мышления.

Этот недостаток тесно  связан с так называемой некритичностью мышления. Некоторым детям с интеллектуальной недостаточностью свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки, дети даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными. Неумение сопоставить свои мысли и действия с требованиями объективной реальности носит название некритичности мышления.

У детей с интеллектуальной недостаточностью выявлены особенности восприятия, значительные недостатки представлений (утрата своеобразия и взаимо -  уподобление сходных образов), ограниченность воображения, которые показывают, что мышление у детей с интеллектуальной недостаточностью развивается на основе неполноценного чувственного познания действительности. Часто восприятие страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на это указывают исследования психологов (К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф). Задержка в развитии речи этих детей тоже отрицательно сказывается на развитии их мышления [16].

Источник развития мышления,  как у нормальных, так и у детей с интеллектуальной недостаточностью — практическая деятельность. Но осуществление практического действия вызывает затруднения у детей с интеллектуальной недостаточностью из-за неполноценности их моторики и чувственного познания. Такая организация практической деятельности, при которой ориентировка в задании, выбор и планирование действий в соответствии с целью задания предшествуют его выполнению, формируется у детей лишь благодаря многолетнему специальному обучению и появляется в средних и старших классах вспомогательной школы. У нормальных детей планирование своих действий в соответствии с заданием развивается уже в дошкольном возрасте, выделение с интеллектуальной недостаточности из состава практической происходит на протяжении дошкольного возраста.

Мыслительные операции развиваются  у детей с интеллектуальной недостаточностью медленно, с трудностями. В младшем школьном возрасте анализ предметов очень неполон и неточен; выявление сходства и различия предметов при их сравнении затруднено; обобщения опираются лишь на внешние признаки объектов и слишком широки по объему, не дифференцированы; отвлечение от несущественных признаков и выявление существенных резко затруднены. Применение средств наглядности и коррекционная роль трудового обучения несколько сглаживает отмеченные недостатки мыслительных операций у детей с интеллектуальной недостаточностью к среднему и старшему школьному возрасту. К этому времени достигаются значительные успехи в развитии наглядно-образного мышления и практической деятельности, а также речи детей с интеллектуальной недостаточностью., благодаря чему развивается и словесно-логическое мышление. Усваивая знания, учащиеся в соответствии с содержанием программы для вспомогательной школы постепенно овладевают системой понятий, учатся черпать некоторые знания из книг, газет, радиопередач.

Мышление детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется тугоподвижностью, обусловленной особенностями их высшей нервной деятельности. Тугоподвижность проявляется в трудностях актуализации и привлечения знаний, необходимых для решения задач. Таким детям трудно изменить избранный ими способ выполнения задания, перейти от решения задачи одного типа к решению задачи другого типа. У детей с интеллектуальной недостаточностью затруднен процесс обобщения получаемых знаний. Недостаточная критичность мышления, нечувствительность к противоречиям затрудняют самостоятельное исправление допущенных этими детьми ошибок.

Ограниченность знаний и  интересов приводит к тому, что  мышление детей с  интеллектуальной недостаточностью пассивно, их выводы часто необоснованны.

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

В результате теоретического исследования было выяснено, что мышление человека – это сложный познавательный психический процесс, характеризующийся  обобщенным и опосредованным отражением связи и отношений между объектами  в окружающей действительности. Мышление имеет целенаправленный характер, оно  всегда направлено на решение какой-то задачи. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, которые происходят у  человека при помощи языка, во внешней  или внутренней речи.

Исходя из формы мыслительной деятельности, выделяют наглядно-действенное  мышление, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.  Переход к более  высшим генетическим формам выражается не только в развитии новых видов  мышления, но и в изменении уровня всех тех, которые уже возникли на предшествующих ступенях.

При нормальном психическом  развитии к моменту поступления  в школу у ребенка развиваются  разные виды мышления: сформированы наглядно-действенное  и наглядно-образное мышление и элементы словесно-логического, способствующие успешному овладению учебной  программой.

Развитие мышления детей с интеллектуальной недостаточностью, со стойким необратимым нарушением психического (в первую очередь интеллектуального) развития, связанного с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением мозга, подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития аномальных детей. Для мышления детей с интеллектуальной недостаточностью характерны стереотипность, тугоподвижность и недостаточная гибкость. Для них характерно отставание в темпе развития всех видов мышления, особенно логического, недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). По мере проводимого в школе специального обучения недостатки мышления учеников корригируются, но не преодолеваются полностью и вновь обнаруживаются при усложнении предъявляемых задач.

По мнению С. Д. Забрамной, Т. Н. Исаевой, возможности этих детей крайне ограничены, тем не менее, при создании необходимых педагогических условий положительная динамика в их развитии может быть достигнута. Под педагогическими условиями подразумевается наличие благоприятной для ребенка среды, научно-обоснованных программ воспитания и обучения, адекватных методов и приемов работы, методическое и кадровое обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  2. Исследование словесно-логического мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью

2.1 Содержание  и методика констатирующего эксперимента

Для изучения словесно-логического  мышления детей старшего школьного возраста, с интеллектуальной недостаточностью использовались методики Забрамной С.Д. ( см. Приложение 1,2).

Исследование проводилось  на базе УО «Витебская государственная  вспомогательная школа № 26».

Цель изучения: изучение особенностей мышления детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи изучения:

- разработать программу  исследования

-выявить особенности  мышления детей с интеллектуальной  недостаточностью.

Методики по Забрамной№1,2 (см. приложение А , приложение Б).

Цели исследования: Выявить особенности словесно-логического мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков. Так как задания данных таблиц аналогичны заданиям, данным в табл. 65—68, то можно судить и об обучаемости детей.

Процедура проведения:  Ребенку  предъявляют таблицу 69 и дают инструкцию: «Здесь четыре слова, три из них можно  объединить по смыслу, четвертое к  ним не подходит. Скажи, какое слово  к ним не подходит». При необходимости  дети получают помощь в форме разъяснений  и совместного выполнения задания. Затем предъявляют таблицу 70.

На таблице 70 даны группы слов, каждая из которых включает в  себя пять слов. Во время предъявления пяти слов остальной речевой материал должен быть закрыт чистым листом бумаги. Детям дают инструкцию: «Здесь пять слов, четыре слова можно объединить, одно к ним не подходит по смыслу. Назови это слово».

Анализ результатов:  Дети с нормальным умственным развитием 8—10 лет, как правило, не нуждаются в подробной инструкции. Можно ограничиться вопросом: «А здесь какое слово следует исключить?» Помощь эффективна.

Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при  выполнении словесно-логических заданий. Необходима значительная помощь.

Умственно отсталым детям  всякий раз нужно давать подробную  инструкцию. Однако в этом возрасте задание оказывается непосильным. Помощь малоэффективна.

Критерии оценки: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

10-8 баллов - высокий уровень  развития обобщения;

7-5 баллов - средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;

4 и менее баллов - способность  к обобщению развита слабо.

 

2.2 Результаты  констатирующего эксперимента

 

При интерпретации данных экспериментального изучения словесно-логического мышления детей с интеллектуальной недостаточностью, были получены следующие результаты.

С методикой "Четвертый  лишний" (рисунок 1) из учащихся 7-8 классов полностью справились – 46,1%, не справились с заданием – 53,8%. Данные результаты представлены в рисунке 1.

 

Рисунок 1. Результаты выполнения методики «Четвертый лишний»

Рисунок показывает, что большинство детей имеют низкий уровень развития словесно-логического мышления и уровня обобщения на уровне представлений. При этом учащиеся сомневались в своих ответах, многие меняли ответ. Эти задания требовали также определенного уровня развития устной связной речи, например испытуемые:  Н.,А.,Д., не смогли объяснить свой выбор. При проведении исследования, испытуемый М., выполняя методику «Четвертый лишний» из 2 таблиц справился только с одной. При демонстрации слов: «Река, море, мост, пруд» выбрал слово – пруд, потому что, не знал значения этого слова. Из слов: «Роза, сирень, ландыш, морковь» выбрал слово – морковь, но, не выделив при этом обобщающее слово – цветы.

Другой испытуемый Н., выполняя данную методику, не выделил ни одного правильного слова. Из слов: «Река, море, мост, пруд», сказал: «Лишнее река, потому что река течет, остальное нет». При демонстрации 2 таблицы, среди слов: «Роза, сирень, ландыш, морковь», выбрал слово – роза, объяснив свой выбор тем, что роза -красивая.

При проведении исследования, испытуемый Я., выполняя данную методику, в первом случае, выбрал правильное слово - мост, но не смог объяснить свой выбор. Во 2 случае среди слов: «Роза, сирень, ландыш, морковь», выбрал слово – ландыш, и объяснил свой выбор следующим  образом: « Ландыш, не походит, потому что я его не видел».

Развёрнутость речи детей  с интеллектуальной недостаточностью очень низкая. Заметно снижен активный словарь. Деятельность некоторых детей при выполнении задания напоминала не столько процесс мышления, сколько угадывания.

 

 

Рисунок 2. Результаты выполнения методики №70

Таким образом, из рисунка 2 видно, что большинство учащихся имеет низкий уровень обобщений. Большинство детей показали низкий уровень развития (61,5 %).

Например, испытуемые М.,А.,М.,Д., при демонстрации пяти слов, где одно слово не подходило по смыслу, выбрали просто первое слово в ряду и не смогли объяснить свой выбор. Также у учащихся снижен активный словарь. Например испытуемый К., среди слов: «молоко, сливки, сыр, сало, сметана», выделил сало, объяснив свой выбор так: «это к молоку не относится», не указав, что остальные слова – это молочные продукты. Многие выбрали просто не знакомое слово, например в ряду: «молоток, гвоздь, клещи, топор, пила» большинство испытуемых: М.,А.,Д.,В.,А.,В.,А.,К., выбрали слово – клещи, поскольку не знали значение слова. Испытуемый М., в ряду: «лист, почка, кора, дерево, сук»  не выбрал ни одного слова, сказав: «тут ничего нет», и только с помощью подсказки нашел верный ответ.

Многие не находили правильный признак по которому нужно обобщать слова. Например, испытуемый К., в ряду: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Николай», выбрал слово - Фёдор, и объяснил свой выбор следующим образом: «Лишнее здесь, я думаю Федор, потому что я с ним дружу». Другой испытуемый Н., среди слов: «Щетка, ботинки, сапоги, тапочки, валенки», выбрал слово – валенки, и объяснил свой выбор так: «Валенки - потому, что их носят зимой».

Кроме этого многие дети отличались повышенной невнимательностью, отвлекаемостью и неумением обосновать свой выбор.

 

Выводы по второй главе

 

Экспериментальное исследование особенностей мыслительной деятельности старших школьников с интеллектуальной недостаточностью было организовано на базе УО «Витебская государственная вспомогательная школа № 26».

Информация о работе Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью