Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:54, курсовая работа
На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте специфических нарушений письменной речи у детей. С каждым годом в начальных классах общеобразовательных школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. По данным Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Д.И. Орловой, Л.Г. Парамоновой дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза речевого потока является одной из ведущих среди других форм дисграфий.
Несомненно, практическое действие может быть сплетено с мыслительным актом, они могут осуществляться одновременно, но при этом мысль никогда не превратится во внешнее действие, так как мысль есть явление внутренней деятельности субъекта, продукт особой формы психической деятельности, называемой мышлением.
Большинство же зарубежных психологов обратились к проблеме определения и диагностики практического интеллекта после эмпирических попыток найти характеристики общего интеллекта, некоего g фактора, лежащего в основе всех достижений индивидов. Эти попытки закончились неудачей, разочарованием в возможностях интеллектуальных тестов предсказывать правильное «интеллектуальное» выполнение разнообразных типов задач, обычно включаемых в тест. Обнаружилось, что одни люди лучше решают одни типы задач, другие предпочитают выполнять иные типы заданий. Было высказано положение о том, что интеллект состоит из разных когнитивных способностей.
К числу способностей, которые были отделены от общего интеллекта, относятся способности, проявляемые в действиях, в манипуляциях с предметами. Так, многие психологи считают заслугой Д. Векслера разделение единого теста на вербальную шкалу и шкалу действия. В последнюю вошли следующие субтесты: «Недостающие детали» (понимание незавершенности, незаконченности изображенных предметов и ситуаций и нахождение недостающей части); «Последовательность картинок» (понимание ситуации и способность к восстановлению из фрагментов событий логического целого); «Кубики Косса» и «Составление фигур» (сенсомоторная координация и способность синтезировать целое из частей); «Символы» (зрительнодвигательные навыки). В шкале интеллекта Д. Векслера для дошкольников и младших школьников к субтестам действия относятся также «Лабиринты».
Тесты действия как измерители практического интеллекта широко использовались клиническими психологами. В течение многих лет схема их работы с детьми сводилась к следующему: ребенку давали тесты Бине, и если оценка по ним была недостаточной, ему предъявляли батарею тестов действия Пинтнера Патерсона в качестве дополнения. Оценки по тестам действия не объединялись с оценками теста Бине, а использовались как характеристики специальной компенсаторной способности ребенка, каковой считался практический интеллект.
Создатель еще одного интеллектуального теста немецкий психолог Р. Амтхауер предусмотрел в своей методике для диагностики практических способностей не субтесты действия, а задания, диагностирующие умения выполнять простые математические операции, находить числовые закономерности, задания на пространственное мышление и память.
Мы построили нашу диагностическую программу, обобщив опыт изучения мышления как отечественными, так и зарубежными психологами, взяв за основу модифицированные методики невербального компонента теста Д.Векслера и методику Н. Семаго, разработанные на кафедре психологических проблем образования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области в рамках диагностического пакета «Познавательное развитие младших школьников».
Выводы по первой главе
- мышление когнитивно, т.е. происходит «внутренне», в уме, но о нем судят по поведению. Игрок в шахматы проявляет свое мышление, когда делает ход;
- мышление – это процесс, при котором в когнитивной системе происходит некоторая манипуляция знаниями. Обдумывая свой ход, игрок в шахматы объединяет прошлые воспоминания с текущей информацией и заменяет свое знание ситуации;
- мышление направленно, и его результаты проявляются в поведении, которое «решает» некоторую проблему или направленно на ее решение;
- мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве.
- виды мышления: предметно – действенное, наглядно – образное, абстрактное;
- мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение.
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению степени сформированности операций анализа и синтеза мышления у детей младшего школьного возраста с дисграфией
2.1. Содержание диагностической программы
Как указывалось выше, при дисграфии состояние навыков письма в определенной степени согласуется с уровнем интеллектуального развития. Однако для того, чтобы выявить наличие этой связи, необходимо оценить состояние интеллекта. Кроме того, уровень интеллектуальных способностей необходимо учитывать при планировании и проведении коррекционной работы и определении типа образовательного учреждения, в котором она может быть организована в оптимальном для ребенка режиме. Наконец, прогноз результата коррекционной работы тоже в немалой степени зависит от познавательной активности ребенка. Это должно быть принято в расчет и обязательно доведено до сведения родителей во избежание образования у них неоправданных ожиданий, которые порождают нередко неадекватные требования по отношению к ребенку и преждевременное разочарование в отношении результативности коррекционной работы.
Цель исследования: выявление способности к анализу-синтезу и способности к установлению закономерностей.
Материал и оборудование: четыре отдельных бланка с заданиями, цветные фломастеры (Приложение).
Процедура исследования:
Бланки №1, №2, №3 и №4 предъявляются отдельно и последовательно, один за другим.
Инструкция: «Рассмотри внимательно, что нарисовано, продолжи рисунок так же, как здесь».
Обработка:
Учитывается правильность воспроизведения совокупности шести признаков – последовательность фигур, расстояние между ними, цвет, величина, расположение относительно оси, направление штриховки. Задание считается правильно выполненным, если школьник воспроизводит все 6 признаков. В случае нарушения хотя бы одного из них задание считается неправильно выполненным и предлагается выполнить другое, менее сложное.
Оценка результатов:
I уровень – высокий - выполнил без ошибок, без дополнительных и поправочных действий;
II уровень – выше среднего - выполнил с ошибками, но самостоятельно вносил поправки по ходу выполнения задания;
III уровень – средний - сделал ошибки и не справился с обоснованием;
IV уровень – низкий - сделал большое количество ошибок;
V уровень – не справился с заданием.
Для исследования состояния наглядно-образного
мышления, умения устанавливать причинно-
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: Начинать с демонстрации «Бокс» и переходить к N1. Если два задания (N 1 и N 2) не выполнены, возвратиться к «А», «В», «С», «Д» и прекратить. Если не выполнено только одно из заданий N 1 или N 2 или выполнены оба, то:
а) дать аванс за задания «А», «В», «С», «Д» (8 баллов); б) продолжать до 2-х неудач подряд. Оценки, за задания N 1 и N 7 зависят от времени исполнения. Для заданий N 3, 4, б и 7 правильным считается любой из указанных вариантов.
а) повторить демонстрацию без объяснения; 6) разместить в порядке номеров и предложить собрать. Оценки: за выполнение с первой попытки - 2 балла, со 2-ой – 1 балл. Переходить к «В» при любых обстоятельствах.
Картинка «В» (Мать)
Картинка «С» (Поезд)
Картинка «Д» (Весы)
Прекратить при 2 неудачах подряд.
Оценки и временные лимиты
Задание |
Последовательность |
Баллы | ||||
7 |
6 |
5 |
4 |
2-1-0 | ||
А.Собака B.Мать C.Поезд Д.Весы |
ABC TOY, OYT IRON, IR-ON ABC |
75" 75" 60" 45" | ||||
1.Пожар 2.Вор 3.Фермер 4.Пикник 5.Соня 6.Садовник 7.Дождь |
FIRE THVG QRST, SQRT EFGH, EFHG PERSY FISHER, FSIHE MASTER, MSTEAR, ASTEMR |
1-5" 1-5" 1-5" 1-5" 1-10" 1-15" 1-15" |
6-10" 6-10" 6-10" 6-10" 11-15" 16-20" 16-20" |
1-15" 1-15" 1-15" 1-15" 16-20" 21-30" 21-30" |
16-45" 16-45" 16-45" 16-45" 21-60" 31-75" 31-75" |
I уровень – высокий – 51-57 баллов.
II уровень – выше среднего – 44-50 баллов.
III уровень – средний – 37-43 балла.
IV уровень – низкий – 30-36 баллов.
Методика Векслера, субтест «Недостающие детали»
Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки. На них нарисованы разные предметы, но у каждого предмета чего-то не хватает, что-то недорисовано. А ты мне попробуй сказать, что там не хватает, или покажи пальцем». Начинать с задания N 1. При неудаче помочь и перейти к заданию N 2. При неудаче снова помочь и перейти к заданию N 3. Больше не помогать! Прекратить при 3 неудачах подряд.
Общие правила
I уровень – высокий – 16-20 баллов.
II уровень – выше среднего – 10-15 баллов.
III уровень – средний – 5-9 баллов.
IV уровень – низкий – 0-4 балла.
Методика Векслера, субтест «Кубики Косса»
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: объяснить, и показать окраску кубиков. Начинать с фиг. «С». При выполнении задания «С» с 1-ой или 2-ой попытки:
Информация о работе Особенности мыслительной деятельности у детей с дисграфией