Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:54, курсовая работа
На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте специфических нарушений письменной речи у детей. С каждым годом в начальных классах общеобразовательных школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. По данным Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Д.И. Орловой, Л.Г. Парамоновой дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза речевого потока является одной из ведущих среди других форм дисграфий.
а) дать аванс за «А» и «В» (4 балла)
б) перейти к заданию N 1.
Прекратить при 2 неудачах подряд. При невыполнении задания «С» со второй попытки - вернуться к «А» и «В» и прекратить. Оценки для заданий N 1 - N 7 зависят от времени выполнения
Оценки: за выполнение с 1-ой попытки - 2 балла; со второй -1 балл.
Фигура «В»
1. За ширмой сложить фигуру «В». Показать испытуемому в готовом виде и оставить как модель. Предложить сложить из 4-х других кубиков аналогичную фигуру по модели. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, и разрушив, снова предложить собрать по модели. При второй неудаче - прекратить. Переходить к фиг. «С», если задание «В» выполнено на 1 или 2 балла). Оценки: за выполнение с 1-ой попытки-2 балла, со 2-ой -1 балл.
Фигура «С»
Общие правила:
Оценки и временные лимиты
Задание |
Баллы | ||||
7 |
6 |
5 |
4 |
2-1-0 | |
А. В. С. |
45" 45" 45" | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
1-10" 1-10" 1-15" 1-10" 1-35" 1-55" 1-55" |
11-15" 11-15" 16-20" 11-15" 36-45" 56-65" 56-65" |
16-20" 16-20" 21-25" 16-20" 46-65" 66-80' 66-90" |
21-75" 21-75" 26-75" 21-75" 66-150" 81-150" 91-150" |
I уровень – высокий – 51-57 баллов.
II уровень – выше среднего – 44-50 баллов.
III уровень – средний – 37-43 балла.
IV уровень – низкий – 30-36 баллов.
Методика Векслера, субтест «Складывание фигур»
Начинать с задания N 1. Независимо от выполнения дать все 4задания. Оценки: при полном сложении оценка зависит от времени исполнения, как эти показано в таблице ниже. При неполном сложении за все положенное время оценка зависит от количества правильно сложенных деталей.
N 1 – «Мальчик»
-3 балла в случае, если неправильно установлены ноги, левая переставлена с правой, или ступни ног обращены кверху;
-2 балла в случае, если ноги отсутствуют вообще или приставлены вместо рук;
-1 балл, когда сложена верхняя часть туловища.
N 2 – «Лошадь» - 1 балл начисляется за одно правильное соединение двух элементов фигуры.
N 3 – «Лицо» - При вопросе «Что это?», сказать: «А ты как думаешь?»
(фигуру не называть), или «Сложи, что будет». Если испытуемый правильно назовет фигуру, не подтверждать, a сказать,- «А ты попробуй».
Оценка: в 0,5 балла оценивается каждое соединение двух элементов фигуры, обозначенная в приложении N 2 знаками (х). При получении дробного числа округлять в большую сторону.
N 4 – «Автомобиль» - 1 балл начисляется за одно правильное соединение двух элементов фигуры.
Общие правила:
Оценки и временные лимиты
Задание |
Баллы | |||||
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 | |
1. Мальчик 2. Лошадь 3. Лицо 4. Машина |
1-15" 1-35" 1-25" |
16-20" 36-45" 26-30" |
1-10" 21-30" 46-70" 31-45" |
11-15" 31-180" 71-180" 46-180" |
16-20" |
21-120" |
I уровень – высокий – 46-52 балла.
II уровень – выше среднего – 38-45 баллов.
III уровень – средний – 30-37 баллов.
IV уровень – низкий – 22-29 баллов.
Критерии уровней развития логических операций
анализа и синтеза мышления
Данные критерии оценивания логических операций мышления разработаны на кафедре психологических проблем образования института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области в рамках диагностического пакета «Познавательное развитие младших школьников»
Уровни развития |
Критерии оценки логических операций анализа и синтеза мышления |
Высокий |
Ребенок успешно справился со всеми предложенными заданиями, затратив на их выполнение минимум времени |
Выше среднего |
Ребенок успешно выполнил все предложенные задания, но допустил одну-две ошибки, исправленные самостоятельно, либо выполнение заданий потребовало значительных затрат времени |
Средний |
Ребенок выполнил все предложенные задания, но допустил несколько ошибок (не больше 5 ош.), затратив при этом значительное количество времени |
Низкий |
Ребенок справился не со всеми заданиями, либо не уложился в указанные временные рамки, либо допустил большое количество ошибок |
2.2. Анализ результатов
Результаты выполнения заданий детьми обрабатывались с учетом поставленной цели исследования: выявить с помощью специально подобранного комплекса диагностических методик зависимость состояния письменной речи от уровня развития операций анализа и синтеза мышления у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Для достижения поставленной цели была проведена диагностика мышления у детей с дисграфией на почве несформированности языкового анализа и синтеза, которая позволила определить состояние логических операций анализа и синтеза мышления.
Проанализировав полученные данные, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1. (см. приложение 1)
С большинством предложенных заданий дети справились достаточно успешно, наибольшую сложность для учащихся представляло задание на диагностику способности к логическому анализу – Кубики Косса. Однако у всех детей возникали определенные затруднения.
Альбина К., 3 класс. Достаточно успешно справилась с заданиями методик «Продолжи ряд», «Последовательные картинки», «Складывание фигур». но допустила несколько ошибок, которые исправила самостоятельно. На выполнение заданий методики «Недостающие детали» затратила недопустимо много времени, в связи с чем набрала малое количество баллов. Значительные трудности представляло для нее задание «Кубики Косса», при выполнении которого допустила большое количество ошибок.
Вадим С., 3 класс. При выполнении заданий методики «Продолжи ряд» допустил ошибки в направлении штриховки, которые не смог самостоятельно исправить. Ошибки обнаружились также и в установлении правильной последовательности сюжетных картинок, и в задании «Кубики Косса». Выполняя задания методики «Недостающие детали», обнаружил достаточно небольшое количество пропусков. В задании «Складывание фигур» успешными оказались только две фигуры.
Ваня Ш., 3 класс. Допустил ошибки в последовательности и расположении фигур относительно оси задания методики «Продолжи ряд», которые самостоятельно не исправил. На выполнение заданий методики «Последовательные картинки» затратил значительно много времени, в связи с чем набрал малое количество баллов. Достаточно успешно справился с заданием на поиск недостающих деталей. Значительные затруднения испытывал, выполняя задания методик «Кубики Косса» и «Складывание фигур», допустив большое количество ошибок.
Вася Е., 3 класс. Показал низкий результат выполнения задания «Продолжи ряд», совершив ошибки в последовательности фигур, их величине, направлении штриховки. В методиках «Последовательные картинки», «Складывание фигур» справился не со всеми заданиями, не уложившись в указанные временные рамки. В заданиях методики «Недостающие детали» заметил малое количество пропусков. Не смог выполнить задания методики «Кубики Косса», затратив значительное количество времени и допустив большое количество ошибок.
Аня М., 4 класс. Успешно справилась с заданиями методик «Продолжи ряд», «Последовательные картинки», «Недостающие детали», «Складывание фигур», показав результаты высокие и выше среднего. Однако испытывала затруднения при складывании кубиков Косса, допустив небольшое количество ошибок.
Света В., 4 класс. Достаточно хорошо выполнила задания методик «Продолжи ряд», «Последовательные картинки», «Кубики Косса», допустив несколько ошибок, исправленных самостоятельно. В задании «Недостающие детали» заметила малое количество пропусков. Значительно хуже справилась с заданием методики «Складывание фигур», правильно собрав только две фигуры.
Дима П., 4 класс. В заданиях методик «Продолжи ряд», «Последовательные картинки», «Кубики Косса», допустил большое количество ошибок, которые не смог исправить самостоятельно. В методике «Складывание фигур» справился не со всеми заданиями, не уложившись в указанные временные рамки. В задании «Недостающие детали» заметил малое количество пропусков.
По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод о том, что для большинства детей с дисграфией на почве языкового анализа и синтеза характерен низкий уровень развития логических операций анализа и синтеза мышления. Таким образом, достаточно четко прослеживается связь между уровнем развития логических операций анализа и синтеза мышления и возникновением дисграфии на почве языкового анализа и синтеза. Следовательно, можно говорить о том, что низкий уровень развития указанных операций мышления является предпосылкой возникновения и развития данного вида дисграфии.
2.3. Рекомендации для педагогов
Воспитание правильной речи у детей – одна из важнейших проблем логопедии, общей и специальной педагогики. Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи. Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцировано и специфично для каждого из компонентов речи. Аналитико-синтетическая деятельность мозга играет большую роль в процессе восприятия речи, звуковом анализе. Мыслительные процессы ребёнка занимают большое место в развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. У детей с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедлиться темп интеллектуального развития. В силу дефекта речи такие дети мало общаются с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.
В связи с этим важной задачей начального обучения становится развитие у таких детей логического мышления, которое проявляется в том, что при решении проблемы ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.
Умение мыслить логически,
выполнять умозаключения без
наглядной опоры, сопоставлять суждения
по определенным правилам – необходимое
условие успешного усвоения учебного
материала не только в начальных
классах, но и в средних, и в
старших. Мышление – это способность
человека рассуждать, представляющая
собой процесс отражения
Мы подобрали следующие упражнения, позволяющие педагогу значительно повысить уровень развития логических операций мышления:
назови каждую группу предметов одним словом:
ромашка, лилия, астра - … цветы
Информация о работе Особенности мыслительной деятельности у детей с дисграфией