Особенности мыслительной деятельности у детей с дисграфией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте специфических нарушений письменной речи у детей. С каждым годом в начальных классах общеобразовательных школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. По данным Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Д.И. Орловой, Л.Г. Парамоновой дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза речевого потока является одной из ведущих среди других форм дисграфий.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 133.17 Кб (Скачать документ)

а) дать аванс за «А» и «В» (4 балла)

б) перейти к заданию N 1.

Прекратить при 2 неудачах подряд. При невыполнении задания «С» со второй попытки - вернуться к «А» и «В» и прекратить. Оценки для заданий N 1 - N 7 зависят от времени выполнения

  1. При испытуемом сложить кубики, как показано на картинке.  Карточку 
    испытуемому не показывать. Оставить сложенную из кубиков фиг. «А» как модель.
  2. Предложить сложить из 4-х других кубиков то же, что  и  на  модели, 
    расположив    эти    кубики     между    испытуемым     и     моделью.     При     неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках  испытуемого, разрушив, снова предложить собрать по модели. Независимо от результата перейти в фиг. «В».

Оценки: за выполнение с 1-ой попытки - 2 балла; со второй -1 балл.

Фигура «В»

1. За ширмой сложить фигуру  «В». Показать испытуемому в готовом виде и оставить как модель. Предложить сложить из 4-х других кубиков аналогичную фигуру по модели. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, и разрушив, снова предложить собрать по модели. При второй неудаче - прекратить. Переходить к фиг. «С», если задание «В» выполнено на 1 или 2 балла). Оценки: за выполнение с 1-ой попытки-2 балла, со 2-ой -1 балл.

Фигура «С»

  1. Положить перед испытуемым карточку «С», сказав: «Сейчас я сделал точно так же, как на этой картинке. Смотри». Сложить из 4-х кубиков фиг. «С»
  2. Разрушить фигуру из кубиков. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение, и разрушив, снова  предложить собрать по картинке. При второй неудаче - прекратить. Переходить к заданию N 1, если задание «С» выполнено на 1 или 2 балла.

Общие правила:

  1. Испытуемый должен сидеть прямо перед столом.
  2. Задания «А», «В», «С», N 1 - N 4 выполнять из 4 кубиков, задание N 5 - N 7 - из 9 кубиков.
  3. Перед каждым заданием перемешать кубики таким образом, чтобы при 
    выполнении из 4-х кубиков только один,  а при выполнении из 9 (только два имели сверху красную или красно-белую поверхность).

Оценки и временные лимиты

 

Задание

Баллы

7

6

5

4

2-1-0

А.

В.

С.

       

45"

45"

45"

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

1-10"

1-10"

1-15"

1-10"

1-35"

1-55"

1-55"

 

11-15"

11-15"

16-20"

11-15"

36-45"

56-65"

56-65"

 

16-20"

16-20"

21-25"

16-20"

46-65"

66-80'

66-90"

 

21-75"

21-75"

26-75"

21-75"

66-150"

81-150"

91-150"

 

 

I уровень – высокий  – 51-57 баллов.

II уровень – выше среднего  – 44-50 баллов.

III уровень – средний  – 37-43 балла.

IV уровень – низкий  – 30-36 баллов.

Методика Векслера, субтест «Складывание фигур»

Начинать с задания N  1. Независимо от выполнения дать все 4задания. Оценки: при  полном сложении оценка зависит  от времени  исполнения,  как эти  показано в таблице ниже. При неполном сложении за все положенное время оценка зависит от количества правильно сложенных деталей.

N 1 – «Мальчик»

-3 балла в случае, если неправильно установлены ноги, левая переставлена с правой, или ступни ног обращены кверху;

-2 балла в случае, если ноги отсутствуют вообще или приставлены вместо рук;

-1 балл, когда сложена верхняя часть туловища.

N 2 – «Лошадь» - 1 балл начисляется за одно правильное соединение двух элементов фигуры.

N 3 – «Лицо» - При вопросе «Что это?», сказать: «А ты как думаешь?»

(фигуру не называть), или «Сложи, что будет». Если испытуемый правильно назовет фигуру, не подтверждать, a сказать,- «А ты попробуй».

Оценка: в 0,5 балла оценивается каждое соединение двух элементов фигуры, обозначенная в приложении N 2 знаками (х). При получении дробного числа  округлять в большую сторону.

N 4 – «Автомобиль» - 1 балл начисляется за одно правильное соединение двух элементов фигуры.

Общие правила:

  1. Раскладывать летали каждого объекта строи) по схеме (приложение 2).
  2. Первые два объекта испытуемому назвать сразу («Мальчик» и «Лошадь»).
  3. Фигуры 3 и 4 не называть.
  4. В случае если испытуемый переворачивает детали лицевой стороной вниз, сказать, что это правилами игры не разрешается и предложить ему (самому!) перевернуть деталь.

 

Оценки и временные лимиты

 

 

Задание

Баллы

9

8

7

6

5

4

 

1. Мальчик

2. Лошадь

3. Лицо

4. Машина

 

 

1-15"

1-35"

1-25"

 

 

16-20"

36-45"

26-30"

 

1-10"

21-30"

46-70"

31-45"

 

11-15"

31-180"

71-180"

46-180"

 

16-20"      

 

21-120"


 

I уровень – высокий  – 46-52 балла.

II уровень – выше среднего  – 38-45 баллов.

III уровень – средний  – 30-37 баллов.

IV уровень – низкий  – 22-29 баллов.

 

Критерии уровней развития логических операций

анализа и синтеза мышления

Данные критерии оценивания логических операций мышления разработаны на кафедре психологических проблем образования института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области в рамках диагностического пакета «Познавательное развитие младших школьников»

 

Уровни развития

Критерии оценки логических

операций анализа и синтеза  мышления

Высокий

Ребенок успешно справился со всеми предложенными заданиями, затратив на их выполнение минимум времени

Выше среднего

Ребенок успешно выполнил все предложенные задания, но допустил одну-две ошибки, исправленные самостоятельно, либо выполнение заданий потребовало значительных затрат времени

Средний

Ребенок выполнил все предложенные задания, но допустил несколько ошибок (не больше 5 ош.), затратив при этом значительное количество времени

Низкий

Ребенок справился не со всеми заданиями, либо не уложился в указанные временные  рамки, либо допустил большое количество ошибок


 

2.2. Анализ результатов

Результаты выполнения заданий  детьми обрабатывались с учетом поставленной цели исследования: выявить с помощью специально подобранного комплекса диагностических методик зависимость состояния письменной речи от уровня развития операций анализа и синтеза мышления у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Для достижения поставленной цели была проведена диагностика мышления у детей с дисграфией на почве несформированности языкового анализа и синтеза, которая позволила определить состояние логических операций анализа и синтеза мышления.

Проанализировав полученные данные, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1. (см. приложение 1)

С большинством предложенных заданий  дети справились достаточно успешно, наибольшую сложность для учащихся представляло задание на диагностику способности к логическому анализу – Кубики Косса. Однако у всех детей возникали определенные затруднения.

Альбина К., 3 класс. Достаточно успешно справилась с заданиями методик «Продолжи ряд», «Последовательные картинки», «Складывание фигур». но допустила несколько ошибок, которые исправила самостоятельно. На выполнение заданий методики «Недостающие детали» затратила недопустимо много времени, в связи с чем набрала малое количество баллов. Значительные трудности представляло для нее задание «Кубики Косса», при выполнении которого допустила большое количество ошибок.

Вадим С., 3 класс. При выполнении заданий методики «Продолжи ряд» допустил ошибки в направлении штриховки, которые не смог самостоятельно исправить. Ошибки обнаружились также и в установлении правильной последовательности сюжетных картинок, и в задании «Кубики Косса». Выполняя задания методики «Недостающие детали», обнаружил достаточно небольшое количество пропусков. В задании «Складывание фигур» успешными оказались только две фигуры.

Ваня Ш., 3 класс. Допустил ошибки в последовательности и расположении фигур относительно оси задания методики «Продолжи ряд», которые самостоятельно не исправил. На выполнение заданий методики «Последовательные картинки» затратил значительно много времени, в связи с чем набрал малое количество баллов. Достаточно успешно справился с заданием на поиск недостающих деталей. Значительные затруднения испытывал,  выполняя задания методик «Кубики Косса» и «Складывание фигур», допустив большое количество ошибок.

Вася Е., 3 класс. Показал низкий результат выполнения задания «Продолжи ряд», совершив ошибки в последовательности фигур, их величине, направлении штриховки. В методиках «Последовательные картинки», «Складывание фигур» справился не со всеми заданиями, не уложившись в указанные временные рамки. В заданиях методики «Недостающие детали» заметил малое количество пропусков. Не смог выполнить задания методики «Кубики Косса», затратив значительное количество времени и допустив большое количество ошибок.

Аня М., 4 класс. Успешно справилась с заданиями методик «Продолжи ряд», «Последовательные картинки», «Недостающие детали», «Складывание фигур», показав результаты высокие и выше среднего. Однако испытывала затруднения при складывании кубиков Косса, допустив небольшое количество ошибок.

Света В., 4 класс. Достаточно хорошо выполнила задания методик «Продолжи ряд», «Последовательные картинки», «Кубики Косса», допустив несколько ошибок, исправленных самостоятельно. В задании «Недостающие детали» заметила малое количество пропусков. Значительно хуже справилась с заданием методики «Складывание фигур», правильно собрав только две фигуры.

Дима П., 4 класс. В заданиях методик «Продолжи ряд», «Последовательные картинки», «Кубики Косса», допустил большое количество ошибок, которые не смог исправить самостоятельно. В методике «Складывание фигур» справился не со всеми заданиями, не уложившись в указанные временные рамки. В задании «Недостающие детали» заметил малое количество пропусков.

По результатам проведенной  диагностики можно сделать вывод о том, что для большинства детей с дисграфией на почве языкового анализа и синтеза характерен низкий уровень развития логических операций анализа и синтеза мышления. Таким образом, достаточно четко прослеживается связь между уровнем развития логических операций анализа и синтеза мышления и возникновением дисграфии на почве языкового анализа и синтеза. Следовательно, можно говорить о том, что низкий уровень развития указанных операций мышления является предпосылкой возникновения и развития данного вида дисграфии.

 

2.3. Рекомендации  для педагогов

Воспитание правильной речи у детей – одна из важнейших  проблем логопедии, общей и специальной педагогики. Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи. Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцировано и специфично для каждого из компонентов речи. Аналитико-синтетическая деятельность мозга  играет большую роль в процессе восприятия речи, звуковом анализе. Мыслительные процессы ребёнка занимают большое место в развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Речь развивается в тесной взаимосвязи  с формированием мыслительных процессов. У детей с нарушениями речи при отсутствии соответствующих  коррекционных мероприятий может замедлиться темп интеллектуального развития. В силу дефекта речи такие дети мало общаются с окружающими, круг представлений  в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.

В связи с этим важной задачей начального обучения становится развитие у таких детей логического  мышления, которое проявляется в  том, что при решении проблемы ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без  наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое  условие успешного усвоения учебного материала не только в начальных  классах, но и в средних, и в  старших. Мышление – это способность  человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной  действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Мышление базируется на знаниях ребенка. Учебный процесс, ориентируемый на повышение качества знаний, должен быть построен таким образом, чтоб иметь четко выраженную направленность на развитие и совершенствование интеллектуальных операций – анализа, синтеза, сравнения. Необходимо делать акцент на формирование и более сложных мыслительных операций: умений проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному им найденному признаку. Реализация подобранных специальных целенаправленных заданий позволяет мне направить обучение на активное развитие мыслительных процессов, сделать обучение развивающим и повысить интеллектуальный уровень детей.

Мы подобрали следующие  упражнения, позволяющие педагогу значительно  повысить уровень развития логических операций мышления:

 назови каждую группу предметов одним словом:

ромашка, лилия, астра - …  цветы 

Информация о работе Особенности мыслительной деятельности у детей с дисграфией