Особенности мыслительной деятельности у детей с дисграфией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте специфических нарушений письменной речи у детей. С каждым годом в начальных классах общеобразовательных школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. По данным Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Д.И. Орловой, Л.Г. Парамоновой дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза речевого потока является одной из ведущих среди других форм дисграфий.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 133.17 Кб (Скачать документ)

топор, молоток, лопата - …  инструменты 

ветер, дождь, снег - … явления  природы 

найди лишний предмет, дай  общую характеристику остальным  словам:

- по ассоциации:   яблоко, груша, мяч …         кружка, кастрюля, ручка …

- по видовому признаку (категория рода): карандаш, газета, гараж; степь, речь, конь ;

- по видовому признаку (категория склонения): дача, папа, зеркало,  страна; луч, шалаш, ключ, рожь;

- по видовому признаку (категория числа): правда, деньги, сани, жмурки;

 молоко, тушь, ножницы, погода;

какой признак объединяет каждую группу предметов:

заяц, человек, динозавр, змея … (одушевленность)

пенал, парта, экран, глобус … (неодушевленность)

найди все видовые различия и сходства в словах: вьюга метель;

продолжи ряд, не нарушая  закономерности (порядка):

- по принципу одушевленности:  человек, парта, лиса, карандаш  … 

- по категории падежа: дом, дома, дому … 

придумай и назови следующее  слово, не нарушая закономерности:

зима, весна, лето, … 

утро, день, вечер, … 

понедельник, вторник, среда, …

составь предложения из перечисленных  слов:

дети, дом, из, строят, кубиков 

автобус, быстро, ехал, дороге, по

выпиши из данного списка слов:

- только имена существительные  одушевленные;

- только имена существительные  мужского рода;

- только имена существительные  собственные: 

Азбука, лиса, Дина, дорога, Астана, река, лев, аким, село, президент, человек, Иртыш, Парламент, герб …

найди из данного списка только имена существительные первого  склонения:

театр, музыка, пучь, страна, глобус, карта, дядя, Лена, культура … 

в каком столбике записаны имена существительные только женского рода?

чернила тюль мышь

рояль шампунь сталь 

картофель лебедь фасоль

укажи строчку, в которой  все существительные одного склонения:

а) барабан, Буратино, печь

б) солнце, море, кот 

в) кошка, простыня, дочь

 расшифруй:

Астана – не село, а  ………. (город)

Яблоко – не овощ, а  ………. (фрукт)

Лещ – не птица, а ………. (рыба)

найди слово, соответствующее  схеме:

имя существительное, неодушевленное, собственное, ед.ч., м.р., 2 скл.

папа, государство, Семипалатинск, пенал, Азамат, витрина, солнце…

 слова рисование, чтение, плавание, называют действие предметов, поэтому я считаю, что это глагол. Согласны ли вы?

 какое существительное имеет только одно значение?

а) горошек б) блокнот в) мышка 

  соедини стрелочками выделенное слово и падеж:

а) Я люблю запах кофе.                                              1) И.п.

б) Замечательный запах  был у какао!                       2) Р.п.

в) Налейте, пожалуйста, сливок в кофе.                   3) В.п.

                                                                                       4) П.п.

 соедини стрелочками выделенное слово и его род:

а) В школу привезли новый  тюль.                           1) ж.р.

б) На прилавке лежала свежая иваси.                      2) м.р.

в) По местному радио передавали новости.            3) ср.р.

 допиши к существительным по два имени прилагательных:

Жюри – объективное, …, … 

Кофе – индийский, …, … 

Какаду – красивый, …, … 

Интервью – обязательное, …, … 

Фламинго – изящный, …, … 

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, можно  сделать вывод, что логические операции  мышления являются основными и наиболее значимыми операциями мышления, без овладения которыми невозможно формировать понятия и законы, овладевать основами наук. Поэтому работа по развитию неречевых психических функций должна органично вписываться в каждое логопедическое занятие с детьми. Задания по развитию неречевых психических функций, в данном случае мышления, необходимо проводить на каждом логопедическом занятии от 3 до 10 минут. Таким образом, важно развивать указанные операции мышления у детей с раннего возраста и уделять этому вопросу большое внимание.

Выводы по второй главе

 

  1. Для исследования уровня развития логических операций анализа и синтеза мышления у детей с дисграфией на почве несформированности языкового анализа и синтеза была разработана диагностическая программа, которая позволила определить их состояние.
  2. По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод о том, что для большинства детей с дисграфией на почве языкового анализа и синтеза характерен низкий уровень развития логических операций анализа и синтеза мышления. Таким образом, достаточно четко прослеживается связь между уровнем развития логических операций анализа и синтеза мышления и возникновением дисграфии на почве языкового анализа и синтеза. Следовательно, можно говорить о том, что низкий уровень развития указанных операций мышления является предпосылкой возникновения и развития данного вида дисграфии. Подтвердилась гипотеза о том, что нарушения письменной речи младших школьников во многом обусловлены несформированностью функций фонематической системы, особенно операций фонематического анализа и синтеза
  3. На основании выявленных особенностей логических операций анализа и синтеза мышления у учащихся были разработаны методические рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В курсовой работе было рассмотрено  понятие мышления, его структура. Под мышлением мы понимаем опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. В структуре мышления различают: виды мышления: предметно – действенное, наглядно – образное, абстрактное; мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение.

Был проведен  теоретический  анализ научно-педагогической литературы, который позволил нам выяснить, что исследователи Е.Ф. Соботович, И.М. Плоткина, В.Т. Петрова, А.Н. Корнев связывают механизм дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с логопатологическими, психологическими и лингвистическими факторами. Иной взгляд на природу и сущность возникновения дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза имеют Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Л.Г. Парамонова которые констатируют нарушение операций анализа и синтеза при письме у школьников, но недостаточно полно раскрывают, какие именно операции нарушены и каков уровень этих нарушений. У детей с этим видом дисграфии страдают не языковые (фонологические), а метаязыковые процессы: операции, связанные с осознанием основных лингвистических единиц членения речи (предложение, слово, слог, звук) и анализом устных высказываний на эти условные единицы. Этот вид дисграфии, по наблюдениям А.Н. Корнева, является наиболее распространенным. В письме детей встречаются многочисленные пропуски и перестановки букв и слогов, нарушено деление текста на предложения (отсутствуют точки и заглавные буквы) и предложения — на слова. Возможны слитные написания слов, отдельное написание частей слова. В основе данного варианта дисграфии лежит несформированность навыка анализа и синтеза, являющегося одной из форм интеллектуальной деятельности. Освоение этого навыка зависит как от уровня языковой зрелости, так и от состояния предпосылок интеллекта и интеллектуальных способностей. Следует отметить, что степень зрелости предпосылок интеллекта прямым образом влияет на число ошибок. По данным И. М. Плоткиной, коэффициент корреляции между результатами выполнения заданий, оценивающих предпосылки интеллекта, и количеством ошибок фонематического анализа и синтеза равен 0,7, т. е. высокодостоверен.

Обобщив опыт зарубежных и  отечественных психологов, нами была разработана методика изучения уровня развития логических операций анализа и синтеза мышления. По результатам проведенной диагностики был сделан вывод о том, что низкий уровень развития указанных операций мышления является предпосылкой возникновения и развития данного вида дисграфии. Подтвердилась гипотеза о том, что нарушения письменной речи младших школьников во многом обусловлены несформированностью функций фонематической системы, особенно операций фонематического анализа и синтеза

На основании выявленных особенностей логических операций анализа и синтеза мышления у учащихся были разработаны методические рекомендации.

Таким образом, поставленные нами цели и задачи были в процессе ис-следования реализованы. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Аманатова, М.М. Обзор нарушений чтения и письма у учащихся обще-образовательных школ [Текст] /М.М. Аманатова// Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Изд-во МСГИ. 2006.
  2. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе, овладения детьми чтением и письмом [Текст]/ Б.Г. Ананьев. - М.: Известия АПН РСФСР, 1955.
  3. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагно-стика. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст]: учебное пособие / под общ. ред. О.Б. Иншаковой.- М.: МПСИ, 2001.
  4. Буковцова, Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития [Текст] / Н.И. Буковцова// Практическая психология и логопедия.- 2004. - №2.
  5. Болотина, Л. Р. Развитие мышления учащихся [Текст] / Л.Р. Болотина// Начальная школа. – 2004. – № 6.
  6. Выготский, Л.С. [Текст]: собр. соч.: в 6 т. Т. 4. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2001.
  7. Городилова, В. И. Чтение и письмо [Текст] /В.И. Городилова,  М.З. Кудрявцева. - СПб.: Питер,1996.
  8. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]: книга для логопедов/ Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение. 2001.
  9. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст] / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. - М. 2002.
  10. Жалдак, Н. Н. Развитие логичности мышления у младших школьников [Текст] / Н.Н. Жалдак // Начальная школа. – 2000. – №7.
  11. Зегебарт, Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии [Текст] / Г.М. Зегебарт. - М.: Генезис, 2007.
  12. Зак, А. З. Занимательные задачки для развития мышления [Текст] / А.З. Зак // Начальная школа. - 2001. – №1.
  13. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А. З. Зак. - М.: Просвещение, Владос, 2005.
  14. Зак, А. З. Упражнения по логике [Текст] /А.З. Зак // Начальная школа. - 2003. - №4.
  15. Ивин, А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения [Текст] /А.А. Ивин. -  М: Просвещение, 2008.
  16. Иншакова, О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ [Текст] / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия. - 2003. - №2.
  17. Каше, Г. А., Никашина Н. А, Шуифер, Р. Й., Евлахова, Э. А. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся [Текст] / под ред. П.Е. Левиной. - М. 1960.
  18. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2003.
  19. Лалаева, Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников[Текст] /Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова. - СПб.: ГУПМ, 2000.
  20. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Питер, 2001.
  21. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: избранные труды / ред.-сост. Т.В. Чиркина, Р.Б.Шошин. - М.: АРКТИ,  2005.
  22. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]: в 2 т. Т.1./ А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983.
  23. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики[Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1965.
  24. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность[Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975.
  25. Логинова, Е.А. Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие/ под ред. Л.С. Волковой.  - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  26. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Просвещение, 1989.
  27. Основные законы и формы мышления [Текст]: логический практикум / под ред. М.Ю. Казаринова. - Спб.: Дрофа, 2008.
  28. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии [Текст] / Л.Г. Парамонова. -  Спб.: ГУМП, 2006.
  29. Поварова, И. А. Дисграфия: методическое пособие для самостоятельной работы / И.А. Поварова, В.А. Гончарова. - Санкт-Петербург, 2007.
  30. Поваляева, М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи [Текст] / М.А. Поваляева. - Ростов-н/Д, 2006.
  31. Просвиркина, Е.Н. Развитие мышления на логопедических занятиях [Текст] / Е.Н. Просвиркина // Начальная школа. – 2009. – №3. 
  32. Психология / под. ред. С.И. Дубровиной. – М. : Просвещение,  2005.
  33. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1976.
  34. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 1997.
  35. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2009.
  36. Управление познавательной деятельностью учащихся / под ред. Т.Я. Гальпенко, Н.Ф. Талызиной. – М.: Просвещение,  2006.
  37. Фотекова, Т.А. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей [Текст] / Т.А. Фотекова. - М.: Владос, 2002.
  38. Шардаков, В. С. Мышление школьников [Текст] /В.С. Шардаков. - М.: Просвещение, 2006.  
  39. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст] / Л.С. Цветкова. - М.: Российское педагогическое агентсво, 1999.
  40. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. — М.:    Просвещение, 2008.

 

 


Информация о работе Особенности мыслительной деятельности у детей с дисграфией