Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:54, курсовая работа
На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте специфических нарушений письменной речи у детей. С каждым годом в начальных классах общеобразовательных школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. По данным Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Д.И. Орловой, Л.Г. Парамоновой дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза речевого потока является одной из ведущих среди других форм дисграфий.
топор, молоток, лопата - … инструменты
ветер, дождь, снег - … явления природы
найди лишний предмет, дай общую характеристику остальным словам:
- по ассоциации: яблоко, груша, мяч … кружка, кастрюля, ручка …
- по видовому признаку (категория рода): карандаш, газета, гараж; степь, речь, конь ;
- по видовому признаку (категория склонения): дача, папа, зеркало, страна; луч, шалаш, ключ, рожь;
- по видовому признаку (категория числа): правда, деньги, сани, жмурки;
молоко, тушь, ножницы, погода;
какой признак объединяет каждую группу предметов:
заяц, человек, динозавр, змея … (одушевленность)
пенал, парта, экран, глобус … (неодушевленность)
найди все видовые различия и сходства в словах: вьюга метель;
продолжи ряд, не нарушая закономерности (порядка):
- по принципу одушевленности: человек, парта, лиса, карандаш …
- по категории падежа: дом, дома, дому …
придумай и назови следующее слово, не нарушая закономерности:
зима, весна, лето, …
утро, день, вечер, …
понедельник, вторник, среда, …
составь предложения из перечисленных слов:
дети, дом, из, строят, кубиков
автобус, быстро, ехал, дороге, по
выпиши из данного списка слов:
- только имена существительные одушевленные;
- только имена существительные мужского рода;
- только имена существительные собственные:
Азбука, лиса, Дина, дорога, Астана, река, лев, аким, село, президент, человек, Иртыш, Парламент, герб …
найди из данного списка только имена существительные первого склонения:
театр, музыка, пучь, страна, глобус, карта, дядя, Лена, культура …
в каком столбике записаны имена существительные только женского рода?
чернила тюль мышь
рояль шампунь сталь
картофель лебедь фасоль
укажи строчку, в которой все существительные одного склонения:
а) барабан, Буратино, печь
б) солнце, море, кот
в) кошка, простыня, дочь
расшифруй:
Астана – не село, а ………. (город)
Яблоко – не овощ, а ………. (фрукт)
Лещ – не птица, а ………. (рыба)
найди слово, соответствующее схеме:
имя существительное, неодушевленное, собственное, ед.ч., м.р., 2 скл.
папа, государство, Семипалатинск, пенал, Азамат, витрина, солнце…
слова рисование, чтение, плавание, называют действие предметов, поэтому я считаю, что это глагол. Согласны ли вы?
какое существительное имеет только одно значение?
а) горошек б) блокнот в) мышка
соедини стрелочками выделенное слово и падеж:
а) Я люблю запах кофе.
б) Замечательный запах
был у какао!
в) Налейте, пожалуйста, сливок в кофе. 3) В.п.
соедини стрелочками выделенное слово и его род:
а) В школу привезли новый
тюль.
б) На прилавке лежала свежая иваси. 2) м.р.
в) По местному радио передавали новости. 3) ср.р.
допиши к существительным по два имени прилагательных:
Жюри – объективное, …, …
Кофе – индийский, …, …
Какаду – красивый, …, …
Интервью – обязательное, …, …
Фламинго – изящный, …, …
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что логические операции мышления являются основными и наиболее значимыми операциями мышления, без овладения которыми невозможно формировать понятия и законы, овладевать основами наук. Поэтому работа по развитию неречевых психических функций должна органично вписываться в каждое логопедическое занятие с детьми. Задания по развитию неречевых психических функций, в данном случае мышления, необходимо проводить на каждом логопедическом занятии от 3 до 10 минут. Таким образом, важно развивать указанные операции мышления у детей с раннего возраста и уделять этому вопросу большое внимание.
Выводы по второй главе
Заключение
В курсовой работе было рассмотрено понятие мышления, его структура. Под мышлением мы понимаем опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. В структуре мышления различают: виды мышления: предметно – действенное, наглядно – образное, абстрактное; мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение.
Был проведен теоретический анализ научно-педагогической литературы, который позволил нам выяснить, что исследователи Е.Ф. Соботович, И.М. Плоткина, В.Т. Петрова, А.Н. Корнев связывают механизм дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с логопатологическими, психологическими и лингвистическими факторами. Иной взгляд на природу и сущность возникновения дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза имеют Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Л.Г. Парамонова которые констатируют нарушение операций анализа и синтеза при письме у школьников, но недостаточно полно раскрывают, какие именно операции нарушены и каков уровень этих нарушений. У детей с этим видом дисграфии страдают не языковые (фонологические), а метаязыковые процессы: операции, связанные с осознанием основных лингвистических единиц членения речи (предложение, слово, слог, звук) и анализом устных высказываний на эти условные единицы. Этот вид дисграфии, по наблюдениям А.Н. Корнева, является наиболее распространенным. В письме детей встречаются многочисленные пропуски и перестановки букв и слогов, нарушено деление текста на предложения (отсутствуют точки и заглавные буквы) и предложения — на слова. Возможны слитные написания слов, отдельное написание частей слова. В основе данного варианта дисграфии лежит несформированность навыка анализа и синтеза, являющегося одной из форм интеллектуальной деятельности. Освоение этого навыка зависит как от уровня языковой зрелости, так и от состояния предпосылок интеллекта и интеллектуальных способностей. Следует отметить, что степень зрелости предпосылок интеллекта прямым образом влияет на число ошибок. По данным И. М. Плоткиной, коэффициент корреляции между результатами выполнения заданий, оценивающих предпосылки интеллекта, и количеством ошибок фонематического анализа и синтеза равен 0,7, т. е. высокодостоверен.
Обобщив опыт зарубежных и отечественных психологов, нами была разработана методика изучения уровня развития логических операций анализа и синтеза мышления. По результатам проведенной диагностики был сделан вывод о том, что низкий уровень развития указанных операций мышления является предпосылкой возникновения и развития данного вида дисграфии. Подтвердилась гипотеза о том, что нарушения письменной речи младших школьников во многом обусловлены несформированностью функций фонематической системы, особенно операций фонематического анализа и синтеза
На основании выявленных особенностей логических операций анализа и синтеза мышления у учащихся были разработаны методические рекомендации.
Таким образом, поставленные нами цели и задачи были в процессе ис-следования реализованы. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Литература
Информация о работе Особенности мыслительной деятельности у детей с дисграфией