Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:17, курсовая работа
Память – основа психической жизни личности, в том числе и той, что развивается в условиях слуховой депривации. Без сохранения образов в памяти каждое ощущение и переживание воспринималось бы как в первый раз. Не опираясь на образы, чувства, мысли, хранимые памятью, человек бы перестал ориентироваться. Клинические наблюдения показывают, что человек, потерявший память, перестает быть личностью, он автомат, который действует под влиянием примитивных потребностей и случайных внешних стимулов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………...………………………..……….…………….3
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ………………………………………………….……….. 5
1.1Сущность памяти как познавательного процесса………………...5
1.2 Особенности образной памяти у детей с нарушением слуха…….12
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»……………..................................18
2.1Анализ учебного пособия по предмету «Человек и мир»….............18
2.2 Организация исследования образной памяти детей со слуховой депривацией с использованием приёма классификации………………25
2.3 Пути совершенствования образной памяти у детей со слуховой депривацией……………………………………………………….………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………...………….............31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………………………. ………….32
И.М. Соловьёв уделяет значительное
внимание вопросам о специфичности
узнавания объектов у глухих и
слышащих. При этом он отмечает, что
у глухих восприятие развивается
по-другому, «в несколько иных пропорциях»,
чем у слышащих. Глухие раньше познают
в объектах специфическое, индивидуальное,
чем особое и общее. У слышащих
же детей эти два вида познания
объектов развиваются одновременно,
что приводит к все возрастающему
у них числу «ступеней
Эти теоретические обобщения.
Основывающиеся на целом ряде экспериментальных
исследований, имеют несомненно отношение
к характеристике образов памяти,
так как особенности
Зрительные представления глухих подвергаются со временем более значительным изменениям, чем это наблюдается у слышащих детей. Опыты М.М. Нудельмана проводились с глухими и слышащими учащимися111 и 1V классов. В качестве материала для запоминаия использовались картинки с изображением дома, ботинка и лесенки, отличающихся от обычных изображений тем, что отдельные детали предметов были несколько увеличены или изменены. Так на рисунке дома края крыши были опущены ниже, чем у обычных домов. У «ботинка» был удлинен носок. У «лесенки» был изменен угол наклона ступенек. Задачей испытуемых было рассмотреть предъявленные картинки, чтобы потом нарисовать. Воспроизведение осуществлялось сразу после восприятия картинок, через 6 дней и через месяц. Такой способ позволял проследить, как изменяются представления от непосредственного воспроизведения к отсроченному.
Среди всех репродукций можно было выделить три вида изображений:
Изменения зрительных образов
у слышащих детей выражались в
том, что первоначально большая
часть (75%) репродукции могла быть
отнесена к «тождественным» и
остальные – к «подчеркнутым».
Случаев «сглаживания» у
Существенно другая динамика наблюдалась у глухих детей. Уже первое воспроизведение дало значительно менее точные репродукции, чем у слышащих детей. «Тождественные» репродукции составили только одну четверть, «подчеркнутые» - более половины, остальные были «сглаженными». Сокращение числа точных репродукций за счет увеличения «подчеркнутых» и «сглаженных» продолжалось на протяжении месяца. Итак, изменение представлений шло у глухих в двух направлениях: по линии потери своеобразия запомнившегося объекта и по линии усиления этого своеобразия, тогда как у слышащих более устойчиво сохранялись точные образы объектов.
В отсроченном восприятии у глухих детей усиливается тенденция и к взаимоуподоблению сходных объектов, которая наблюдается и в воспроизведениях, следующих непосредственно за восприятием.
В другом исследовании М.М. Нудельмана (1941) глухим и слышащим учащимся 1Vкласса предлагалось запомнить изображение леща, окуня карася и щуки. Воспроизводились рисунки дважды: сразу и через 6 дней.
Изображения рыб репродуцировались более похожими друг на друга, чем оригиналы, причем это наблюдалось в большей степени у глухих, чем у слышащих детей (почти в 4 раза). Глухие нередко воспроизводили леща и карася удлиненными, уподобленными другим рыбам (щуке, окуню), а слышащие – только в единичных случаях. У глухих наблюдались отдельные случаи «подчеркивания» различий между карасем и щукой. В репродукциях, выполненных слышащими, чаще сохранялись правильные пропорции тела рыб, чем в репродукциях у глухих.
Особенно возрастали различия в точности репродукций между глухими и слышащими детьми при отсроченном воспроизведении (через 6 дней).
Глухие, как и слышащие,
школьники не ограничивались простым
разглядыванием предъявленных объектов.
В процессе восприятия ряда сходных
объектов они пытались применить
некоторые вспомогательные
Следует отметить, что по ряду показателей образная память глухих детей на протяжении школьного возраста развивается сходно с образной памятью слышащих. С возрастом увеличивается точность узнавания и воспроизведения предметовВсе более используются те или иные опоры при запоминании. Возрастает осмысленность запоминания. Увеличивается возможность мысленного оперирования образами, очень важного для сличения вновь воспринимаемого с ранее воспринятым в условиях узнавания и воспроизведения объектов.
Вместе с тем наблюдается и определенное своеобразие в развитии образной памяти глухих детей.
Иначе обстоит дело в тех
случаях, когда дети могут в большей
степени опираться на сопоставление
предметов, воспринимаемых непосредственно.
Тогда различия между глухими
и слышащими детьми становятся гораздо
меньше. Так бывало, например, при
узнавании предметов среди
Описание особенности образной памяти у глухих детей во многом зависят от особенностей мыслительной деятельности, включающейся в процессы восприятия, запоминания и воспроизведения:
А) от того насколько
полно анализируются и
Б)от умения использовать
такие рациональные приемы
В) от возможностей
при узнавании и
Г) от способностей к организации целенаправленного поиска нужных образов и знаний в памяти.[16, 87 – 107с.]
Вместе с тем глухие
дети, дошкольники и младшие
Все сказанное об особенностях
образной памяти у глухих вызывает
вопросы психолого-
Но вместе с тем необходимо
особо заботиться о развитии самой
образной памяти глухих. При этом, как
нам кажется, следует придать
особое значение развитию у глухих
опосредствованности как
Развитие Разных способов
опосредствования в запоминании
и воспроизведении будет
В школе глухих следует уделять много внимания составлению наглядных пособий, разрабатывающихся с учетом своеобразия восприятия и образной памяти глухих и направленных на преодоление этого своеобразия[].
Вывод: особенности образной памяти в большей степени свойственны детям дошкольного м младшего школьного возраста; глухие меньше слышащих используют опосредствующие способы воспроизведения, разнообразные приемы «поиска» образов памяти.
ГЛАВА 2 Развитие образной памяти детей с нарушением слуха на уроках «Человек и мир»
2.1 Анализ учебного пособия по предмету «Человек и мир»
В целях выяснения наиболее эффективных путей развития образной памяти детей со слуховой депривацией на предмете «Человек и мир»,мною был проведен анализ содержания учебного пособия Э.Д. Сковородко, О.Р. Матвеева, «Человек и мир», учебное пособие для 2 класса школ для детей с нарушением слуха, Минск, «Народная асвета», 1997.
В ней излагается материал по дисциплине «Человек и Мир», которая базируется на выводах таких наук как география, ботаника, история, зоология, социология. Материал этой книги даёт элементарные знания о законах, принципах и жизни общества. Книга характеризуется высоким дидактическим уровнем. Об этом свидетельствует наличие грифа учебно-методического объединения министерства образования Республики Беларусь, указание учебной дисциплины, соответствие программе и наличие дидактического аппарата. Данная учебная книга построена на принципе развивающего и воспитывающего обучения. Она вводит ученика в мир культуры, приобщает его к главным ценностям цивилизации и современного общества. Теоретические знания, содержащиеся в книге, переработаны и преобразованы в целях лучшего запоминания и усвоения.
Материал учебника «Человек и Мир» разделён на 10 тем: «Летом», «Школа», «Осень», «Семья», «Зима», «Человек, его гигиена. Охрана здоровья», «Праздник мамы», «Весна», «Город и село», «Лето». [21]
Первая тема называется «Летом». В ней ведётся речь о приметах лета. Ребята должны их вспомнить опираясь на картинку. Далее идёт подтема «Лес», в которой ребята вспоминают пароды деревьев, названия ягод, кустарников и грибов. Для этого используется упражнение на обобщение.
Информация о работе Особенности образной памяти младших школьников со слуховой депривацией