Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 02:25, дипломная работа
Целью настоящей работы является изучение факторов, связанных с профессиональным самоопределением старшими школьниками.
Задачи:
Изучить основные подходы к профессиональному самоопределению молодежи в подростковом возрасте.
Провести предварительный отбор по ряду параметров выборки для статистического исследования.
Изучить вопросы направленности личности на профессиональное самоопределение молодого человека.
Провести подбор психологических и статистических методик
Провести эмпирическое исследование по теме работы.
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание. При этом многие ученые связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. И. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу, общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность». [13]
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека). [9]
Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей – «самотрансценденцию» (по В. Франклу): «полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, то есть способность «выходить за рамки самого себя», а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни». Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления.
Н.А. Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще «на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла». [13]
Если
процесс самоопределения
Указание
на избирательно-положительное
В
понятии профессиональная направленность
можно выделить отдельные стороны,
выражающие ее содержательную и динамическую
характеристики [14]. К первой относят
полноту и уровень
Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: от отдельного мотива до все более расширенной системы мотивов. Профессиональная направленность большой группы людей может включать одни и те же мотивы и все же быть различной. Это обусловлено тем, что система мотивов всегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивы могут быть различным образом организованы, находиться в различных отношениях соподчинения, и, что особенно важно, различными могут быть ведущие мотивы.
Обычно мотивы, лежащие в основе профессионального самоопределения, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии [14].
Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии) [4]. Очевидно, что связь индивидуального сознания с профессией приобретает в данном случае более опосредованный характер.
Третья
группа мотивов выражает ранее сложившиеся
потребности личности, актуализированные
при взаимодействии с профессией
(мотивы самораскрытия и
Четвертую
группу составляют мотивы, выражающие
особенности самосознания личности
в условиях взаимодействия с профессией
(убежденность в собственной пригодности,
в обладании достаточным
Мотивы, относимые к пятой группе, выражают заинтересованность человека во внешних, объективно несущественных атрибутах профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным «романтическим» профессиям.
Данная
классификация, построенная по признаку
происхождения мотива, вероятно, может
быть продолжена. Существенное различие
указанных групп мотивов
В
мотивации профессионального
Тип | Класс | Подкласс |
Внутренние мотивационные факторы | Возможности, представляемые профессиональной сферой для реализации внепрофессиональных целей | Общение
Психическое самосохранение и развитие Сохранение и укрепление здоровья Отдых и развлечения Реализация материальных ценностей Достижение
желаемого общественного Общественная работа |
Условия труда | Социальные
Организационные Территориально-географические Физические | |
Собственные мотивационные факторы профессии | Результат труда
Процесс труда Предмет труда | |
Внешние мотивационные факторы | Факторы «инерции» | Привычное занятие
Стереотипы наличных социальных ролей |
Факторы «притяжения-отталкивания» | Обыденные эталоны
«социального преуспевания»
Примеры | |
Факторы «давления» | Требования
объективного характера
Рекомендации, советы, указания |
Основываясь
на изложенных рассуждениях, под уровнем
профессионального
Основной показатель уровня профессионального самоопределения – содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Очевидно, что без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда. Было бы неверно понимать отношение к профессии односторонне, только как проявление активности, избирательности со стороны человека. В действительности здесь имеет место взаимодействие, поскольку профессия также воздействует на субъект. Это воздействие характеризуется тем, какие чувства, образы, мысли, возникают в сознании под влиянием профессии и, что особенно существенно, теми объективными требованиями, которые профессия предъявляет к человеку [5].
Главная
цель профессионального
1.2
Психологические «пространства» профессионального
самоопределения личности
Не всегда люди способны осознавать «что» и «из чего» они вообще выбирают, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека.
Например,
М. Фельдкрайзер пишет об обществе как
о «поле, в котором он (человек) должен
продвигаться, чтобы быть принятым в качестве
ценного члена, так что его ценность в
собственных глазах зависит от его положения
в обществе». Процесс профессионального
самоопределения можно представить в
виде модели, разработанной А.А. Ростуновым,
где мотивообразующим компонентом выступают
перспективы.
Информация о работе Особенности профессионального самоопределения старшими школьниками