Особенности профессионального самоопределения старшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 02:25, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение факторов, связанных с профессиональным самоопределением старшими школьниками.

Задачи:

Изучить основные подходы к профессиональному самоопределению молодежи в подростковом возрасте.
Провести предварительный отбор по ряду параметров выборки для статистического исследования.
Изучить вопросы направленности личности на профессиональное самоопределение молодого человека.
Провести подбор психологических и статистических методик
Провести эмпирическое исследование по теме работы.

Работа состоит из  1 файл

особенности проф.самоопределения.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

 
25.   Для  меня  важнее  всего  знать... 
A.  Что я  хочу  сделать. 
Б. Как достичь  цели. 
B.  Как  организовать  людей  для  достижения  цели.

 
26. Человек должен  стремиться  к тому,  чтобы... 
A. Другие  были  им  довольны. 
Б.Прежде  всего  выполнить  свою  задачу. 
B.  Его  не  нужно было  упрекать  за  выполненную работу.

 
27.Лучше  всего  я  отдыхаю  в  свободное  время... 
A.  В общении  с  друзьями. 
Б.Просматривая  развлекательные  фильмы. 
B.  Занимаясь  своим  любимым  делом.

 
Обработка результатов. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются отдельно для каждого вида направленности. 

Таблица  №12 
Ключ

     №№       Я             О      д             №№      Я      О             Д
     1      А             В      Б             15      Б      В             А
     2      Б             в      А             16      А      В             Б
     3      А             в      Б             17      А      в             Б
     4      В             Б      А             18      А      Б             В
     5      Б             А      В             19      А      Б             В
     6      В             А      Б             20      В      Б             А
     7      В             Б      А             21      Б      А             В
     8      А             Б      В             22      Б      А             В
     9      В             А      Б             23      В      А             Б
     10      А             В      Б             24      Б      В             А
     11      Б             В      А             25      А      В             Б
     12      Б             А      В             26      В      А             Б
     13      В             А      Б             27      Б      А             В
     14      А             В      Б                                   

     Таблица 13  
Бланк для подсчета баллов

     №№      Направленность
            Я  
(на себя)
     О  
(на общение)
     Д  
(на дело)
     1                     
     2                     
     3                     
     4                     
     5                     
     6                     
     7                     
     8                     
     9                            
     10                            
     11                            
     12                            
     13                            
     14                            
     15                            
     16                            
     17                            
     18                            
     19                            
     20                            
     21                            
     22                            
     23                            
     24                            
     25                            
     26                            
     27                            
     Сумма                            
 

     Интерпретация результатов.  
Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.  
Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям; ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. 
Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, в выполнении работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение.

     Приложение 4. МЕТОДИКА "ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ" (МОДИФИКАЦИЯ ТЕСТА ГОЛЛАНДА) 

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая тебе больше подходит (исходя из твоих способностей и возможностей). Рядом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке ответов, напротив кода выбранной профессии, поставь знак "+". Подсчитай количество плюсов в каждой строке. Например, из пары "инженер" - "социолог" тебе интереснее профессия социолога. Код этой профессии - 2. Значит, в бланке ответов в графе "код профессий" надо поставить "+" рядом с цифрой 2. 

Код профессии Выбор (фиксировать  плюсом) Сумма плюсов
1.   12
2.   12
3.   14
4.   12
5.   13
6.   9
 

=42

Инженер (1) - Социолог (2)

Кондитер (1) - Священнослужытель(З)

Повар (1) - Статистик (4)

Фотограф (1) - Торговый администратор (5)

Механик (1) - Дизайнер (6)

Философ (2) - Врач (3)

Эколог (2) - Бухгалтер (4)

Программист (2) - Адвокат (5)

Кинолог (2) - Литературный переводчик (б)

Страховой агент (з) - Архивист (4)

Тренер (3) - Телерепортер (5)

Следователь (3) - Искусствовед (6)

Нотариус (4) - Брокер (5)

Оператор ЭВМ (4) - Манекенщица (6)

Фотокорреспондент (5) - Реставратор (6)

Озеленитель (1) - Биолог-исследователь (2)

Водитель (1) - Бортпроводник (3)

Метролог (1) - Картограф (4)

Радиомонтажник(1) - Художник по дереву (6)

Геолог (2) - Переводчик-гид (3)

Журналист (5) - Режиссер (6)

Библиограф (2) - Аудитор (4)

Фармацевт (2) - Юрисконсульт (3)

Генетик (2) - Архитектор (6)

Продавец (3) - Оператор почтовой связи (4)

Социальный работник (3) - Предприниматель (5)

Преподаватель вуза (3) - Музыкант-исполнитель (6)

Экономист (4) - Менеджер (5)

Корректор (4) - Дирижер (6)

Инспектор таможни (5) - Художник-модельер (б)

Телефонист (1) - Орнитолог (2)

Агроном (1) - Топограф (4)

Лесник (1) - Директор (5)

Мастер по пошиву одежды (1) - Хореограф (б)

Историк (2) - Инспектор  ГАИ (4)

Антрополог (2) - Экскурсовод (3)

Вирусолог (2) - Актер (б)

Официант (3) - Товаровед (5)

Главный бухгалтер (4) - Инспектор уголовного розыска (5)

Парикмахер-модельер (б) - Психолог (3)

Пчеловод (1) - Коммерсант (5)

Судья (3) - Стенографист (4)

Подсчитай количество плюсов в бланке ответов. Максимальное количество плюсов указывает на принадлежность к од ному из шести профессиональных типов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 3. ОПРОСНИК ДДО 

     Инструкция 

     Для того чтобы помочь Вам выбрать  профессию с учетом Ваших интересов  и склонностей, предлагаем оценить 20 пар описаний различных видов  занятий.

     Просим  Вас внимательно прочитать пару описаний и сначала выбрать для себя тот вид занятия, которым Вы предпочли бы заняться. Затем Вы должны дать оценку каждому из двух описаний:  

+++

++

+

-

- -

- - -

- если вид  занятия очень нравится

- если определенно  нравится

- если скорее  нравится, чем не нравится

- если скорее не нравится

- если определенно  не нравится

- если очень  не нравится 

Оценки описаний в паре не должны совпадать, так как  Вы одно из них до этого предпочли. Причем обе оценки могут быть как  отрицательными, так и положительными. Оценки описаний заносятся в бланк ответов в клетки с соответствующими номерами
 

Я предпочту 

1а.  Ухаживать за животными  1б. Обслуживать  машины, приборы (следить, регулировать)
2а.  Помогать больным людям  2б. Составлять  таблицы, схемы, программы для  ЭВМ 
3а.  Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, конвертов грампластинок 3б. Следить  за состоянием и развитием  растений.
4а.  Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 4б. Доводить  товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а.  Обсуждать научно-популярные книги,  статьи  5б. Обсуждать  художественные книги (или пьесы,  концерты)
6а.  Выращивать молодняк (животных какой-либо  породы) 6б. Тренировать  товарищей (или младших) в выполнении  каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а.  Копировать рисунки, изображения  или настраивать музыкальные  инструменты.  7б. Управлять  каким-либо грузовым (подъемным или  транспортным) средством (подъемным  краном, трактором, телевизором и  др.)
8а.  Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 8б. Оформлять  выставки, витрины (или участвовать  в подготовке пьес, концертов) 
9а.  Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) 9б. Искать  и исправлять ошибки в текстах,  таблицах, рисунках
10а.  Лечить животных  10б. Выполнять  вычисления, расчеты. 
11а.  Выводить новые сорта растений  11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных  изделий (машины, одежду, дома, продукты  питания и т.п.)
12а.  Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б. Разбираться  в чертежах, схемах, таблицах (проверять,  уточнять, приводить в порядок) 
13а.  Наблюдать, изучать работу кружков  художественной самодеятельности  13б. Наблюдать,  изучать жизнь микробов.
14а.  Обслуживать, налаживать медицинские  приборы, аппараты  14б. Оказывать  людям медицинскую помощь при  ранениях, ушибах, ожогах и т.п. 
15а.  Составлять точные описания - отчеты  о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
16а.  Делать лабораторные анализы  в больнице  16б. Принимать,  осматривать больных, беседовать  с ними, назначать лечение 
17а.  Красить или расписывать стены  помещений, поверхность изделий 17б. Осуществлять  монтаж или сборку машин, приборов 
18а.  Организовывать культпоходы сверстников  или младших в театры, музеи,  экскурсии, туристические походы  и т.п.  18б. Играть  на сцене, принимать участие  в концертах 
19а.  Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься  черчением, копировать чертежи,  карты 
20а.  Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада  20б. Работать  на клавишных машинах (пишущей  машинке, телетайпе, телеграфе,  ЭВМ др.)

Информация о работе Особенности профессионального самоопределения старшими школьниками