Особенности профессионального самоопределения старшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 02:25, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение факторов, связанных с профессиональным самоопределением старшими школьниками.

Задачи:

Изучить основные подходы к профессиональному самоопределению молодежи в подростковом возрасте.
Провести предварительный отбор по ряду параметров выборки для статистического исследования.
Изучить вопросы направленности личности на профессиональное самоопределение молодого человека.
Провести подбор психологических и статистических методик
Провести эмпирическое исследование по теме работы.

Работа состоит из  1 файл

особенности проф.самоопределения.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)
fy">     

     Рис. 1. Процесс профессионального самоопределения 

     Как показано на  рис.№1, потребности, увлечения и интересы молодежи возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспективы выступают в данном случае в качестве отдельной цели.

     Формирование  и поддержание устойчивой направленности личности представляет собою непрерывный  процесс согласования требований перспективы  посредством деятельности, посредством обратной связи. Формирование мотивов, как справедливо отмечает В.И. Ковалев, равно, как и системы целей и намерений, идет вместе с формированием потребностей. Потребность и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее за счет более глубокого познания перспективы и трансформацией возникшей потребности человека в конкретные мотивы. [8]

     В процессе профессионального самоопределения  личность проходит ряд ступеней.

     -Начальная ступень. Внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности и не проявляется инициатива.

     -Вторая ступень. Имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; у него проявляются склонности, однако больше его интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся  цель  дает  общее  направление учебнопроизводственной деятельности, у него проявляется чувство уверенности в себе, самостоятельность; формируется чувство ответственности.

     -Третья ступень. Имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет особую увлеченность, как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; идет самоутверждение личности через профессиональный труд.

     -Четвертая ступень. Страстное увлечение своей профессией; человек и дело сливаются в единое целое; направленность формируется при наличии больших способностей к избранной профессии, ярко выраженных склонностей и призвании; отмечается высокое профессиональное мастерство и наличие профессионального идеала; при твердых убеждениях в личной и общественной значимости своей профессии. [4]

     Интересную  типологию самоопределения предложил  отечественный психолог М.Р. Гинзбург, который выделяет жизненное поле личности, в рамках которого и разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение. При этом само жизненное поле определяется им как «совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования – актуального и потенциального, – охватывающего прошлое, настоящее, будущее».

     «Психологическое  настоящее существует как действительность: его функцией является саморазвитие. Поэтому вертикальная составляющая психологического настоящего, относящаяся к ценностно-смысловой плоскости, представляет собой самопознание - то есть ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонтальная составляющая психологического настоящего, принадлежащая к пространственно-временной плоскости, может быть охарактеризована как самореализация (то есть реальное действование, воплощение ценностей и смыслов в различных видах деятельности)». [13]

     Прошлое, существующее как «опыт», по вертикали (в ценностно-смысловой) плоскости  представлено установками и отношениями, а в горизонтальной плоскости (пространственно-временной) – опытом в его традиционном понимании.

     Соответственно  психологическое будущее в ценностно-смысловой  плоскости представлено мысленной  проекцией себя в будущее, а в  пространственно-временной плоскости – конкретным планированием своей жизни во времени, то есть жизненными и профессиональными планами. На основании этого М.Р. Гинзбург выделяет следующие типы самоопределения личности:

           гармоничное (благополучное  настоящее при позитивном будущем);

      стагнирующее (благополучное настоящее при  негативном будущем; страх перед  будущим);

      беспечное (благополучное настоящее, видение  будущего без  целенаправленного планирования; ожидания благополучия и того, что все будет происходить «само собой»);

      бесперспективное (благополучное настоящее; планирование будущего при отсутствии его ценности как «вынужденное»);

      негативное (неблагополучное настоящее, негативное будущее, ощущение безнадежности);

      защитное (неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего; «бегство в будущее»);

      фантазийное (неблагополучное настоящее, позитивное будущее при отсутствии его планирования; «бегство в грезы о будущем»);

      прагматичное (успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; «адаптивность», проекция в будущее заимствованных ценностей);

      гедонистическое (успешная самореализация при отсутствии ценностей, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями);

      зависимое (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей);

      пассивное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное планируемое будущее; нереализованность  в настоящем);

      бездейственное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное непланируемое будущее; уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний). [13]

     Психологические пространства самоопределения могут  быть как субъективными (представленными  в сознании данного человека), так  и объективными, общепринятыми (как реально существующие возможности выборов, осознаваемые различными людьми). Цель профессионального самоопределения в соотнесение субъективных пространств, выделяемых и желаемых самим человеком, и реально существующих пространств профессиональных выборов, которые человек поначалу может и не осознавать (или не принимать как значимые для себя).

     В целом можно условно выделить следующие уровни реализации имеющихся  возможностей (общие уровни по профессиональному  и жизненному типу самоопределения):

     1.Агрессивное неприятие деятельности по конкретному типу самоопределения, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей.

     2.Молчаливое избегание деятельности по конкретному типу самоопределения. Например, человек ищет на работе любую возможность, чтобы не выполнять свои профессиональные обязанности.

     3. Реализация стереотипных способов  деятельности.

     4.Стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности, то есть фактическое начало настоящего творчества, но в рамках традиционных способов жизнедеятельности.

     5. Стремление существенно усовершенствовать  своей деятельности в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2. Программная часть исследования 

         2.1 Рабочая концепция исследования 

     В основе эмпирического исследования лежат следующие теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения в период ранней зрелости: профессиональное самоопределение понимается как выбор деятельности, то есть процесс развития субъекта труда. Формой отношения человека к профессии является профессиональная направленность (становление), которая характеризуется как интерес к профессии и склонность заниматься ею. Ее формирование зависит от возникновения субъективного отношения, а именно, от положительного отношения, так как оно является важным фактором повышения учебной успеваемости учащихся. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин).

     В основе положительного отношения человека к профессии лежат различные потребности, стремления и системы мотивов. Так, говоря о профессиональной мотивации, отметим, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др). Сильные и слабые ученики отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация.

     Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза юношеский возраст был определен как 17–21 г. – для юношей и 16–20 лет – для девушек. Это возраст, когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, это период, в котором осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием, большое место занимает именно профессиональное становление студентов, которое осуществляется в рамках учебной деятельности.

     Старшеклассники существенно отличаются друг от друга  не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируются отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

     Главная цель профессионального самоопределения  – постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. 

 

          2.2 Объект и предмет исследования 

     Объект  исследования – личность.

     Предмет исследования – особенность профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

     Цель  исследования – исследование особенностей сторон профессионального самоопределения  в юношеском возрасте.

     Задачи  исследования:

    1.Выявить профессиональный тип личности школьников 9 класса;

    2.Выявить профессиональный тип личности школьников 11 класса;

    3.Провести сравнительный анализ профессиональных типов личности в двух группах;

    4.Определить тип профессиональной направленности школьников 9 класса;

    5.Определить тип профессиональной направленности школьников 11 класса;

    6.Провести сравнительный анализ типов профессиональной направленности в двух группах.

     Теоретическая гипотеза:

     Особенности профессионального самоопределения  школьников 9 и 11 класса будут различаться.

     Эмпирическая  гипотеза:

    1.Ведущим профессиональным типом личности у школьников 9 класса будет «социальный»;

    2.Ведущим профессиональным типом личности у школьников 11 класса будет «предприимчивый»;

Информация о работе Особенности профессионального самоопределения старшими школьниками