Особенности профессионального самоопределения старшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 02:25, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение факторов, связанных с профессиональным самоопределением старшими школьниками.

Задачи:

Изучить основные подходы к профессиональному самоопределению молодежи в подростковом возрасте.
Провести предварительный отбор по ряду параметров выборки для статистического исследования.
Изучить вопросы направленности личности на профессиональное самоопределение молодого человека.
Провести подбор психологических и статистических методик
Провести эмпирическое исследование по теме работы.

Работа состоит из  1 файл

особенности проф.самоопределения.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

     Не  смотря на то, что в исследовании не проявились различия между испытуемыми, принадлежащим к различным группам, при рассмотрении средних значений групп по шкалам при выявлении типа профессиональной направленности личности школьников (см. Таблица 5; Приложение 10) видно, что самые высокие количественные показатели у двух групп совпадают по шкале «Направленность «на себя»», что говорит об ориентации групп на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

     Среднее количество баллов в обеих группах  набрала шкала «Направленность  «на взаимодействие»», то есть, стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям слабее выражены. Обеим группам в меньшей степени свойственны ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

     Таким образом, мы видим, что порядок показателей  возрастных групп совпадает, при  этом показатели в группе 9-го класса выше по таким шкалам как «Направленность «на себя»», «Направленность «на взаимодействие»».

     В ходе проведенного нами исследования были обследованы две группы испытуемых. Первую группу составили учащиеся 9-го класса, вторую группу составили учащиеся 11 класса.

     В результате исследования было установлено, что профессиональный тип личности у школьников не отличается друг от друга, что ведущим является предприимчивый тип. Также было установлено, что и профессиональная направленность у школьников одна и та же, а именно направленность на себя. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что испытуемые в возрасте 13–15 лет (9 класс), впрочем как и испытуемые в возрасте 15–17 лет (11 класс) склонны выбирать профессии, связанные с признанием в обществе, со стремлением к лидерству, к предприимчивости и связанные с некоторой агрессивностью. Предпочитают задачи, связанные с руководством, личным статусом. Профессиональные направленности этих групп также совпадают и проявляются в ориентации на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность.

     Возможно  такая ситуация связана с обстановкой  в стране. В которой на первый план выходят индивидуальные достижения личности, ее предприимчивость, готовность к риску, уверенность в себе, умение руководить людьми и занимать лидерскую позицию в обществе. 
 

 

      Заключение 

     Целью данной работы послужило эмпирическое раскрытие такой темы как «Особенности профессионального самоопределения  в юношеском возрасте». Эта тема актуальна и значима в силу того, что развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления профессионала. Не случайно С.М. Богослвский, предложивший одно из самых удачных определений профессии, писал о том, что о профессии применительно к данному человеку можно говорить лишь тогда, когда данная профессиональная деятельность «признается за профессию личным самосознанием данного лица». Не секрет, что далеко не всякая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества (вопреки известным лозунгам о том, что «все работы хороши» и т.п.). Более того, даже представители так называемых творческих профессий, вызывающие восхищение, а иногда зависть окружающих, далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым есть чем гордиться. И дело не только в том, что им не всегда удается реализовать свои творения, замыслы, но и в том, что оценка их труда со стороны общества (и коллег) не всегда бывает справедливой. В итоге труд, вместо того, чтобы доставлять человеку радость самореализации, нередко приводит к серьезным страданиям и ощущению, что жизнь не сложилась. Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных проблем.

     В данной работе мы осветили только некоторые аспекты вопросов, связанных с исследованием особенностей сторон профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Дальнейшие исследования этой темы могут быть очень продуктивными, так, например, можно провести работу по определению профессионального самоопределения у студентов первого и пятого курса.

 

      Список использованных источников 

  1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974. – 243 с.
  2. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973. 280 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. – М., 1968. – 464 с.
  4. Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной психологии // История советской психологии труда: Тексты (20–30е годы ХХ века)./ Под ред. Зинченко В.П. и др. – М., 1983. – 358 с.
  5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986. – 142 с.
  6. Зелинченко А.И., Шмелев А.Г. // Вестник МГУ, серия «Психология», 1987, №4. – с. 14 – 17.
  7. Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48.
  8. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе. // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. – Грозный, 1980. С. 5–13.
  9. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М., 1983. – №2.
  10. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. М., 1970. – 391 с.
  11. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А.А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988. – 191 с.
  12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996.
  13. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. – М., 2001. – 480 с.
  14. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // под ред. Г.С. Никифорова. – С.-Петербург, 1991. – 152 с.
  15. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. М.: 1988. – 136 с.
  16. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М., 1981. – 95 с.
  17. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, Раритет - 1997.
  18. Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1988. – С. 137 – 145.
  19. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации. //Психологическая наука и образование. 1998, №1, с. 52-58.
  20. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - М., 1991.
  21. Бахтин М.М. К философии поступка. //Философия и социология науки и техники. /Под редакцией И. Т. Фролова, - М.: Наука, 1986.
  22. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: Прамед, 1992.
  23. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
  24. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии, 1997, N5, с. 44-55.
  25. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.
  26. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1960.
  27. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
  28. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 1-6. - М., 1982-1984.
  29. Габриял Мансур Талат. Самооценка как метод изучения личности. - В кн.: Доклады конференции "Проблемы патопсихологии". - М., 1982.
  30. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - В кн.: Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.
  31. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л., 1984.
  32. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 43 – 52.
  33. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 144 с.
  34. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.
  35. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 121-132.
  36. Дикая Л.Г., Щедров В.И., Семикин В.В. Оценка индивидуального стиля саморегуляции состояния человека // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. - М., 1994. С. 100-119.
  37. Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 5. – С. 69 – 78.
  38. Зборовский Г.Е., Орлов Г. П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. – М.: Интерпракс, 1995.
  39. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М., 1981.
  40. Зинченко Е.А. Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний рабочих на производстве // Психол. Журн. 1983. Т.4. + 2. С. 59-63.
  41. Каган М.С. Человеческая деятельность. – М., 1974., с. 63.
  42. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. - Владивосток, 1993.
  43. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.
  44. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969.
  45. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – 400 с.
  46. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. - М.: Просвещение, 1991.
  47. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 225 с.
  48. Кривцова В.С. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997.
  49. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. – 1983. – № 2.
  50. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.
  51. Куликов Л.В. Психологическое исследование. - СПб., 1995.
  52. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 28 – 38., с. 38.
  53. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. - М., 1990.
  54. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – 256 с., с. 17.
  55. Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. – Кемерово: КГУ, 1988. – 85 с., с. 29 – 30.
  56. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. – М., 1993., с. 98.
 
 
 
 
 
 
 

           Приложение№2  

 

     Теоретическое обоснование. Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная в  1967  г. Б.  Бассом.  
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Испытуемый должен выбрать сначала ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и затем тот, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. С помощью методики выявляются следующие направленности: направленность на себя (Я), направленность на общение (О), направленность на дело (Д).

     Цель. Определение личностной направленности. Испытуемые: школьники. 
Инструкция. Испытуемым объясняют, что опросный лист состоит из 27 пунктов, по каждому из которых возможны три варианта ответов: А, Б, В.  
Из ответов на каждый из пунктов предлагается выбрать тот, который наиболее точно выражает точку зрения испытуемого. Возможно, какие-то из вариантов ответов покажутся ему равноценными, но отобрать из них следует только один — тот, который наиболее близок собственному мнению и более всего ценен для отвечающего. После этого дается задание: букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), надо написать на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1—27) под рубрикой «Больше всего»; - А из ответов на каждый из пунктов надо выбрать тот, который менее всего отражает точку зрения испытуемого, наименее ценен — Б для него. Букву, которой обозначен этот ответ, также следует написать на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, но уже  под  рубрикой  «Меньше  всего»-В.  
Таким образом, для ответа на каждый из вопросов используются две буквы, которые и будут записаны в соответствующих столбцах, а третий вариант использован  не  будет.  
Участников опроса призывают быть максимально правдивыми, объясняя это тем, что среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не надо стараться угадать, какой из них является «правильным» или «лучшим». 
Испытуемым предлагается также время от времени контролировать себя: правильно ли записан ответ, рядом с теми ли пунктами. 
Тестовый  материал.

      
1.      Наибольшее удовлетворение я получаю от... 
A.  Одобрения  моей  работы. 
Б.Сознания того, что работа сделана мною хорошо. 
B.   Сознания того, что меня окружают друзья.

      
2.   Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то хотел бы быть... 
A.  Тренером, который разрабатывает тактику игры. 
Б.Известным  игроком. 
B.  Выбранным  капитаном  команды.

      
3.      По-моему, лучшим педагогом  является  тот,  кто... 
A.   Проявляет интерес к учащимся и имеет к каждому индивидуальный подход. 
Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания по этому предмету. 
B.  Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто 
не  боится  высказать  свое  мнение.

      
4.      Мне  нравится,  когда  люди... 
A.    Радуются  выполненной  работе. 
Б. С  удовольствием  работают  в  коллективе. 
B.  Стремятся выполнить свою работу лучше других.
 

5.   Я хотел бы, чтобы мои друзья были... 
A.  Отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляется возможность. 
Б. Верны  и  преданы  мне. 
B.   Умными и  интересными  людьми.

 
6.  Лучшими  друзьями  я  считаю  тех... 
A.  С  кем  складываются  хорошие  взаимоотношения. 
Б.На  кого  всегда  можно  положиться. 
B.    Кто  сможет  многого  достичь  в  жизни.

 
7. Больше  всего  я  не  люблю,  когда... 
A.  У  меня  что-то  не  получается. 
Б. Портятся  отношения  с  товарищами. 
B.   Меня  критикуют.

 
8.   По-моему, хуже всего, когда педагог.. 
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает  над  ними. 
Б.Вызывает в  коллективе  дух  соперничества. 
В.Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

 
9. В  детстве  мне  больше  всего  нравилось... 
A.    Проводить  время  с  друзьями. 
Б.  Ощущение  выполненных  дел. 
B.    Когда  меня  за  что-нибудь  хвалили.

 
10. Я хотел  бы  быть  похожим  на  тех,  кто... 
A.    Добился  успеха  в  жизни. 
Б.  По-настоящему  увлечен  своим  делом. 
B.    Отличается  дружелюбием  и  доброжелательностью.

 
11. В первую  очередь  школа  должна... 
A.  Научить  решать  задачи,  которые  ставит  жизнь. 
Б.Развивать индивидуальные способности ученика. 
B.  Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать 
с  людьми.

 
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал  бы  его  для... 
A.  Общения  с  друзьями. 
Б.  Отдыха  и  развлечений. 
B.    Своих  любимых  дел  и  самообразования.

 
13.  Наибольших  успехов  я  добиваюсь,  когда... 
A. Работаю  с  людьми,  которые  мне  симпатичны. 
Б.У  меня  интересная  работа. 
B.    Мои  усилия  хорошо  вознаграждаются.

 
14.   Я  люблю,  когда... 
A.   Другие  люди  меня  ценят. 
Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы. 
B.  Приятно  провожу  время  с  друзьями.

 
15. Если бы обо мне решили написать в газете, то хочется, чтобы... 
A.   Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом,  в  котором  мне  довелось  участвовать. 
Б. Написали  о  моей  деятельности. 
B.  Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

 
16. Лучше всего  я  учусь,  если  преподаватель... 
A.  Имеет  ко мне индивидуальный  подход. 
Б.Сумеет  вызвать  у  меня  интерес  к  предмету. 
B.  Устраивает  коллективные  обсуждения изучаемых проблем.

 
17.  Для  меня  нет  ничего  хуже,  чем... 
A.  Оскорбление  моего  личного  достоинства. 
Б.Неудача  при  выполнении  важного  дела. 
B.    Потеря  друзей.

 
18.  Больше  всего  я  ценю... 
А.  Успех. 
Б. Возможность хорошей совместной работы.

 В.   Здравый,  практичный  ум  и  смекалку.

 
19.  Я  не  люблю  людей,  которые... 
A.   Считают  себя  лучше  других. 
Б. Часто  ссорятся  и  конфликтуют. 
B.   Возражают  против  всего  нового.

 
20.  Мне  приятно,  если... 
A.  Занимаюсь  делом,  важным  для  всех. 
Б.Имею  много  друзей. 
B.  Вызываю восхищение  и  всем  нравлюсь.

 
21.  По-моему,  руководитель  в первую очередь должен быть... 
A.  Доступным. 
Б.Авторитетным. 
B.  Требовательным.

 
22.  В свободное  время  я  охотно  прочитал  бы  книги... 
A.  О том, как находить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми. 
Б.О  жизни  знаменитых  и  интересных  людей. 
B.  О последних  достижениях  науки  и  техники.

 
23.     Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть... 
A. Дирижером. 
Б.Композитором. 
B.  Солистом.

 
24.   Мне  бы  хотелось... 
A.  Придумать  интересный  конкурс. 
Б. Победить  в  конкурсе. 
B.  Организовать  конкурс  и  руководить  им.

Информация о работе Особенности профессионального самоопределения старшими школьниками