Особенности профессионального самоопределения старшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 02:25, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение факторов, связанных с профессиональным самоопределением старшими школьниками.

Задачи:

Изучить основные подходы к профессиональному самоопределению молодежи в подростковом возрасте.
Провести предварительный отбор по ряду параметров выборки для статистического исследования.
Изучить вопросы направленности личности на профессиональное самоопределение молодого человека.
Провести подбор психологических и статистических методик
Провести эмпирическое исследование по теме работы.

Работа состоит из  1 файл

особенности проф.самоопределения.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

    3.В группе школьников 9 класса будет доминировать «направленность на себя»;

    4.В группе школьников 11 класса будет доминировать «направленность на взаимодействие»

     Описание  выборки: в данном исследовании использовалась целевая выборка и приняли  участие 40 человек, которые составили  две группы испытуемых по 20 человек  в каждой. Выборку составили учащиеся школы №7 г. Находка, а именно ученики 9 и 11 классов. 

     2.3 Описание методик сбора эмпирических данных 

     Метод, используемый для сбора данных –  опрос.

     Методики, с помощью которых исследовались  особенности сторон профессионального  самоопределения у лиц юношеского возраста:

     1. Опросник Дж. Холланда (см. Приложение 4).

     2. Определение направленности личности (ориентационная анкета)

     (см. Приложение 2).

     3.Методика  Э.Г.Эйдемиллера (см Приложение 1).

     4.Опросник  ДДО (см Приложение 3).

     Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера

     Данная  методики отличается от других методик  выявления акцентуаций характера  свой простотой выполнения и сочетанием процессов оценки и самооценки личности самим подростком. Необходимо отметить, что карточки этого теста, с учетом подросткового возраста испытуемых, в котором есть многочисленные особенности самооценки, мы – для повышения точности методики показывали карточки самому подростку (самооценка), затем его родителям (оценка). Кроме того, мы в процессе беседы-обследования наблюдали за подростком и оценивали его психологическое состояние. Результат по данному тесту в нашей работе - это комплексный результат оценки, самооценки и наблюдения. Таким образом мы увеличили достоверность по данной методике. (см. Приложение 1.)

     Опросник ДДО

     Методика  предназначена для отбора на различные  типы профессий в соответствии с  классификацией типов профессий  Е.А. Климова. Можно использовать при  профориентации подростков и взрослых.

     Содержание  методики. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». (Подробнее см. Приложение 3)

     Классификация проводится по 5 типам:

     1. Человек - Техника (Ч-Т).

     Труд  людей этой группы профессий связан с:

      преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные  и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);

      обслуживанием технических объектов (наладка и  обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными  средствами и строительными машинами);

      восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);

      изучением (контроль и анализ качества изделий  и механизмов, испытание качества изделий).

     2. Человек - Человек (Ч-Ч).

     труд  людей этой группы профессий связан с:

      воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);

      медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская  сестра);

      правовой  помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);

      организацией  людей, руководством и управлением  ими (администратор, менеджер и пр.);

      изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

     3. Человек - Знаковая система (Ч-З).

     Труд  людей этой группы профессий связан с:

      преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);

      шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);

      управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД  и пр.);

      составлением  и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и  пр.);

      восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

     4. Человек - Природа (Ч-П).

     Труд  людей этой группы профессий связан с:

      преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой  промышленности, рыбообработчик и пр.);

      обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);

      заготовкой  продуктов, эксплуатацией природных  ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);

      восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод  и пр.);

      изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).

     5. Человек - Художественный образ  (Ч-Х).

     Труд  людей этой группы профессий связан с:

      преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);

      исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);

      с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр  и пр.).

     3. Опросник Дж. Холланда

     Методика  является примером субъективного типологического  подхода к изучению личности. Разработчик  теста – Дж. Холланд.

     Стимульный  материал теста отличается от подобного  рода опросников и представляет собой 42 дихотомических альтернатив, каждая из которых задана в виде определенной профессии. Испытуемому необходимо осуществить предпочтительный выбор одной из них. Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

     Каждому типу соответствует 14 различных профессий. Это уравновешивает шкалы в количественном отношении и позволяет осуществлять сравнение выраженности того или  иного типа «внутри» каждого испытуемого.

     Таким образом, целью данного опросника становится определение профессионального типа личности по методике Дж. Холланда. Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам необходимо осуществить предпочтительный выбор одной из профессий. Иными словами, ответить на вопрос: Кем предпочтительней для вас было бы быть: поваром или наборщиком, садовником или метеорологом? и т.д. Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке».

     Обработка результатов. В регистрационном  бланке подсчитывается количество отмеченных ответов по каждому столбцу в отдельности (см. Приложение 4.

     Полученные  числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации  Дж. Холланда.

     1-й столбец – реалистичный тип, 2-й столбец – интеллектуальный тип, 3-й столбец – социальный тип, 4-й столбец – конвенциальный тип, 5-й столбец – предприимчивый тип, 6-й столбец – артистический тип.

     Анализ  полученных данных производится путем  выделения столбца, содержащего  наибольшее количество отмеченных ответов, соответствующего определенному типу личности, по Дж. Холланду.

     Характеристика  типов.

     1 тип. Реалистический.

     Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный, ориентированный на настоящее тип. Охотно занимается конкретными объектами  и их использованием. Предполагает занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Выбирает профессии конкретного действия: механик, электрик, садовод и т.д. Типу свойственны математические, а не вербальные способности.

     2 тип. Интеллектуальный.

     Ориентирован  на труд, не социален, рационален, независим, оригинален. Нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, физик и т.п. Высоко развиты как вербальные, так и невербальные способности. Гармоничный интеллектуальный тип.

     3 тип. Социальный.

     Ставит перед собой цели и задачи, которые позволяют ему устанавливать контакт с окружающей средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Основные черты характера: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые занятия – обучение и лечение, профессии – врач, психолог. Старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Решает проблемы, ориентируясь на эмоции, чувства и умение общаться. Зависим от группы и мнения окружающих, активен. Хорошо развиты вербальные способности, они преобладают над невербальными.

     4 тип. Конвенциальный.

     Характеризуется тем, что отдает предпочтение четко  структурированной деятельности: любит  когда им руководят. Придерживается традиционных обычаев и взглядов. Его подход к проблеме носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность ему не присущи. Черты характера: ригидность, консерватизм, зависимость. Предпочитает профессии, связанные с канцелярией и расчетом: машинопись, бухгалтерия, экономика. Обладает хорошими навыками общения, хорошими моторными навыками. Преобладают невербальные, математические способности. Это слабый организатор и руководитель, т.е. его решения зависят от мнения людей, его окружающих.

     5 тип. Предприимчивый.

     Избирает  цели, ценности и задачи, позволяющие  ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Он предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Это: заведующий, директор, товаровед, журналист, репортер, артист, дипломат. Ему не нравятся занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством и властью, т.е. любит давать генеральную линию, агрессивен, предприимчив.

     6 тип. Артистичный.

     Присущ  сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость оригинальность, независимость решений, несоциальность – в смысле отличия от окружающих людей. В отношениях опирается на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, которые у него хорошо развиты. Предпочитает занятия творческого характера – музицирование, рисование, фотографию. Вербальные способности преобладают, но не всегда. Очень высокие способности моторики и восприятия. Уже в молодости характерен высокий жизненный идеал, отличается акцентированным собственным «Я». Психологическая концепция профессионально ориентированного типа личности была разработана Дж. Холландом (Голландом) в 1966 году. По мнению Холланда, важнейшей подструктурой личности является направленность, включающая в себя ценностные ориентации, установки, интересы, отношения и мотивы. На основе выявления основных компонентов направленности - интересов и ценностных ориентаций - были выделены 6 профессионально-ориентированных типов личности. 

     4. Определение направленности личности (ориентационная анкета) 

Информация о работе Особенности профессионального самоопределения старшими школьниками