Особенности профессионального самоопределения старшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 02:25, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение факторов, связанных с профессиональным самоопределением старшими школьниками.

Задачи:

Изучить основные подходы к профессиональному самоопределению молодежи в подростковом возрасте.
Провести предварительный отбор по ряду параметров выборки для статистического исследования.
Изучить вопросы направленности личности на профессиональное самоопределение молодого человека.
Провести подбор психологических и статистических методик
Провести эмпирическое исследование по теме работы.

Работа состоит из  1 файл

особенности проф.самоопределения.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

     Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Приложение №2. Ориентировочная анкета содержит в себе 27 утверждений. Профессиональная направленность личности работника включает в себя следующие виды отношений человека: а) отношение человека к самому себе; б) отношение человека к окружающим его людям; в) отношение человека к выполняемой работе. У каждого человека в его мотивационной структуре представлены все три вида отношений, однако доля каждого из них неодинакова. Чаще всего доминирует какой-либо один вид отношений, что и определяет характер направленности личности данного человека. Возможно доминирование «направленности на себя», либо «направленности на дело», либо «направленности на взаимодействие с другими людьми».

     Доминирование в структуре личности «направленности  на себя» свидетельствует о выраженности у данного человека эгоцентрических тенденций, его стремлении к личному благополучию, престижу, удовлетворению своих желаний. Интересы дела и окружающих людей в таком случае вторичны.

     Если  в мотивационной структуре преобладает «направленность на дело», «на задачу», то это свидетельствует о стремлении человека к реализации целей и решению задач профессиональной деятельности. Такие лица наиболее продуктивны в работе, они нередко становятся неформальными лидерами в группе.

     В том случае, когда у человека преобладает «направленность на взаимодействие», можно предположить, что такой человек конформен, зависим от группы. Для него главное – это хорошие отношения с окружающими, у него выражена потребность в общении с другими людьми. При этом работа и ее результаты отходят на второй план, что делает таких работников малопродуктивными.

     Таким образом, целью данного опросника  является определение профессиональной направленности личности. Испытуемым раздают бланки для ответов и  зачитывают инструкцию: «Предлагаемая анкета состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания: А, В, С. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать тот, который для вас наиболее значим. Впишите букву (А, В или С), соответствующую вашему выбору, в бланк для ответов в скобках против соответствующего номера вопроса в рубрике «Больше всего». Затем из оставшихся ответов выберите тот, который менее всего совпадает с вашей точкой зрения, и впишите букву, соответствующую этому ответу, против номера вопроса в рубрике «Меньше всего» бланка ответов.

     Для каждого вопроса используются две  буквы. Оставшийся ответ нигде не фиксируется».

     Обработка результатов. Ответы испытуемого, обозначенные как «Больше всего», оцениваются  в 2 балла. Ответы, обозначенные как  «Меньше всего», оцениваются в 0 баллов, оставшиеся невыбранными ответы оцениваются в 1 балл.

     Все полученные в процессе заполнения анкеты данные сверяются со специальным  «ключом» (см. Таблица 1). Для каждого  вида направленности личности баллы  суммируются по всем 27 пунктам анкеты (отдельно).

     Основным  критерием оценки результатов является соответствие выборов баллов «ключу», а также абсолютное преобладание одного из видов направленности личности.

     Метод обработки информации

     В нашем исследовании мы применили  критерий знаков G, который относится к непараметрическим и предназначен для установления общего направления сдвига исследуемого признака. С его помощью определяется уровень достоверности различий, выявляется статистически значимая тенденция в смещении (сдвиге) показателей. Он дает возможность установить, насколько однонаправлено изменяются значения признака однородной выборки. Критерий знаков применяется к данным, полученным в ранговой, интервальной и шкале отношений.

     Сдвиг – это величина разности между  показателями, учитывающая знак. Сдвиги, которые преобладают называются типичными и обозначаются буквой n, а сдвиги более редкого, противоположного направления – нетипичными – Gэмп. Существует возможность «нулевых» сдвигов, когда реакция не изменяется или показатели не повышаются и не понижаются, а остаются на прежнем уровне. Однако такие «нулевые» сдвиги в критерии знаков исключаются из рассмотрения. При этом количество сопоставляемых пар уменьшается на число таких «нулевых» сдвигов.

     Суть  критерия знаков состоит в том, что он определяет, не слишком ли много наблюдается «нетипичных сдвигов», чтобы сдвиг в «типичном» направлении считать преобладающим? Gэмп – это количество «нетипичных» сдвигов. Чем меньше Gэмп, тем более вероятно, что сдвиг в «типичном» направлении статистически достоверен.

     Ограничения критерия знаков: количество наблюдений в обоих замерах – не менее 5 и не более 300.

     Порядок проведения обработки информации

     Сначала подсчитывается количество положительных, отрицательных и нулевых сдвигов  по каждой шкале в каждой из выборок. Это необходимо для выявления «типичных» знаков изменения оценок. Нам необходимо учитывать только положительные и отрицательные сдвиги, а нулевые отбрасывать. Количество сопоставляемых пар значений при этом уменьшается на количество этих нулевых сдвигов. Затем, определив количество «нетипичных» сдвигов (Gэмп), по таблице определяем критические значения G для данного n. Следующим этапом является сопоставление Gэмп с Gкр. Если Gэмп меньше Gкр или по крайней мере равен ему, сдвиг в типичную сторону может считаться достоверным. 
 

 

      3. Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте 

     3.1 Исследование профессионального типа личности школьников 9 класса 

     Обследованная выборка составила 20 человек. В проводимом нами исследовании испытуемым необходимо было осуществить предпочтительный выбор одной из пары профессии, которая для них более привлекательна, и отметить свой выбор в регистрационном бланке. Данные, полученные в ходе исследования, отражены в таблице 2.

     При выявлении профессионального типа личности у учащихся 9 класса явного доминирования какой-либо из шкал не обнаружено. Тем не менее, самые высокие показатели были получены по шкале «Предприимчивый тип» (164), это свидетельствует о том, что группа избирает цели, ценности и задачи, позволяющие проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Для них наибольшее значение имеют руководящие роли, в которых видят удовлетворение своих потребностей быть признанным. Это: заведующий, директор, товаровед, журналист, репортер, артист, дипломат. Скорей всего, группа не приветствует занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Они более предпочитают неясные вербальные задачи, связанные с руководством и властью, агрессивны, предприимчивы.

     При анализе количественных показателей  видно, что в иерархии шкал второе место занимает шкала «Социальный  тип» (156). Таким образом, ставить  перед собой цели и задачи, которые позволяют устанавливать контакт с окружающей средой уходят на второй план. В меньшей степени обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Такие черты характера как: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность на человека становятся менее важными. Не заинтересованы в таких занятиях как обучение и лечение. Зависимости от группы и мнения окружающих испытывают в меньшей степени.

     Третье  место отводится конвенциальному  типу (149), которое характеризуется тем, что предпочтение отдается четко структурированной деятельности: потребность, чтобы ими руководили. А значит в данной группе учащиеся не придерживаются традиционных обычаев и взглядов, подход к проблеме не носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность более присущи группе, нежели ригидность, консерватизм и зависимость. Нет предпочтений в выборе профессий, связанных с канцелярией и расчетом: машинопись, бухгалтерия, экономика. Учитывая, что люди этого типа слабые организаторы и руководители, можно сказать, что решения в группе не зависят от мнения людей и окружающих.

     Следующим, по убыванию является «Артистичный тип» (143), которому присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость оригинальность, независимость решений, несоциальлость – в смысле отличия от окружающих людей. В отношениях опирается на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, которые у него хорошо развиты. Предпочитает занятия творческого характера – музицирование, рисование, фотографию. Вербальные способности преобладают, но не всегда. Очень высокие способности моторики и восприятия. Уже в молодости характерен высокий жизненный идеал, отличается акцентированным собственным «Я». Учитывая, занимаемое место данного типа направленности, можно говорить о слабой развитости этих характеристик.

     На  пятом месте «Интеллектуальный  тип» (121). Группа не ориентирована на труд, менее рациональна. Не нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Нет предпочтений в выборе таких научных профессий как: ботаник, астроном, физик и т.п.

     И последнее шестое место заняла шкала  «Реалистичный тип» или иначе  мужской тип (107). Это несоциальный, эмоционально-стабильный, ориентированный  на настоящее тип. Следовательно  данная групп не охотно занимается конкретными объектами и их использованием. Не предполагают выбор занятий, требующих моторных навыков, ловкости и конкретности. Группу вряд ли заинтересуют такие професси конкретного действия как: механик, электрик, садовод и т.д.

     Как видно из характеристик типов личностей мы наблюдаем группу с ярко выраженными вербальными способностями, которой не предпочтительны математические. Эта группа предприимчива, независима и импульсивна.

     Таким образом, гипотеза о том, что ведущим  профессиональным типом личности у школьников 9 класса будет «социальный» не подтвердилась. Возможно это связано с ситуацией в стране. Если раньше, на глобальном уровне, в обществе ценились такие качества как общительность, гуманность, психологическая настроенность на человека, а также совместная деятельность, то теперь на первый план выходят индивидуальные достижения личности, ее предприимчивость, умение руководить людьми и занимать лидерскую позицию в обществе. 
 

     3.2 Исследование профессионального типа личности школьников 11 класса 

     Обследованная выборка составила 20 человек. В проводимом нами исследовании испытуемым необходимо было осуществить предпочтительный выбор одной из пары профессии, которая  для них более привлекательна, и отметить свой выбор в регистрационном  бланке. Данные, полученные в ходе исследования, отражены в таблице 3.

     Как видно из Рис. 2. (см. Приложение 6) при выявлении профессионального типа личности у учащихся 11 класса явного доминирования какой-либо из шкал не обнаружено. Тем не менее, самые высокие показатели были получены по шкале «Предприимчивый тип» (167), это свидетельствует о том, что группа избирает цели, ценности и задачи, позволяющие проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Для них наибольшее значение имеют руководящие роли, в которых видят удовлетворение своих потребностей быть признанным. Это: заведующий, директор, товаровед, журналист, репортер, артист, дипломат. Скорей всего, группа не приветствует занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Они более предпочитают неясные вербальные задачи, связанные с руководством и властью, агрессивны, предприимчивы.

     При анализе количественных показателей  видно, что в иерархии шкал второе место занимает шкала «Социальный тип» (162). Группа мало склонна ставить перед собой цели и задачи, которые позволяют ей устанавливать контакт с окружающей средой. В меньшей степени обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Такие черты характера как: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность на человека становятся менее важными. Не заинтересованы в таких занятиях как обучение и лечение. Зависимости от группы и мнения окружающих испытывают в меньшей степени.

     Шкала «Конвенциальный тип» занимает третью позицию (138). Люди этого типа характеризуются  тем, что предпочтение отдают четко  структурированной деятельности: потребность, чтобы ими руководили. А значит в данной группе учащиеся не придерживаются традиционных обычаев и взглядов, подход к проблеме не носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность более присущи группе, нежели ригидность, консерватизм и зависимость. Нет предпочтений в выборе профессий, связанных с канцелярией и расчетом: машинопись, бухгалтерия, экономика. Учитывая, что люди этого типа слабые организаторы и руководители, можно сказать, что решения в группе не зависят от мнения людей и окружающих.

     Следующим, по убыванию является «Интеллектуальный тип» (136) Группа не ориентирована на труд, менее рациональна. Не нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Нет предпочтений в выборе таких научных профессий как: ботаник, астроном, физик и т.п.

Информация о работе Особенности профессионального самоопределения старшими школьниками