Особенности развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки в школе – интернат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:55, дипломная работа

Описание

Цель работы: Выявить особенности развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Цель и гипотеза обусловили выдвижение задач исследования:

1. Проанализировать теоретические исследования по проблеме развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста;

2. Изучить уровень развития эмоциональной отзывчивости слабовидящих детей младшего школьного возраста;

3. Разработать комплекс упражнений для развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки……………………………………………………………………………..7

1.1 Содержание понятия «эмоциональная сфера»……………………….7

1.2 Психологические особенности слабовидящих детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...13

1.3. . Развитие эмоциональной сферы на уроках музыки………………20

Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста в процессе восприятия музыки…………………………………………………...25

2.1 Выявление уровня эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у слабовидящих детей младшего школьного возраста……….25

2.2 Комплекс упражнений для развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки………………………................................................................................34

2.3 Результаты диагностики эмоциональной отзывчивости у слабовидящих детей младшего школьного возраста на музыкальные произведения……………………………………………………………………..41

Заключение……………………………………………………………….48

Литература………………………………………………………………..50

Работа состоит из  1 файл

Карасева.doc

— 446.00 Кб (Скачать документ)


Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Иркутский педагогический колледж №3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТ

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

                   Выполнена студенткой  5 в курса

                    Карасевой Анной Николаевной

К защите допускаю:                                          Научный руководитель

«__»________________                                     Тарбеева Татьяна Федоровна

                    преподаватель по классу баяна и            

                                       аккордеона

 

 

                     

 

К защите допускаю:                                           Зам. Директора по УМР

                                                                              Потоцкая Ф.И

«____»____________________    

 

 

 

 

 

Иркутск, 2010 год


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабовидящих  детей младшего школьного возраста на уроках музыки……………………………………………………………………………..7

1.1 Содержание понятия «эмоциональная сфера»……………………….7

1.2 Психологические особенности слабовидящих детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...13

1.3. . Развитие эмоциональной сферы на уроках музыки………………20

Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного  возраста в процессе восприятия музыки…………………………………………………...25

2.1 Выявление уровня  эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у слабовидящих детей младшего школьного возраста……….25

2.2 Комплекс упражнений для развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки………………………................................................................................34

2.3 Результаты диагностики эмоциональной отзывчивости у слабовидящих детей младшего школьного возраста на музыкальные произведения……………………………………………………………………..41

Заключение……………………………………………………………….48

Литература………………………………………………………………..50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. На современном этапе воспитания и образования школьников развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание. Каждому педагогу важно понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Нехватка положительных эмоций отрицательно влияет на развитие ребенка в целом.

В настоящее время особенно значимой является проблема исследования эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения. С каждым годом врачами – офтальмологами отмечается тенденция к увеличению количества детей с аномалиями зрительной системы. Любые нарушения зрения сопровождаются снижением базовых зрительных функций и неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают количество воспринимаемой информации. В конечном счете, цепь вышеперечисленных взаимосвязанных нарушений влечет за собой возникновение вторичных отклонений в развитии речевой и мыслительной деятельности, эмоциональной и интеллектуальной сфере и т.д.

Эмоциональная сфера незрячих людей является наименее изученной в тифлопсихологии, поэтому предоставляет большой исследовательский интерес. Причиной недостаточного изучения эмоциональной сферы незрячих людей является недооценка значимости эмоциональных переживаний в развитии личности незрячих людей.

Современные тифлопсихологи изучая особенности развития незрячих и слабовидящих людей, приходят к выводу о том, что компенсаторные процессы, а также адекватное, специально организованное воспитание и обучение детей с нарушениями зрения и слепотой способны минимизировать негативное влияние нарушений развития на эмоциональную сферу.

Замечено, что слепота оказывает прямое влияние на эстетические чувства, возникающие и развивающиеся при восприятии и создании человеком прекрасного. Эстетические чувства возникают не только при зрительном восприятии, но также и при слуховом, осязательном, вкусовом и обонятельном. Однако слепота полностью или частично делает невозможным восприятие тех сторон действительности, которые оказывают на человека наиболее сильное эмоциональное воздействие. И именно для того, чтобы утолить этот эмоциональный голод, дать детям яркие краски, которых им так не хватает в жизни, необходима музыка. Музыка, обладающая особой силой аффективного воздействия, играет ведущую роль в плане развития эмоциональной сферы, культуры чувств слабовидящих и незрячих детей.

Музыка непосредственно действует на чувства ребенка, она побуждает к сопереживанию. Поэтому так важна мысль Д. Б. Кабалевского о том, что «общение с искусством, его понимание начинается не с теоретических знаний, а на уровне сердца, узнавании самого себя, своих переживаний художественного образа».

Познание содержательности музыки находится в неразрывной связи с развитием эмоциональной сферы школьника и на сегодняшний день проблема развития и воспитания эмоциональной сферы детей очень актуальна.

Задача каждого педагога, в том числе учителя музыки помочь детям адаптироваться, жить во взаимопонимании, получать положительные эмоции от общения с окружающими, наполнять жизнь смыслом. Важным моментом в этой деятельности является тот факт, что эмоции школьника необходимо развивать в любо виде деятельности.

Цель работы:  Выявить особенности развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Объект исследования: развитие эмоциональной сферы.

Предмет исследования: особенности развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Гипотеза исследования: процесс развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста наиболее успешно будет осуществляться на уроках музыки с использованием специальных заданий и упражнений, а также с учётом индивидуальных и психологических особенностей школьников.

Цель и гипотеза обусловили выдвижение задач исследования:

1. Проанализировать теоретические исследования по проблеме развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста;

2. Изучить уровень   развития эмоциональной отзывчивости слабовидящих детей младшего школьного возраста;

3. Разработать комплекс упражнений для развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Методологическую основу исследования составляют теория деятельностного подхода к формированию и становлению личности (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубенштейна); теория развивающего обучения (Л.С.Выготского); теоретико-методологические позиции и основополагающие исследования отечественных специалистов в области коррекционной педагогики и психологии (А.Г. Литвак,
Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева); положение о единстве возрастных закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.С.Выготского, В.И. Лубовского); анализ работ отечественных (В.В.Васильева, В.В.Бойко, П.В.Симонова и др.) и зарубежных авторов (К.Изарда, В.Кеннона, и др.) по развитию эмоциональной сферы личности.

В процессе работы были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы; методы сбора данных (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование).

База исследования. Исследование проводилось в период с 17.02.2009 по 31.03.2010 на базе Школы – интернат № 8 г. Иркутска.

Практическая значимость работы состоит в том, что

 

             

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенный комплекс упражнений, используемый на уроках музыки, будет способствовать процессу развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста.

Структура исследования представлена введением, теоретической и практической главами, заключением, списком литературы, приложениями. Также работа включает диаграммы.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабовидящих  детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

 

1.1 Содержание понятие эмоциональная  «эмоциональная сфера»

На отдельные факты и явления, на все, что нас окружает, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, страх, отвращение. Удивление, грусть - все это разнообразные эмоции, выражающие наши отношения к миру и к самому себе. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим и прочее. К.Д.Ушинский подчеркивал: "Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: - не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле". [31, 124].

Термин "эмоция" (от лат. Emovere - потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни. Эмоции - особый класс субъективных психологических процессов и состояний, которые составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности, ощущении приятного или неприятного, отношение человека к миру и к людям, процесс и результаты его практической деятельности. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [29, 128].

Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга, и лучше поднастраиваться на совместную деятельность и общение. Они дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, предают чувства и переживания педагога с помощью невербальных средств. К.С.Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью своих пяти чувств: глазами, мимикой, голосом, движением рук, а также через лучеиспускание и лучевосприятие. [5, 38].

Вопросы воспитания и развития эмоций у детей разных возрастных групп рассматривались разными известными психологами: К.Е.Издаром, П.А.Лачиновым, Б.М.Тепловым, Е.В.Назайкинским. Е.В.Назайкинский в своих трудах отмечал, какую важную роль играют эмоции в общении: "Эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь ". [18, 231]. Психолог подчеркивал, что для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе лица и тела, обеспечивается активная разрядка эмоций. [11, 89].

К.Е. Издар в своих трудах отмечал, какую важную роль играют эмоции в общении: "Эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь". Психолог подчеркивал, что для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности. [31, 65].

Известный психолог П.П. Лачинов придавал большое значение выразительности движений. В своих работах он подчеркивал, что все отрицательные эмоции "съеживают" фигуру человека, а все положительные - ее "развертывают". Нарушения выразительной моторики приводят к определенным трудностям в общении детей, как со сверстниками, так и со взрослыми. [31, 76].

Е.В. Назайкинский, рассматривая эмоции на психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые), подчеркивает их воздействие на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображения, память, мышление. [5, 48].

А.В. Запорожец, изучая вопрос о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка, отмечал. Что изучение и развитие эмоций имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, к людям, отношения, соответствующего заданным нравственным нормам, принятым обществом. [7, 28].

Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки в школе – интернат