Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:55, дипломная работа
Цель работы: Выявить особенности развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
Цель и гипотеза обусловили выдвижение задач исследования:
1. Проанализировать теоретические исследования по проблеме развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста;
2. Изучить уровень развития эмоциональной отзывчивости слабовидящих детей младшего школьного возраста;
3. Разработать комплекс упражнений для развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки……………………………………………………………………………..7
1.1 Содержание понятия «эмоциональная сфера»……………………….7
1.2 Психологические особенности слабовидящих детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...13
1.3. . Развитие эмоциональной сферы на уроках музыки………………20
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста в процессе восприятия музыки…………………………………………………...25
2.1 Выявление уровня эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у слабовидящих детей младшего школьного возраста……….25
2.2 Комплекс упражнений для развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки………………………................................................................................34
2.3 Результаты диагностики эмоциональной отзывчивости у слабовидящих детей младшего школьного возраста на музыкальные произведения……………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………….48
Литература………………………………………………………………..50
В занятие включены игры (упражнения, приемы), которые соответствуют задачам коррекционного этапа по развитию зрительно-пространственных ориентировок, индивидуальным запросам каждого ребенка.
«Вверх по лестнице» – дидактическое занятие на развитие мелкой моторики рук с элементами психогимнастики, в ходе, которого у детей воспитывается уверенность в самих себе и своих возможностях, обогащаются знания о собственном теле, развивается активность, инициативность, самостоятельность.
Дети через сказочные истории усваивают правила поведения и секреты человеческих взаимоотношений, знакомятся с явлениями окружающего мира. С помощью релаксационных упражнений, они приобретают первые навыки эмоциональной саморегуляции. Психогимнастика способствует как развитию его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы
«Зимняя сказка» – игровое представление с элементами театрализации и психогимнастики по развитию мелкой моторики, воображения и внимания.
По разработанному психологом сценарию ребята погрузились в атмосферу волшебного леса – смогли представить и изобразить хруст снега под ногами; деревья украшенные шапками снега; украсить елочку, которую забыл нарядить Дед Мороз; выполняли игры на внимание и другие двигательные упражнения. Малышам очень понравилось самим изображать зверей-помощников (зайца, волка, лису), а также выполнять задания, которые им предлагала психолог. В рамках данного занятия было предложено слепить снеговика, чем они с радостью и занялись.
«Литературное путешествие» – развивающее занятие по изучению литературных жанров и персонажей для незрячих и слабовидящих детей.
Педагог-психолог подготовила небольшую экскурсию по сказкам с использованием компьютерной презентации. В конце импровизированного путешествия ребята приняли участие в небольшой викторине.
«Кот и кошка». Цель: учить различать музыку разного характера, формировать воображение, действовать в воображаемой условной ситуации, активизировать к поиску средств выразительности образа, согласовывать движения с характером музыки, структурой эмоционального произведения, игра на детских музыкальных инструментах.
Восприятие музыки. Учитель проводит краткую вступительную беседу перед слушанием музыки и говорит с детьми о том, что кошка бывает разной по своим проявлениям: гибкой, нежной, ласковой, осторожной, а бывает и совсем другой – стремительной, сердитой, выпускает когти. Детям предлагается прослушать два разных по характеру музыкальных произведения «Кошка» (музыка Т. Ломовой), «Кошка или кот сердится» (музыка С. Майкапара «Этюд»). После восприятия проводится беседа о ее разном характере, и педагог вместе с детьми вербально рисует «картинку» действия кошки в одном и другом произведении.
Сюжетно-образные движения. Учитель предлагает поиграть в игру «Кот и кошка» и превратиться девочкам в птичек, а мальчикам в котов. Педагог дает образец движений, которые может делать кот. Затем под чтение стихотворения дети сами выполняют движения, изменяя их и находя новые.
Кот проснулся рано-рано, Будто прятался то мышки.
Спрыгнул с мягкого дивана, Увидал кот за окном-
Выгнул спинку, потянулся, Птичка кружит с ветерком,
С боку на бок перевернулся, И летает, и резвится,
И пошел совсем не слышно, Никого здесь не боится!
Игра на детских музыкальных инструментах. Девочкам раздаются свистульки и предлагается сыграть на них как будто поет птичка. Когти надо поточить, чтобы птиц не упустить. Дети, изображающие котов, под музыку выполняют движения «кошки выпускают когти» (музыка С. Майкапар «Этюд»). Когда игра повторяется детям предлагается поменяться ролями. Внимание девочек обращается на то, что кошка выполняет движения совсем по-другому.
«Говорим о звуках». Использование игровых методов. На уроке дети знакомятся с детскими музыкальными инструментами (свистульки, барабан, трещотки, колокольчики и т. д). Также, на занятии можно проводить слуховые тренировки на узнавание этих инструментов. Затем в процессе урока детям предлагается прислушаться к звукам, которые звучат в классе и после слов: «Говорим о звуках» дети должны рассказать о том, что услышали, но только жестами в полной тишине. Если звук, о котором говорил один ребенок, был услышан другими детьми, то они показывают пальчиками на свои уши. Если звук не был услышан, то дети закрывают ладошками уши.
Озвучивание музыкального произведения другим инструментом. Например, детям исполняется любая русская народная колыбельная. После прослушивания с детьми проводится беседа о характере, настроении произведения. Затем дети должны предложить те или иные инструменты для озвучивания, прослушанного произведения. Можно предложить озвучивать одну и ту же музыку разными инструментами в зависимости от определенной ситуации. Например, чтобы при звучании колыбельной сказочный герой не уснул, а наоборот, проснулся и действовал. Дети должны выбирать другие инструменты.
«Звучащая живопись». («Русская на Москве-реке» М. Мусоргский, «Утро» Э. Григ, «Лунный свет» К. Дебюси, «Игра воды» М. Равеля и т. д). Цвето-звуковые ощущения, настроение музыки в рисунке. Детям предлагается для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент из оперы или балета. Далее педагог анализирует с детьми музыкальное произведение, дети делятся своими впечатлениями. После предлагается нарисовать рисунок с тем настроением, которое царит в музыке. При этом музыка должна звучать и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Особое внимание должно уделяться анализу мелодии. Мелодическая линия близка линии живописи и наиболее яркие представления мелодии найдут отражение и в рисунках. Воплотить в рисунках на одну и ту же тему контрастные по настроению и музыкальному языку музыкальные произведения («Осень» А. Вивальди, «Осенняя песнь» П. Чайковского, «Фея осени» С. Прокофьева).
Дети младшего возраста любят сказки. С помощью нехитрой сказки ребенок становится соучастником воображаемого путешествия, входит в роль сказочных героев, радуется происходящему, стремится оценить поступки героев. Ему становятся близкими музыкальные образы, передающие переживания с родным домом, друзьями, миром природы и животных. Подобранный правильно музыкальный материал с применением различных методов музыкального воспитания, как раз и будет содействовать наряду со всем этим эмоциональной отзывчивости детей. Нарисовать портреты персонажей, сюжеты из прослушиваемых «музыкальных сказок».
«Мимический канон». В процессе слушания музыки детям предлагается определить настроения в музыке с использованием мимических пиктограмм с изображением разных эмоций: радость, удивление, грусть и т.д. Прослушав музыку, дети самостоятельно выкладывали пиктограммы, т.е. то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру данного музыкального произведения.
Таким образом, в условиях коллективной музыкальной деятельности общий эмоциональный настрой на уроке поддерживает творческие усилия коллектива, создавая необходимые предпосылки для разнообразной и интересной деятельности детей. Роль педагога в том, чтобы эмоциональное общение с детьми, творческое сотрудничество с ними стало основанием для включенности ребенка в атмосферу искусства и создавало у него личностный настрой на активную музыкальную деятельность.
Предложенные упражнения развивают умения детей в распознавании различных эмоциональных состояний, эмоциональный словарь школьников, но и способствуют развитию зрительного восприятию цвета, слухового и зрительного восприятия внимания, развивают у детей глазодвигательную функцию, прослеживающую функцию глаза, формируют чувство близости с другими, чувства ценности других и самоценности.
2.3 Результаты диагностики эмоциональной отзывчивости у слабовидящих детей младшего школьного возраста на музыкальные произведения
Проведя комплекс упражнений, который включал в себя различные творческие задания мы заметили положительные результаты в своей работе. Предложенные упражнения вызвали у детей интерес и положительный отклик на музыкальные занятия.
По итогам проведённых развивающих занятий нами были отмечены следующие положительные изменения:
1. Значительные улучшения со стороны мотивационной и эмоциональной сферы. У детей стабилизировались положительные эмоции, наблюдалось уменьшение агрессии детей по отношению друг к другу (агрессия, направленная на себя, проявляется в самообвинении, самоунижении).
2. Педагогами, которые присутствуют на занятиях, отмечено улучшение со стороны коммуникативной функции речи, особенно у детей замкнутых в обычной обстановке. Дети общались, знакомились, вместе преодолевали препятствия.
3. Целенаправленность действий с использованием специальных конструкций позволило развить у многих детей двигательный статус (либо расторможенность, либо пассивность, либо зажатость).
4. Применение на занятиях развивающих игр расширило приобретённые навыки детей с особыми образовательными нуждами: они научились не только шнуровать, выкладывать картинки, но и сравнивать, находить часть от целого, обобщать, что, несомненно, поможет им в дальнейшем обучении.
Целью констатирующего эксперимента явилось определить уровень проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей младшего школьного возраста.
Диагностика по методике А.Г. Гогоберидзе. Целью данной методики было повторно изучить уровень эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса младших школьников к восприятию музыки. Детям предлагалось вновь для прослушивания два разнохарактерных произведения: «Песня жаворонка» муз. М.И. Глинки и марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Рис 1. Результаты исследования эмоциональной отзывчивости на музыку в (%)
Из выше приведенных результатов, можно сделать следующие выводы: дети, принимавшие участие в данной методике направленной на изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса младших школьников к восприятию музыки показали, что у детей стал преобладать высокий уровень эмоциональной отзывчивости как у 1 «А» – 54% , так и у 1 «Б» – 48% показатели проявляются ярко, без инициативы взрослого.
В процессе исследования также было выявлено, что уменьшились показатели низкого уровня эмоциональной отзывчивости 10% в 1 «А» и 12% в 1 «Б». Это свидетельствует о том, что проведенные музыкальные занятия положительно влияют на многих детей, в процессе урока дети стали внимательно слушать музыку и выполнять задания учителя.
Диагностика по методике И.В.Груздовой. Целью данной методики было определение возможностей восприятия музыкального произведения и отражение воспринятого через интеграцию визуальных и слуховых впечатлений.
Рис 2. Результаты исследования восприятия музыкального произведения и отражение воспринятого через интеграцию визуальных и слуховых впечатлений в (%)
В процессе проведения данной методики нами вторично были выявлены группы детей с разнообразными особенностями художественного восприятия музыкальных произведений. Из результатов проделанной нами работы, мы выявили, что снизился процент количества детей, которые относились к группе «Потребителей» 1 «А» – 19%; 1 «Б» – 22%. , за счет этого увеличился процент количества детей в группе «Фантазеры» 1 «А» – 25%; 1 «Б» – 18% и «Мечтатели» 1 «А» – 30%; 1 «Б» – 36%. Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения стала проявляться в мимических, двигательных реакциях. Повысилась эмоциональная активность в процессе слушания музыки — сопереживание стало очень бурное, ясно выражены адекватные эмоциональные реакции. Дети по-своему стали интерпретировать содержание того музыкального произведения, которое для него более значимо, представляют свои сюжеты, придумывают содержания к отрывку.
Дети, которые относятся к группе «Мечтатели» 1 «А» – 30%; 1 «Б» – 36% отличаются высокой восприимчивостью и чуткостью в проявлении эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение. Ребята стали слушать внимательно музыкально произведение, почти «отключаются» от внешних раздражителей, познают музыкальное произведение как своеобразный, поэтический мир, что доставляет им явное удовольствие. Для них ценно и значимо музыкальное произведение в целостности, в единстве всех компонентов. Они достаточно точно отражают эмоциональный настрой произведения через слово (подбор эпитетов). Часто используют сравнения.
Диагностика Л.П. Стрелковой на изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. Цель: определить особенности использования детьми мимики и пантомимики.
Детям предлагается продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). В процессе проведения данной диагностики, мы выявляем, что наиболее преобладает мимика или пантомимика.
Рис 3. Результаты исследования использования детьми мимики и пантомимики в (%)
Из результатов данной диагностики мы видим, что увеличилось количество детей, которые смогли показать различные эмоциональные состояния.
Диагностика Л.П. Стрелковой на изучение выразительности речи. Детям предлагается исполнить или произнести фразу «У меня есть друг» радостно, грустно, удивленно, испуганно, сердито.
Рис 4. Результаты исследования на изучение выразительности речи в (%)
Результаты исследования данной методики показали следующие результаты, что детям как в 1 «А», так и в 1 «Б» всем удалось исполнить данную фразу различными интонациями. Но тем не менее, все же преобладает исполнение этой фразу с радостной и грустной интонацией. Ребята также удалось исполнить эту фразу сердито, испуганно и удивительно, это свидетельствует о том, что дети стали наиболее внимательно вслушиваться в интонации других людей.
Таким образом, успешность проведения таких занятий и упражнений для незрячих и слабовидящих детей зависит от многих факторов, это: благприятная атмосфера на уроке, положительный эмоциональный отклик на уроке, доброжелательное отношение к друг другу и т.д. Практика показывает, что какое-либо нарушение не является непреодолимым препятствием для успешного установления социальных контактов с людьми. Возможны различные формы работы со слабовидящими детьми.
Проведенное исследование показало, что развитие эмоционально сферы является одним из важнейших компонентов нормального развития личности ребенка. Изучив особенности эмоционального развития слабовидящих детей в младшем школьном возрасте, мы пришли к выводу, что музыка непосредственно действует на чувства ребенка. И важно уже в младшем школьном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, которые будут способствовать решению главной задачи музыкального воспитания детей – развитию эмоциональной сферы на музыку, привитию интереса и любви к ней.