Особенности развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки в школе – интернат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:55, дипломная работа

Описание

Цель работы: Выявить особенности развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Цель и гипотеза обусловили выдвижение задач исследования:

1. Проанализировать теоретические исследования по проблеме развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста;

2. Изучить уровень развития эмоциональной отзывчивости слабовидящих детей младшего школьного возраста;

3. Разработать комплекс упражнений для развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки……………………………………………………………………………..7

1.1 Содержание понятия «эмоциональная сфера»……………………….7

1.2 Психологические особенности слабовидящих детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...13

1.3. . Развитие эмоциональной сферы на уроках музыки………………20

Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста в процессе восприятия музыки…………………………………………………...25

2.1 Выявление уровня эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у слабовидящих детей младшего школьного возраста……….25

2.2 Комплекс упражнений для развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки………………………................................................................................34

2.3 Результаты диагностики эмоциональной отзывчивости у слабовидящих детей младшего школьного возраста на музыкальные произведения……………………………………………………………………..41

Заключение……………………………………………………………….48

Литература………………………………………………………………..50

Работа состоит из  1 файл

Карасева.doc

— 446.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав теоретические и экспериментальные исследования мы пришли к следующим выводам.

Эмоциональная сфера представляет собой сложную, непрерывно меняющуюся систему своеобразных откликов человека на действительность и ее воздействие.

Анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы позволил нам выделить эмоциональную сферу как значимое качество личности младшего школьника, проявляющегося на уровнях аффекта, сознания, деятельности и характеризующееся умениями включаться в эмоциональное состояние объекта восприятия, верно, воспринимать окружающий мир и адекватно реагировать на факты и явления действительности.

Изучив особенности эмоционального развития слабовидящих детей  в младшем школьном возрасте,  мы  пришли к выводу, что музыка непосредственно действует на чувства ребенка. И важно уже в младшем школьном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, которые будут  способствовать развитию эмоциональной сферы на музыку, привитию интереса и любви к ней.

В ходе решения задач нашего исследования были использованы методики, анализ результатов которых позволил определить  уровень развития эмоциональной отзывчивости у слабовидящих детей младшего школьного возраста на музыкальные произведения, где было выявлено, что процессы восприятия у детей с нарушенным зрением замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.

Анализ данных методик показывает, что большинство детей  не всегда правильно понимают даже простые эмоции. Эмоции детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны.

Проведя комплекс упражнений, который включал в себя различные  творческие задания, нами были отмечены следующие положительные изменения: улучшение со стороны мотивационной и эмоциональной сферы; стабилизировались положительные эмоции; улучшение со стороны коммуникативной функции речи; развитие у многих детей двигательного статуса; повысилась эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения стала проявляться в мимических, двигательных реакциях. повысилась эмоциональная активность в процессе слушания музыки; дети по-своему  стали интерпретировать содержание музыкального произведения.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что процесс развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста наиболее успешно будет осуществляться на уроках музыки с использованием специальных заданий и упражнений, а также с учётом индивидуальных и психологических особенностей школьников.

Мы полагаем, что данное исследование не охватывает всех аспектов поставленной проблемы. Перспективными направлениями дальнейшего исследования могут стать разработки авторских программ по музыке для слабовидящих детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абдулин Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 336 с.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с. 

3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983 –  117 с.

4. Бельмер В.А. Коррекционная работа на уроках в школе слабовидящих детей. – ВОС, 1993. – 234 с.

5. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. Сб. текстов Психология эмоций. – М.: Просвещение, 1993. – 303 с.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –  М., 1991.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

8. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005. – 327 с.

9. Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением. Дефектология. – М.: Просвещение, 1997. – 231 с.

10. Гоннев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 280 с.

11. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений. – М.: Академия, 1998. – 160 с.

12. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и   воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.  – 323 с.

13. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 336 с. 

14. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке. –   М., 2001. – 221 с.

15. Кулешова Е.В. Особенности классификации предметов, изображенных на картинках, слабовидящими детьми младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 2003. – 432 с.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с.

17. Малиновская Н.Д. Психология развития незрячих и слабовидящих людей. – М.: Просвещение, 2001. – 145 с.

18. Назайкинский Е.В. О психологии восприятия музыки. – М., 1978. – 241 с.

19. Немов, Р. С. Психология образования. – М. : ВЛАДОС, 2001. –  688 с.

20. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для нач. фак. педвузов. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

21. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Академический Проект, 2006. – 400 с.

22. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие для студ высш. учеб заведений. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176с.

23. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 320 с.  

24. Попов В. С., Халабузарь П. В. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2000. – 387 с.

25. Першин В.Т. Поиск новых путей и средств обучения детей с нарушением зрения. –ВОС., 1991. – 234 с.

26. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Академический Проект, 2006. – 400 с.

27. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия: учеб. пособие для студ

высш. учеб заведений / В. И. Петрушин. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 176с.

28. Подуровский, В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 320 с.

29. Психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского. – М., 1990. – 431 с.

30. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. Сред. Пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1992. – 144 с.

31. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 240 с.

32. Рубенштейн, С. Л. Направленность личности. Основы общей психологии. – М. : 1991.

33. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение,1998.  – 129с.

34. Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение,  1997 . – 235 с.

35.Симонов В.П. «Педагогическая практика в школе». Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.

36. Теплов. Б.М. Психология музыкальных способностей / Избр. труды: В 2 т. – М, 1979. – 321 с.

37. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья младших дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003 – 176 с.

38. Хювяринен Л. «Зрение у детей: нормальное и с нарушениями»: Пер. с англ. - СПб.: Петербург-XXI ВЕК. 1996.

 

 

 

52

 



Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки в школе – интернат