Особенности развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки в школе – интернат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:55, дипломная работа

Описание

Цель работы: Выявить особенности развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Цель и гипотеза обусловили выдвижение задач исследования:

1. Проанализировать теоретические исследования по проблеме развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста;

2. Изучить уровень развития эмоциональной отзывчивости слабовидящих детей младшего школьного возраста;

3. Разработать комплекс упражнений для развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки……………………………………………………………………………..7

1.1 Содержание понятия «эмоциональная сфера»……………………….7

1.2 Психологические особенности слабовидящих детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...13

1.3. . Развитие эмоциональной сферы на уроках музыки………………20

Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста в процессе восприятия музыки…………………………………………………...25

2.1 Выявление уровня эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у слабовидящих детей младшего школьного возраста……….25

2.2 Комплекс упражнений для развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки………………………................................................................................34

2.3 Результаты диагностики эмоциональной отзывчивости у слабовидящих детей младшего школьного возраста на музыкальные произведения……………………………………………………………………..41

Заключение……………………………………………………………….48

Литература………………………………………………………………..50

Работа состоит из  1 файл

Карасева.doc

— 446.00 Кб (Скачать документ)

Наиболее ярко положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение ребенок проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы также. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

Симпатия у младших школьников становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться, что побуждают ребенка к совершенствованию новых нравственных поступков. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, взрослый проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств. [17, 85].

Но сопереживание сверстнику во многом зависит и от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают ребенка, резко возрастает количество негативных экспрессией в адрес ровесника. Порой безаргументно. Пассивное же наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у ребенка двоякое переживание. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессией до самого высокого уровня.

Развитие интеллектуальных чувств в младшем школьном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит ребенка таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые он пытается решить. Таким образом, удивление рождает вопрос, на который нужно найти ответ.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия. Так же эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. [38, 65].

В поисках приемов эмоционального воздействия на школьника и формирования профессиональных способностей учителя позволяющих ему осуществлять эмоциональную регуляцию учебной деятельности, педагогика может использовать некоторые элементы опыта воздействия театрального искусства, музыки и т.д.

Таким образом, особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста заключаются в том, что: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические; одним из эффективных способов эмоционального развития является использование функциональной музыки в учебном процессе.

 

 

1.3.  Развитие эмоциональной сферы на уроках музыки

Немаловажную роль в музыкальном воспитании детей играют эмоции. Л.В. Занков писал: "Любой предмет - русский язык, математика, труд, а прежде всего чтение художественной литературы, музыка, изобразительное искусство - предоставляют немало возможностей для эмоциональных переживаний, стремлений". И далее: "В учении положительные эмоции создают духовный подъем, имеются в виду такие положительные эмоции, как восхищение, интеллектуальное наслаждение, радость, сочувствие". [2, 64].

Начинать становление процесса музыкального восприятия у учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры, что предполагает смещение акцента с технической стороны искусства на духовную - суггестивно-эмоциональную. [9, 54].

Одним из эффективных способов эмоционального развития является использование функциональной музыки в учебном процессе. Музыка расслабляет нервную систему и снимает стресс. Музыка оказывая психологическое воздействие неизменно влияет на физическое самочувствие. Музыка пробуждает эмоции, а это важнейший шаг к успешному обучению. Музыка дает возможность быстрого управления настроением класса, поскольку может оказывать как успокаивающее, так и стимулирующее воздействие. [14, 89].

Придавая большое значение развитию эмоциональной сферы ребенка, психологи сходятся во мнении, что эмоции необходимо "выращивать", воспитывать и развивать в деятельности т обязательно через содержание этой деятельности. [14, 59].

Личность ребенка, его эмоциональное и духовное становление - основа музыкального воспитания. Это возможно только в случае эмоционального переживая музыки. Очевидно, что познание содержательности музыки находится в неразрывной связи с развитием эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Музыка - искусство эмоционально-образное, которое способствует, прежде всего развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, отзывчивости на музыку разного характера. Привитию интереса и любви к ней. [32, 90].

Музыка непосредственно действует на чувства ребенка, она побуждает к сопереживанию. Поэтому так важна мысль Д.Б. Кабалевского о том, что "общение с искусством, его понимание начинается не с теоретических знаний, а на уровне сердца, с узнавания самого себя, своих переживаний художественного образа". [14, 89].

Действительно, разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают духовный мир ребенка, задевают его душевные струны, не оставляют равнодушным сердце.

Развитие восприятия музыки - задача всего цикла уроков музыки. В том числе и начального его этапа, постараться удержать жизненное, пусть не всегда адекватное, но все же образное отношение детей к музыке. Однако, постепенно необходимо переводить естественные жизненные впечатления детей в музыкальные, с тем, чтобы музыкальное звучание стало главным "рассказчиком", "действующим лицом" этих жизненных представлений. Это и будет начальным этапом развития музыкального слуха детей в процессе восприятия музыки, что позволит привести к слышанию музыкального языка, а точнее - к эмоционально-образному слышанию музыки. [3, 88].

Дети младшего школьного возраста особенно реагируют на "массивность" и динамику звучания, на музыкальные движения, на изобразительную красочность музыки. В то же время у детей отмечается повышенная реакция на общий тонус звучания, на различные исполнительско-речевые компоненты: повествовательный, вопросительный и восклицательный характер музыкального высказывания: нежность, игривость, "полетность", звонкость звучания или напротив и т.д.

О воспитании способности глубоко чувствовать и понимать искусство очень хорошо писал В.А. Сухомлинский: "Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство". Слова В.А. Сухомлинского находят подтверждение в трудах Б.М. Теплова о том, что содержание музыки являются чувства, эмоции, настроения. [36, 73].

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием.

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связаннее с изменением кровообращения, дыхания. [4, 78].

Так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств. Школьники в течение всего дня подвержены различным эмоциональным воздействиям: перевозбуждение, неспокойствие, эмоциональное расстройство. Поэтому на уроках в качестве прослушиваемого произведения можно использовать различные музыкальные произведения, способствующие регулированию эмоционального состояния школьников.

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Важно уже в младшем школьном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам. [31, 88].

Только тогда, когда музыка на уроках перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроения, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать и решению главной задачи музыкального воспитания детей - развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней.

Музыкальное искусство содержательно. В своей книге "Психология музыкальных способностей" Б.М.Теплов пишет, что в наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства,эмоции, настроения. Основа содержания музыки - выражение настроений, чувств. Поэтому очень важно начинать беседу с главного - определения эмоционально-образного содержания музыки [36, 89].

Важно дать детям понять, что, и изображая какие-либо конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства. Шум ветра может быть передан в музыке ласкающим, нежным, приветливым, а может быть грозным, страшным, злым, сметающим все на своем пути. Такая изобразительная картина передает душевное смятение, тревогу, беспокойство. Даже отдельное звукоподражание, например мяуканье котенка, в музыке всегда эмоционально окрашено: может быть жалобным или веселым, беззаботным, игривым. Различение же этих эмоциональных состояний является чрезвычайно важным для понимания ребенком сущности музыкального искусства как искусства, выражающего чувства, переживания, настроения, существующие в реальной жизни.

Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом в работе с младшими школьниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности, выявляют отдельные средства выразительности. Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нем, не отличаются разнообразием. Часто встречаются в практике деления музыки только на веселую или грустную примитивизирует, обедняет восприятие. Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Веселая музыка может быть и торжественной, праздничной и шутливой, беззаботной, и нежной, танцевальной, а грустная - и нежно-задумчивой, мечтательной и скорбной, трагической. Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме развития эмоциональной сферы слабовидящих детей младшего школьного  возраста в процессе восприятия музыки

 

2.1 Выявление уровня эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у слабовидящих детей младшего школьного возраста

Экспериментальная   работа  проводилась в период с    20.01.2010    по

31.03.2010  на базе школы – интерната для детей с ограниченными возможностями № 8 г. Иркутска. В эксперименте приняли участие 16 детей  в возрасте 7–8 лет. Диагностика проводилась на учащихся 1 «А» и 1 «Б» классах, где  обучаются незрячие и слабовидящие школьники.

В 1 «А» обучаются дети, у которых сохранилось остаточное зрение, они имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов. В этих классах слабовидящие дети, не имеющие других первичных нарушений организма, обучаются по программам общеобразовательной школы общего назначения.

В 1 «Б» обучаются слепые дети, которые страдают полным отсутствием зрения. У них полностью отсутствует способность воспринимать при помощи зрения не только форму предметов, их очертания, но и ощущать свет. Такая потеря зрения на оба глаза считается абсолютной (тотальной). Но есть дети, у которых сохранено светоощущение, позволяющее в известной мере воспринимать свет, цвета, контуры и силуэты предметов. Тотально незрячие и дети с остаточным зрением (частичновидящие) учатся читать и писать  по системе Брайля, т.е детей обучают письму и чтению рельефного шрифта (а также рельефных карт и нот), рельефному рисованию и т.д. Остаточное зрение помогает ориентироваться в пространстве, служит дополнительным к осязанию и слуху средством восприятия.              

Развитие незрячих и слабовидящих детей подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие зрячих. Однако утрата зрения или остаточное зрение обусловливают некоторые особенности развития таких детей. Они испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений визуального характера – свет, цвета и т.д. Большие трудности возникают у них в оценке пространственных признаков: положения, направления, расстояния, величины, формы объектов и т.д.  Все это обедняет чувственный опыт незрячих детей, затрудняет их ориентировку в пространстве, особенно при передвижении; гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций нарушается. [38, 87].

Однако у незрячих детей остаются сохранными слух и осязание, которые служат им основой познания окружающего мира. Непроизвольно пользуясь слухом, незрячий ребенок овладевает связной устной речью при общении с окружающими его людьми. Благодаря речи они получают информацию о реальной действительности, о действиях и поступках людей и др.

Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках музыки в школе – интернат