Особенности воспитания детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание

Цель: описать особенности воспитания детей-инвалидов

Задачи исследования:

1) рассмотреть воспитание детей-инвалидов как социально-педагогическую проблему;

2) рассмотреть особенности воспитания детей-инвалидов в семье;

3) описать подходы к организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях;

4) дать рекомендации родителям по воспитанию детей-инвалидов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
§1. Воспитание детей-инвалидов как социально-педагогическая проблема 6
§2. Особенности воспитания детей-инвалидов в семье 14
§3. Подходы к организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях 22
§4. Рекомендации по воспитанию детей-инвалидов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа состоит из  1 файл

особенности воспитания детей-инвалидов.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

     Основополагающими для специальной и коррекционной  дошкольной педагогики стали труды  Л. С. Выготского, ориентирующие специалистов на теоретическое осмысление роли биологического и социального факторов в развитии личности ребенка, проблем отклоняющегося развития, а также на поиск адекватных методов и организационных форм работы с детьми, имеющими отклонения в развитии [28, c.4]. Значение культурно-исторического фактора, показанное Л. С. Выготским в его трудах, заложило основы для понимания движущих причин и условий становления человеческой личности. В его трудах доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс реализации потенциальных возможностей ребенка (зоны ближайшего развития). Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе коррекционного воспитания и обучения.

     Последующие работы в области специальной  педагогики расширили тематику и направленность исследований по вопросам воспитания и развития детей-инвалидов.

      Обобщая данные литературных источников, можно  констатировать, что ограниченность детей-инвалидов в развитии имеет в целом два уровня компенсации, которые реализуются в соответствии с решением тех или иных задач по воспитанию: высокий — с активным преодолением и низкий, заключающийся в приспособлении к нему (к дефекту) [8, 15, 21, 23 и др.]. 

     Воспитание  ребёнка в соответствии с первой стратегией обеспечивает удовлетворение потребностей ребёнка в признании, в самостоятельности, не ограничивает его в общении и взаимодействии с другими детьми и взрослыми [26, c.31].  

     Вторая  стратегия прививает ребёнку-инвалиду специфический статус, который становится организующим фактором всей жизни как самого ребенка, так и  его семьи. Роль инвалида с ограниченными возможностями удовлетворяет потребность ребёнка в признании, любви, заботе, но существенно ограничивает развитие способностей к социальной адаптации, воспитание  самостоятельности.

     Маленький человек с нарушениями развития точно так же, как и любой  другой ребенок, развивается, активно  взаимодействуя с окружающим миром  и, прежде всего, с близкими людьми. В центре ее внимания всех воспитателей должна быть личность малыша, который в будущем должен стать независимым и активным членом общества [26, c.32].    

     Сегодня становится возможным иной, отличный от дефектологического, подход к организации  развивающей деятельности в образовательном  пространстве без акцента на особенности ребенка.

     «Даже грубая исключительность индивида однозначно не определяет формирования его как  личности. Сама по себе она не способна породить комплекса неполноценности, замкнутости, или, напротив, доброжелательной внимательности к людям и вообще никаких собственно психологических особенностей человека как личности. Парадокс в том, что предпосылки развития личности по самому существу своему безличны», - отмечал психолог А.Н. Леонтьев [20, c.116].  

     В подходе к приемам и способам воспитания и социальной адаптации детей-инвалидов, представляется верным подход авторов, которые опираются на социальную модель развития ребенка. В фокусе этой позиции находятся не внутренние причины, обусловливающие ограниченные возможности ребенка, а его взаимосвязь с обществом. С этой точки зрения ограничение возможностей человека вызвано во многом отношением к нему окружающих людей, которые выделяют людей с ограниченными возможностями из общества. В рамках социальной модели не соответствующее социальным нормам поведение детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как деформированный процесс накопления социального опыта. Поскольку это обусловлено не только болезненными процессами, на которые возможно влиять в ограниченной степени, становится возможным целенаправленное воспитательное  воздействие и коррекция социальных взаимодействий детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  при работе с детьми-инвалидами учитываются  три фактора снижения социальной активности - медицинский фактор, психофизиологические причины (особенности психики, мировоззрения, воспитания, поведения), социальная среда, в которой находится ребенок. Эффективен высокий уровень компенсации (с активным преодолением дефекта), который реализуется в соответствии с решением тех или иных задач по воспитанию.

 

      §2. Особенности воспитания детей-инвалидов в семье

     Ежегодно  в России рождается более 40 тыс. детей  с врожденными пороками [12, c.46].    Общим местом во всех рассуждениях о семьях детей-инвалидов, особенно с нарушениями психического развития, стала фраза типа: «Социальный статус таких семей крайне низок» [12, c.47].    Фраза достаточно безликая, так как дальше не уточняется, что же это такое - социальный статус. Но дальше на основе этого постулата делаются далеко идущие выводы - начиная с того, что и материальное положение таких семей крайне плохое, и кончая тем, что это-то и является причиной инвалидности ребенка.

     Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как  именно здесь закладывается и формируется умение детей жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования — общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь — личная жизнь.

     Что такое семья? Хотя все мы пользуемся этим термином и, несомненно, имеем  четкое представление о том, что  мы подразумеваем под ним, это  понятие поддается определению  с огромным трудом. Многие из нас представляют себе семью как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях [27, c. 16].    Однако не всех удовлетворяет это определение.

     Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические  связи; они считают, что семья  — это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о  друге и уважают друг друга. Социолог Э.Гидденс дал более широкое определение: семья — это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку [12, c.265].    

     Таким образом, семейное воспитание является для детей наиболее важным и значимым. В то же время, о нарушении права детей-инвалидов жить и воспитываться в семье свидетельствуют следующие данные государственной статистики: 29 тысяч детей-инвалидов постоянно живут в домах-интернатах органов социальной защиты; 67 тысяч - в специальных (коррекционных) школах-интернатах органов образования; 5 тысяч - в домах ребенка. Итак, 17 процентов (101 тысяча) детей-инвалидов лишены семейной среды. При этом доля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигает 30 процентов и имеет тенденцию к увеличению [5].  

     Основная  причина этого - неприемлемые социально-экономические  условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами. Добавляются и социально-психологические проблемы семей с детьми-инвалидами.

      От  чего зависит точка зрения на семью  ребенка-инвалида? Понятно, что всех подробностей о семье посторонний  человек с ходу узнать не может, и  свое впечатление о ее социальном статусе делает на основе ее образа (имиджа), преломляя его через свою систему ценностей. Таким образом, получается, что социальный статус семьи зависит не от реального положения дел в семье, а от ее имиджа и системы ценностей того, кто этот социальный статус определяет. Поэтому, когда иной политик говорит о том, что «необходимо повысить социальный статус семей детей-инвалидов», вряд ли он имеет в виду, что он хочет изменить свою систему ценностей, а также маловероятно, что его интересует реальное положение дел в такой семье [34, c.19].     Скорее всего, он хочет изменить имидж семьи, а точнее - ту его часть, по которой он и судит о социальном статусе, то есть имидж ребенка-инвалида.

      Кардинально улучшить имидж семьи ребенка-инвалида можно несколькими путями - например, убрать слово «инвалид». Для этого не обязательно быстро вылечить ребенка, достаточно не продлять инвалидность. Семье легче не станет, но статистика улучшится. Или другой вариант - изъять ребенка-инвалида из семьи (процедура рекомендованного отказа). Таким образом, одной семьей ребенка-инвалида станет меньше.

      Б.Кривошей, член президиума Городской Ассоциации родителей детей-инвалидов –  сам является отцом ребенка-инвалида. О судьбе таких детей, о доле, которая  выпала их родителям, он рассуждает в своей статье «ПНИ на дороге» [18, c. 21].     

      В статье Б. Кривошей отмечает, что люди с глубоким нарушением интеллекта четко  копируют мир, в котором живут.  Они добры, если быть добрыми к  ним. Полны любви и удивительной нежности, если это взаимно. Творчески одарены и готовы к раскрытию своих талантов, если в это верить и этому способствовать. Да, могут быть и агрессивными, если довести до агрессии, если окунуть в мир жестокости ПНИ (психоневрологических интернатов) [18, c. 21].     

      За  приведенными выше сухими цифрами статистики стоят переживания родителей  и детей, которые отражаются на психологическом  и физическом здоровье людей. Большинство психологических проблем, возникающих у родителей, в первую очередь связано с неадекватным восприятием детей-инвалидов в обществе. Есть огромное количество родителей детей-инвалидов, которые боятся выходить из дома. Они не хотят и переезжать в новую квартиру только потому, что в новом районе придется заново привыкать к любопытным, но не всегда доброжелательным взглядам.

      Зачастую  и сами родители нуждаются в серьезной  психотерапии, поскольку очень немногие адекватно воспринимают своего ребенка [29, c. 18].    Здесь прослеживаются разные защитные модели поведения. Встречается полное неприятие и отчуждение, когда родители не видят ничего хорошего в своем малыше, не замечают его успехов. Есть и другая крайность, когда родители не понимают проблем в развитии ребенка. Некоторые, подобно страусам, закрываются от проблемы, считая, что с их малышом все в порядке и ничего не надо делать.

      Интересно, что в Израиле ребенок с  синдромом Дауна воспринимается чуть ли не как посланник Бога [29, c. 19].     Может быть, такие дети посланы нам для того, чтобы мы задумались над тем, какие же мы порочные, злые, агрессивные? Детям с синдромом Дауна чужды многие человеческие пороки. Они не агрессивны, доброжелательны и открыты миру. Во многих странах их даже активно привлекают к общению с аутичными детьми, поскольку такие малыши располагают к себе практически всех, причем делают это очень доброжелательно.

      В России  «любимое занятие — тащить детей за уши к высотам» [18, c. 22]. А во многих западных странах совсем другой подход. Ребенка надо принять таким, какой он есть. И если вся наша дефектология и коррекционная педагогика направлены на то, чтобы приспособить инвалида к обществу, то там само общество приспосабливается к инвалидам!

      Обычно  родители, которые пошли против устоявшихся  традиций и не отдали своего больного ребенка в государственное учреждение, находятся в состоянии стресса. Этот стресс носит сначала острый характер, а затем переходит в хронический. Бывают страшные случаи, когда происходит психологическое давление на маму уже в роддоме.

     Многие  окружающие недоброжелатели считают, что дети-инвалиды фактически являются спонсорами этой системы. Нетрудно посчитать, что на проблемного ребенка, который находится в системе государственных учреждений (например, средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет 14 тыс. рублей в месяц) тогда как пособие на ребенка, живущего в семье, примерно в 3  раз меньше [7]. Т.е. тот же малыш, который воспитывается в семье, получает меньшую пенсию. Социальная пенсия на ребенка инвалида (федеральные выплаты): в размере 100% базовой части трудовой пенсии по инвалидности, с 01.03.2009 составляет 4680  рублей [2].    

Информация о работе Особенности воспитания детей-инвалидов