Особенности воспитания детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание

Цель: описать особенности воспитания детей-инвалидов

Задачи исследования:

1) рассмотреть воспитание детей-инвалидов как социально-педагогическую проблему;

2) рассмотреть особенности воспитания детей-инвалидов в семье;

3) описать подходы к организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях;

4) дать рекомендации родителям по воспитанию детей-инвалидов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
§1. Воспитание детей-инвалидов как социально-педагогическая проблема 6
§2. Особенности воспитания детей-инвалидов в семье 14
§3. Подходы к организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях 22
§4. Рекомендации по воспитанию детей-инвалидов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа состоит из  1 файл

особенности воспитания детей-инвалидов.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

     Чтобы научить детей застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, необходима длительная тренировка. Советуется изготовить специальные пособия. На жилете с пуговицами и петлями различной величины показывается ребенку, как застегивать пуговицы, начиная с крупных и постепенно переходя к более мелким. Для тренировки в шнуровании ботинок используется дощечка, в которой проделывается два вертикальных ряда отверстий. На этом пособии, сделанном более крупно, чем соответствующая часть ботинка, научите ребенка шнуровать и завязывать шнурки. Все операции (вдевание шнурка, шнуровка и завязывание) проводятся поэтапно, а затем объединяется, после чего можно перейти и к настоящим ботинкам.

     Внимательно наблюдайте за активностью ребенка, словами, жестами поощряйте любую  его попытку самостоятельно выполнить то движение, которому обучаете, иначе можно погасить те слабые проблески инициативы, которые затем грозят смениться полной пассивностью. Если ребенок научился надевать и снимать одежду, складывать и убирать ее в определенное место, значит, воспитали у него привычку к аккуратности и сформировали некоторые положительные навыки поведения.

     Очень часто приходится наблюдать, как  родители, считая своего больного ребенка  заведомо неспособным выполнять  даже самую элементарную домашнюю работу, тем самым ставят его в полную зависимость от окружающих, приучают к иждивенчеству. Это глубоко ошибочная точка зрения. Дети, страдающие нарушениями интеллекта, способны выполнять простейшие виды домашних дел. Например, они могут вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду, поливать из детской лейки цветы и т. п. Периодически меняя эти обязанности, чтобы поддерживать интерес к ним и развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

     Выработать  у ребенка, какие бы то ни было трудовые навыки можно, только многократно показывая все операции. Объясняя ребенку задания простыми, привычными для него словами и выражениями. Если малыш не справляется, не нужно настаивать на своем. Можно предложите ему выполнять более легкие действия с предметами, но в дальнейшем обязательно нужно вернитесь к заданию, которое ранее оказалось для него трудным.

     При обучении аномальных детей использует такую характерную для них черту, как склонность к подражанию. Повторяя за взрослым те или иные действия, ребенок через некоторое (порой весьма продолжительное) время сам в состоянии справиться с заданием, но следует обязательно контролировать все его действия. Всячески поощряя стремление ребенка правильно выполнять работу. Нельзя упускать из виду ни крупицы положительного отношения ребенка к заданию: даже небольшие, подчас малозаметные успехи должны быть отмечены.

     Как только ребенок достигнет определенных результатов (сможет самостоятельно есть, надевать колготки), он станет отказываться от помощи. Очень быстро убедитесь в том, что сформировавшийся навык выполнения определенного задания быстро упрочивается и совершенствуется. Но иногда ни с того ни с сего малыш начинает капризничать. Например, не хочет самостоятельно одеваться, протягивает одежду вам. В этом случае не спешите выполнять любую прихоть малыша, вначале нужно проанализировать, не было ли допущено со стороны взрослого какой-нибудь ошибки. Как правило, выясняется, что мать продолжала помогать, например, надевать сыну рубашку, хотя он умел это делать сам. Иногда ребенок протестует без каких-либо видимых причин. Это происходит, если его чрезмерно опекают. Он отказывается мыть руки, одеваться, убирать на место игрушки. Малыш как бы проверяет, не станут ли взрослые опять его обслуживать. В подобных случаях нужно быть настойчивыми, иначе  можно потерять темп в обучении и развитии вашего ребенка.

     Если  было замечено, что малыш не может выполнять какие-то действия с предметами. Не стоит отчаиваться, нужно стараться разделить занятия на несколько этапов. В начале обучения придется все делать самим. Со временем ребенок станет активнее и сможет выполнять простейшие операции самостоятельно. Далее одни действия будут выполнять родители, другие – ребенок, а некоторые – родители вместе с малышом. В начале обучения активность ребенка минимальна, но главное – он не бездействует, а становится все самостоятельнее. Необходимо поощряйте любой порыв сына или дочери, строя занятия так, чтобы постепенно его (ее) активность увеличивалась.

     Каждый  раз нужно ставить перед ребенком не слишком трудную, но и не чересчур легкую задачу. От выполнения сложного задания ребенок откажется, а если задача слишком легка для него, он не обучится ничему новому.

     Необходимо  помнить, что родители должны научить ребенка элементарным санитарно-гигиеническим и бытовым навыкам. Для этого потребуется немало времени и сил. Правильный подход к ребенку – не безграничная опека, а постоянная доброжелательная требовательность – поможет достичь определенных результатов в воспитании сына или дочери. Малыш может быть опрятен, хорошо воспитан, в определенной мере самостоятелен в быту.  

     Заключение

     В результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования.

     Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что проблема воспитания ребенка-инвалида имеет два плана: с одной стороны - семья ребенка-инвалида, как комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования; а с другой - сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только  в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот. Это во многом определяет   особенности воспитания детей-инвалидов.

     Выделяют  следующие особенности:

    • приспособление родителей и ребенка к жизни. И ребенка к маме, и мамы к ребенку;
    • раннее развитие детей с отклонениями происходит с отставанием. Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее;
    • воспитание по принципу сверхопеки. Когда личность сформирована на принципе повышенной опеки, выступает на первый план проблема самостоятельности

     Тема  исследования представляется весьма перспективной.  Исследование особенностей воспитания детей-инвалидов чрезвычайно важно. Ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и интеграционных возможностей. Тип заболевания и отклонения в развитии, характер и выраженность дефекта определяют характер и уровень снижения адаптационных и интеграционных возможностей.

     Для того чтобы ребенок мог приспособиться к жизни и найти в обществе свою нишу, ему необходимы определенные не только знания, умения и навыки, но и соответствующее воспитание.

     Проблема  лечения и воспитания детей-инвалидов  в целом рассматривается с  точки зрения медицинской, психологической и педагогической коррекции, ориентированной на компенсацию дефекта и приспособление к жизни в обществе. Необходимой является развитие государственной поддержки в области организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов, совершенствование  законодательной базы в области оказания помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям.

       Список использованной литературы

  1. Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с изменениями на 22 августа 2004 года, редакция, действующая с 1 января 2005 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗРФ, 2004, № 2, ст. 232.
  2. Федеральный Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном обеспечении в Российской Федерации» // СЗРФ, 2001, № 4, ст. 192.
  3. Приказ Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 года «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет».
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
  5. Проблемы законодательного обеспечения социальной защиты инвалидов в Российской Федерации / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 4 (197)
  6. Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 7 (324), 2007 г.
  7. Специальный доклад «О соблюдении прав детей-инвалидов в российской федерации». 10 мая 2006 г. // ombudsman.gov.ru
  8. Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной отсталостью. — Минск: БелАПДИ, 1996. - 188 с.
  9. Андреева И.Н. Очерки истории социальной помощи в России (Х - начало ХХ века). - М., 1996.
  10. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ: Правовое регулирование: учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  11. Вдовина М. В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 63-68.
  12. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г.Волков, В.И Добреньков., В.Н.Нечипуренко, А.В.Попов;  под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – М.: Гардарики, 2000. - 426 с.
  13. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2001. - 424 с.
  14. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Речь, 2001. - 264 с.
  15. Гулина М. А. Психология социальной работы: Учебник для вузов. 2-е издание.  – СПб: Питер, 2009. - 384 с.
  16. Кизима А.В. Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания // Директор школы. — 2008 — № 3. — С. 68—73.
  17. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М: Академический проект, 1999. - 282 с
  18. Кривошей Б. ПНИ на дороге в никуда. // «Нева», 2002, № 12. - С.21-22.
  19. Лашко С.И.Социальные аспекты экономических процессов в России // Тез. докл. и выступлений на региональной научно-практической конференции 27-30 января 2005 г.- Краснодар-Сочи, 2005. - С.35-37.
  20. Леонтьев А.Н. Психология познавательной деятельности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1978. - 242 с.
  21. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии./ Е.М.Мастюкова, А. Г.Московкина. – М., 2003. - 214 с.
  22. Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста. / Возрастная и педагогическая психология. Под редакцией А.В. Петровского. - М.1973. - 364с.
  23. Немов Р.С. Психология: Учебник:В 3-х кн. Кн.2 Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.
  24. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М: РПА, 1996. - 396 с.
  25. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ. Высш. и средн.пед. учеб. заведений / Под ред С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. - 372 с.
  26. Свенцицкий АЛ. Социальная психология. СПб., Проспект, 2004. – 336 с.
  27. Семья. Сборник / Сост.: И.С.Андреева, А.В.Гулыга. – М.: Просвещение, 2003. - 274 с.
  28. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова; под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: «Академия», 2002. - 312 с.
  29. Тащева А.И. Психологическая реабилитация семей с детьми-инвалидами //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Москва, 1998, №3. - С.18-21.
  30. Тащева А.И. Особенности психологической коррекции деструктивных взаимоотношений в семье // Личность в деятельности и общении. Ростов-на-Дону, 1997. – С. 248-252.
  31. Финни, М. Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие [Текст] : кн. для родителей / М. Р. Финни ; пер. с англ. А. В. Снеговой ; под ред. Е. В. Клочковой. – М. : Теревинф, 2001. – 336 с.
  32. Хрестоматия для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья /Сост. О.Ю.Пискун, Т.В.Волошина. – Новосибирск, 2009./ 
  33. Харламов И.Ф. Педагогика: Уч. пособие. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2008.-519с.
  34. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2008. - 212 с.
  35. Хромова А.П. Цветик-семицветик. // Школьный психолог, № 33, 2006. - С.19-20.
  36. Чеканова О. Интегративное воспитание детей-инвалидов с особенностями развития.// «Особенные дети», www.o-deti.ru.

Информация о работе Особенности воспитания детей-инвалидов