Особенности воспитания детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание

Цель: описать особенности воспитания детей-инвалидов

Задачи исследования:

1) рассмотреть воспитание детей-инвалидов как социально-педагогическую проблему;

2) рассмотреть особенности воспитания детей-инвалидов в семье;

3) описать подходы к организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях;

4) дать рекомендации родителям по воспитанию детей-инвалидов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
§1. Воспитание детей-инвалидов как социально-педагогическая проблема 6
§2. Особенности воспитания детей-инвалидов в семье 14
§3. Подходы к организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях 22
§4. Рекомендации по воспитанию детей-инвалидов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа состоит из  1 файл

особенности воспитания детей-инвалидов.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

     Какими  бы ни были размеры квартиры, необходимо обязательно отвести для ребенка специальный уголок, где на коврике будут расставлены игрушечные мебель, разложена игрушечная посуда, предметы быта, одежда и т. д. Чтобы привлечь внимание малыша, необходимо подбирать яркие, красочные предметы. Играя вместе с ним, можно заметить, что у него возникает желание высказаться, проявить чувства. Необходима поддержка его желания и инициативы. В течение дня как можно больше времени нужно уделять игре с ребенком, периодически меняя игрушки, чтобы поддерживать к ним интерес.

     Необходимо  приучать ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Когда он еще слишком мал, убирать игрушки должны родители, малыш пусть их подает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под контролем и руководством. И наконец, когда ребёнок научится всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно.

     Если  ребенок знаком с хозяйственно-бытовым  трудом членов семьи, его заинтересует игра «Кому что нужно?». Предлогается подобрать картинки с изображением тех предметов, которые потребуются матери для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда, мясорубка), отцу в работе по дому (молоток, пила, гвозди), бабушке при вязании (спицы, моток шерсти) и т.д.  

     В игровой форме будет проще  познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить  навыки пространственной ориентировки. Если идет процесс знакомства малыша с цветом предметов, то предлагается сначала разложить предметы на две группы и объясняется значения слов «цвет», «такой же», «разные». Материалом послужат цветные палочки или карандаши: красный – синий, желтый – зеленый, синий – белый и т.д.

     У ребенка может вызвать интерес  раскладывание палочек двух цветов в разные стороны. Сначала показывается малышу, как это делается, не забывая одновременно спрашивать, куда положить предмет того или иного цвета. Например, показываете ребенку желтую палочку и спрашиваете его: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда ее положить?» Ребенок отвечает или чаще всего указывает жестом. Вы кладете желтую палочку рядом с желтыми и поясняете, что они одинаковые. Так раскладываются несколько пар палочек. Далее ребенок, по возможности самостоятельно, показывает, куда надо положить палочки.

     Занятия по ознакомлению с цветом следует проводить при естественном освещении. Пособия размещайте на белом фоне. При использовании карандаша, лучше, чтобы они были незаточенными. Желательно, чтобы ребенок научился группировать карандаши (палочки) двух цветов. Если малыш не может выполнить задание, ему необходима помощь взрослого.

     Как правило, дети с недостатками развития неуклюжи, поэтому в режиме дня  должно отводится определенное время подвижным играм. Необходимо приучать ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут координации движений, восстановят нормальную походку. Необходимо научите малыша бросать мяч, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа куклу). Постепенно, по мере развития ребенка, игры должны усложняться, увеличиваться расстояния пробега, число играющих.

     Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается  в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, то он нередко лишается детского общества. В этом случае необходимо познакомить сына или дочь со здоровым ребенком младшего возраста и постарайтесь организовать их совместную игру. И стараться вовлекать его в игру с другими детьми.      

Для ребенка  раннего возраста с отклонениями в развитии должен быть свой режим. У детей с отклонениями в развитии обычно наблюдается более низкая работоспособность ЦНС, поэтому они, прежде всего, нуждаются в достаточной продолжительности сна.

     От 1 года до 3-4 лет ребенок должен спать  не менее 14-15 часов в сутки. Надо помнить  о больших индивидуальных различиях  в работоспособности ЦНС этих детей. Поэтому при отклонениях в развитии, сочетающихся с общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими припадками, общая продолжительность сна может удлиняться.

     В этих случаях решать вопрос о продолжительности  сна следует только с врачом. Для детей с отклонениями в развитии крайне важно, чтобы все промежутки дня между кормлениями, сном, гигиеническими и лечебными процедурами, а также специальными занятиями были заняты доступной и интересной для них деятельностью.

     Дети  с отклонениями в развитии часто отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Они хуже, чем здоровые сверстники, приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды и прежде всего к температурным и атмосферным изменениям.

     При изменении погоды, особенно атмосферного давления самочувствие многих из них  ухудшается: они становятся более  беспокойными, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, у некоторых  из них пропадает аппетит, появляется вялость, сонливость. Поэтому особенно важное значение имеет укрепление их общего здоровья.

     Одним из таких способов является закаливание  организма, которое необходимо начинать с раннего возраста. Выбор способа  закаливания зависит от характера заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Закаливание детей  первых лет жизни осуществляется главным образом в процессе повседневного  ухода за ребенком. Детей постепенно приучают к длительному пребыванию на свежем воздухе, к умыванию прохладной водой, к ношению облегченной одежды.

     Как средства закаливания применяются  обтирания, обливания. Солнечные ванны  как средство закаливания для  детей с ранним органическим поражением ЦНС в первые годы жизни применять  не рекомендуется. Это связанно с тем, что у многих из них имеется склонность к повышению внутричерепного давления, иногда повышенная судорожная готовность и возбудимость ЦНС.

     Для всех детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеют специальные  занятия по развитию их моторики, особенно по развитию координации движений, функции равновесия, по коррекции прямостояния, ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений.

     У многих детей с отставанием в  развитии нарушен ритм выполнения движений. Это особенно часто наблюдается у детей с двигательными и речевыми расстройствами. Поэтому важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с малышом полезно проводить специальные задания под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику ребенка, но и активизирует его внимание, повышает эмоциональный тонус ребенка, соответствует его речевому развитию.

     У детей с отклонениями в развитии обычно недостаточно развиты такие  физические качества как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому с ними крайне важно выполнять специальные упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения и способствующие развитию физических качеств. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазание, а также различные действия с предметами и игрушками.

Малыша важно  как можно раньше научить захватывать  различные по объему, форме и весу предметы, манипулировать ими, а также  узнавать их на ощупь с закрытыми  глазами.

     Если  ребенок вялый, малоподвижный, не стремится  к самостоятельной деятельности, его надо постоянно заинтересовывать, стимулировать к игре и двигательной активности, предлагая доступные для него задания. Детям с повышенной отвлекаемостью полезно предлагать задания, требующие организованности и выдержки.

     Воспитание ребенка с отклонениями в развитии неразрывно связано с укреплением его здоровья. Прежде всего, следует наладить режим его сна и питания. Не следует приучать ребенка спать на руках у матери. Это допустимо в самых исключительных случаях, например, когда малыш болен. Укладывать ребенка спать следует в одно и то же время. Если у него с большим трудом вырабатывается биологический ритм «сон-бодрствование » и он не спит ночью, а предпочитает спать днем, попробуйте не укладывать его днем. Перед ночным сном с ребенком полезно погулять, поиграть в спокойные, тихие игры; не следует перед сном возбуждать его ласками, дарить новые игрушки, читать новые книжки.

     Играть  лучше в одну и ту же игру или  читать хорошо знакомую и любимую  им книжку. Взрослый, который укладывает малыша спать, должен быть как можно более спокоен.

     Малыша  с двигательными нарушениями, особенно с детским церебральным параличом, следует переворачивать во сне с  одного бока на другой. Если ребенок  спит на животе, его головка должна быть повернута в сторону. Если это не так, необходимо следить, чтобы ночью он не спал на животе. Если малыш спит больше нормы, помните, что его нервная система очень слабая и нуждается в отдыхе. Если у ребенка судороги, матери следует быть к нему особенно внимательной во время ночного сна; хорошо, если кто-то из членов семьи спит с малышом в одной комнате.

     Некоторые дети с отклонениями в развитии могут, не просыпаясь, кричать по ночам, иногда даже вставать и ходить по комнате. Если эти состояния довольно регулярны, то есть возникают в одно и то же время после засыпания и особенно если в это время ребенок мочится, родителям обязательно следует посоветоваться с врачами, поскольку в этих случаях может потребоваться специальное лечение.

При кормлении  больного ребенка следует обратить внимание на то, как он усваивает различные виды пищи. Некоторые дети, отстающие в психомоторном развитии, могут иметь различные врожденные нарушения обмена веществ, в связи с чем, они не усваивают различные продукты, например, молоко, сахар, белковую пищу. Во всех этих случаях необходимо как можно раньше обратиться к врачу и строго придерживаться назначенной им диеты.      

      Так же стоит ребёнку помочь в обучении самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду. Привить ребенку навыки самообслуживания – значит, научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, по возможности пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой.

     Существуют  специальные способы обучения ребенка  самостоятельному приему пищи. Прежде всего, кормить его нужно чайной или десертной ложкой. При этом лучше используются кашеобразные блюда. Содержимое первой ложки попадает в рот ребенку при полной его безучастности. Со второй ложкой следует дождаться того момента, когда ребенок верхними зубами и верхней губой захватывает пищу. Так малыш постепенно приучится брать пищу активными движениями губ. Не сразу, медленно и дозировано, задерживая ложку во рту ребенка, научится такому сложному движению, как отхлебывание.

     Со  временем движения губ и головы ребенка  при кормлении станут активнее: достаточно только поднести ложку ко рту. В ответ на касание ложкой губ малыш наклоняет головку вперед, раскрывает рот и отхлебывает пищу.

Обучая ребенка  пользоваться ложкой, первоначально  нужно управлять его рукой. По мере взросления дети приучаются есть самостоятельно, но многие делают это торопливо и неаккуратно. В таких случаях поступают следующим образом: не дают всю порцию еды сразу, а кладут ее на тарелку частями, по мере надобности. Ребенок, быстро справившись с первой порцией, вынужден некоторое время ждать, пока ему дают вторую, третью и т.д. Тем самым он невольно привыкнет есть медленнее.

     Научить ребенка самостоятельно умываться  – непросто, это длительный процесс, состоящий из многих этапов. Прежде всего, пусть малыш привыкнет к воде, сначала теплой, а затем холодной. Чтобы подобная привычка возникла и закрепилась, само действие желательно обратить в игру: вместе с ребенком можно купать куклу, пускать лодочку, доставать со дна тазика затонувшие предметы и т.п. Настает очередь следующего этапа. Игра  с ребенком в как бы умывание: потереть сухие руки одна об другую, сложить ладони так, как это делается при умывании. Держа руки ребенка в своих, взрослый человек потирает его ладошки друг о друга, проводит ими по лицу малыша. Теплая вода, спокойный темп водной процедуры, поощрение каждого самостоятельного движения непременно сделают умывание приятной для него процедурой. Во время умывания (как, впрочем, и в других случаях) обязательно нужно разговаривайте с ним. Показывать, называть части тела, предметы туалета и просить ребенка повторить.

     Серьезная проблема для ребенка – научиться  самостоятельно одеваться. Проще сделать это самостоятельно, чем многократно показывать одни и те же действия, не видя при этом никакого результата. Тем не менее, систематически проводите эту работу, не меняя порядок ее выполнения. Вначале, поощряя малейшее самостоятельное движение ребенка, помогая ему правильно держать ногу, чтобы надеть колготки, поднимая руки, когда с него снимают кофточку, вместе с ним снимайте заранее расшнурованные ботинки. Таким образом, действие формируется совместное. Это важнейший этап первоначального обучения. Позднее, по мере овладения элементарными умениями, ребенок будет выполнять многие действия самостоятельно.

Информация о работе Особенности воспитания детей-инвалидов