Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 21:16, курсовая работа
Цель: описать особенности воспитания детей-инвалидов
Задачи исследования:
1) рассмотреть воспитание детей-инвалидов как социально-педагогическую проблему;
2) рассмотреть особенности воспитания детей-инвалидов в семье;
3) описать подходы к организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях;
4) дать рекомендации родителям по воспитанию детей-инвалидов.
ВВЕДЕНИЕ 3
§1. Воспитание детей-инвалидов как социально-педагогическая проблема 6
§2. Особенности воспитания детей-инвалидов в семье 14
§3. Подходы к организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях 22
§4. Рекомендации по воспитанию детей-инвалидов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Значительная
часть трудностей обучения и воспитания
детей-инвалидов в системе
Если вопросы реализации права каждого ребенка на образование поднимаются как государственными, так и общественными организациями, то вопросы общего развития детей-инвалидов, в том числе культурного и спортивного, приходится решать семье и отдельным энтузиастам. Опыт работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных организаций показывает, что дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. При этом дети, имеющие возможности развития за пределами семьи и образовательных учреждений, испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество.
Рассматривая
проблемы, связанные с воспитанием
детей-инвалидов в
В некоторых домах-интернатах грубо нарушаются права детей на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, от эксплуатации и применения методов, унижающих человеческое достоинство.
Особую тревогу вызывает положение детей, находящихся на «постоянном постельном режиме», а также детей, содержащихся в отделениях для «необучаемых». Они вообще лишены какого бы то ни было воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей. По данным Росстата, в 2004 году в детских домах-интернатах на «постоянном постельном режиме» находилось 17,2 процента (4 917) детей, а к категории «необучаемых» относилось 37 процентов (10 461) детей [7].
Дети,
проживающие в детских домах-
Как представляется, важнейшей задачей является организация обучения и воспитания детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов. Базовым принципом интегрированного образования, определенным ЮНЕСКО, является прием в обычные школы «всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие способности» и «создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребности детей» [7].
Точки зрения на интегрированное обучение различны. Одни из родителей считают, что, хотя интегрированное образование уже начали внедрять, но «разве это панацея, когда условий практически нет» [35]. Ведь для того, чтобы ребёнок- инвалид мог, находясь в классе, учиться, а не сидеть для отчётности о внедрении новых методик, нужен сопровождающий человек, следящий за поведением и учёбой, а так же, чтобы ребенка никто не обижал. А при сегодняшнем положении в школах разве можно гарантировать, что он не станет объектом для травли? Вот и приходится родителям свои силы и здоровье тратить на походы по административным кабинетам. Даже когда такой ребёнок подрастает, проблема, с кем оставить его, не исчезает, особенно в летний период, когда ребёнок на каникулах. В Кодексе о Труде не предусмотрены статьи об возможности взять отпуск для родителей больных детишек в нужный период, а администрация никак в этом не заинтересована [35].
Другие родители, что ребенок с особенностями развития - прежде всего ребенок. И так же, как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждается в том, чтобы окружающая его среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. При этом, по их мнению, это едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны исключительно дети, имеющие аналогичные физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы. Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной.. Когда выпускники специальных школ, интернатов не могут найти себе применения в жизни, это часто приписывают присущим им особенностям [35].
На самом деле, можно согласиться с автором публикации, что внутри рамок специальных заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни [16, c. 71]. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости совершенствования организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях. Важнейшей задачей является организация обучения и воспитания детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного образования
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.
Родители
– основные участники психолого-
Для
создания благоприятных условий
воспитания в семье необходимо знать
особенности развития ребенка, его
возможности и перспективы
Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).
В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно.
Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.
Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее.
Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность.
Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков».
Вырастая,
подобный ребенок оказывается
Организацию занятий с ребенком, прежде всего родителям следует начать с совета профессионалов– педагогом и врачом-психоневрологом, чему, прежде всего, учить ребенка. Основная задача обучения определяется с учетом специфики сохранных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, состояния интеллекта, моторики, уровня речевого развития и медицинского диагноза. Необходимо четко определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения. Перед началом обучения тщательно обследуют ребенка и составляют этапную индивидуальную программу обучения. На начальной стадии обучения большинство заданий можно и нужно выполнять в процессе повседневного ухода за ребенком.
Для того чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:
- предлагать
ребенку короткие задания,
- начинать и
заканчивать каждую серию
- сочетать новые
более трудные задания с уже
известными заданиями, более
- оценивать навыки
самообслуживания в
- привлекать
членов семьи к оценке
- помнить, что
регулярные оценки выполнения
заданий помогут вам
- старайтесь проводить оценку достижений ребенка в развитии в виде интересной игры;
- включайте в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Таким путем у ребенка легче может появиться интерес к занятиям;
- составлять план занятий примерно на 2-3 недели с помощью педагога.
В процессе обучения могут возникнуть определенные трудности, к которым родители должны быть готовы. Например, когда ребенок может, но не хочет выполнять задания. В таких случаях ребенка необходимо, прежде всего, научить подчиняться требованиям взрослых.
Известно также, что наиболее часто невыполнение заданий может быть связано с нарушениями внимания.
Предлагается три главных ступеньки, преодолевая которые ребенок учится концентрировать внимание:
1. Концентрация внимания на человеке – обычно путем поддержания зрительного контакта.
2. Концентрация
внимания на предмете или
3. Концентрация
внимания на предмете
Развитие совместного внимания имеет важное значение для психического развития ребенка. Без этого навыка ребенок не научится овладевать социальными навыками и навыками общения, а также в дальнейшем и навыками тонкой моторики и общения.
Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трехступенчатым:
1. Вначале
ребенку объясняют, что он
2. Затем при
необходимости оказывают ту
3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.
В процессе обучения игре возникают свои проблемы. Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Задача родителей – научить ребенка играть.
Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально-волевая сфера.