Особенности воспитания детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание

Цель: описать особенности воспитания детей-инвалидов

Задачи исследования:

1) рассмотреть воспитание детей-инвалидов как социально-педагогическую проблему;

2) рассмотреть особенности воспитания детей-инвалидов в семье;

3) описать подходы к организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях;

4) дать рекомендации родителям по воспитанию детей-инвалидов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
§1. Воспитание детей-инвалидов как социально-педагогическая проблема 6
§2. Особенности воспитания детей-инвалидов в семье 14
§3. Подходы к организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях 22
§4. Рекомендации по воспитанию детей-инвалидов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа состоит из  1 файл

особенности воспитания детей-инвалидов.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

     Значительная  часть трудностей обучения и воспитания детей-инвалидов в системе образования  связана с острым дефицитом квалифицированных  кадров - коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки [11, c. 64]. Очень многие выпускники факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологических) не идут работать в специальные (коррекционные) образовательные учреждения из-за неадекватной зарплаты и низкого престижа труда учителя-дефектолога.

     Если  вопросы реализации права каждого  ребенка на образование поднимаются  как государственными, так и общественными  организациями, то вопросы общего развития детей-инвалидов, в том числе культурного и спортивного, приходится решать семье и отдельным энтузиастам. Опыт работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных организаций показывает, что дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. При этом дети, имеющие возможности развития за пределами семьи и образовательных учреждений, испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество.

     Рассматривая  проблемы, связанные с воспитанием  детей-инвалидов в государственных  учреждениях, следует указать на то, что особо остро стоит вопрос о нарушениях прав детей-инвалидов - воспитанников интернатных учреждений. В этих учреждениях должны содержаться дети с умственными и физическими недостатками, не способные себя обслужить, нуждающиеся в постоянном уходе и находящиеся на полном государственном обеспечении. Однако в этих учреждениях проживает значительное число детей, которые не имеют грубых психических расстройств, связанных с утратой способности к самообслуживанию. В ряде случаев этих детей используют в домах-интернатах для обслуживания других детей, на хозяйственных работах и в подсобных хозяйствах.

     В некоторых домах-интернатах грубо нарушаются права детей на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, от эксплуатации и применения методов, унижающих человеческое достоинство.

     Особую  тревогу вызывает положение детей, находящихся на «постоянном постельном режиме», а также детей, содержащихся в отделениях для «необучаемых». Они вообще лишены какого бы то ни было воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей. По данным Росстата, в 2004 году в детских домах-интернатах на «постоянном постельном режиме» находилось 17,2 процента (4 917) детей, а к категории «необучаемых» относилось 37 процентов (10 461) детей [7].

     Дети, проживающие в детских домах-интернатах, во многих случаях полностью зависят  от сотрудников учреждения и не защищены от произвола персонала. Имеют место многочисленные факты, когда к детям «в дисциплинарных целях» применялись сильнодействующие психотропные препараты [7].

     Как представляется, важнейшей задачей является организация обучения и воспитания детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов. Базовым принципом интегрированного образования, определенным ЮНЕСКО, является прием в обычные школы «всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие способности» и «создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребности детей» [7].

     Точки зрения на интегрированное обучение различны. Одни из родителей считают, что, хотя интегрированное образование  уже начали внедрять, но «разве это  панацея, когда условий практически  нет» [35]. Ведь для того, чтобы ребёнок- инвалид мог, находясь в классе, учиться, а не сидеть для отчётности о внедрении новых методик, нужен сопровождающий человек, следящий за поведением и учёбой, а так же, чтобы ребенка никто не обижал. А при сегодняшнем положении в школах разве можно гарантировать, что он не станет объектом для травли? Вот и приходится родителям свои силы и здоровье тратить на походы по административным кабинетам. Даже когда такой ребёнок подрастает, проблема, с кем оставить его, не исчезает, особенно в летний период, когда ребёнок на каникулах. В Кодексе о Труде не предусмотрены статьи об возможности взять отпуск для родителей больных детишек в нужный период, а администрация никак в этом не заинтересована [35].

     Другие  родители, что  ребенок с особенностями  развития - прежде всего ребенок. И так же, как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждается в том, чтобы окружающая его среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. При этом, по их мнению, это едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны исключительно дети, имеющие аналогичные физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы. Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной.. Когда выпускники специальных школ, интернатов не могут найти себе применения в жизни, это часто приписывают присущим им особенностям [35].

     На  самом деле, можно согласиться  с автором публикации, что внутри рамок специальных заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни [16, c. 71]. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.

     Таким образом, можно сделать вывод  о необходимости совершенствования    организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях. Важнейшей задачей является организация обучения и воспитания детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного образования

      

     §4. Рекомендации по воспитанию детей-инвалидов

     В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления  личности ребенка необходима такая  организация социума, которая могла  бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

     Родители  – основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок  по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

     Для создания благоприятных условий  воспитания в семье необходимо знать  особенности развития ребенка, его  возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные  занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни  волевые качества.

Для этого важно  активное включение ребенка в  повседневную жизнь семьи, в посильную  трудовую деятельность, стремление к  тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был  опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).

     В результате у него появляются интерес  к труду, чувство радости, что  он может быть полезен. Уверенность  в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно.

     Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких  должно сочетаться  с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

     Пока  дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее.

     Если  мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его  развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность.

     Все это приводит в конечном итоге  к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности  ребенка от внешнего мира и общения  со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков».

     Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным  к самостоятельной жизни не столько  из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.

     Организацию занятий с ребенком, прежде всего родителям следует начать с совета профессионалов– педагогом и врачом-психоневрологом, чему, прежде всего, учить ребенка. Основная задача обучения определяется с учетом специфики сохранных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, состояния интеллекта, моторики, уровня речевого развития и медицинского диагноза. Необходимо четко определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения. Перед началом обучения тщательно обследуют ребенка и составляют этапную индивидуальную программу обучения. На начальной стадии обучения большинство заданий можно и нужно выполнять в процессе повседневного ухода за ребенком.

     Для того чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:

- предлагать  ребенку короткие задания, стараясь  делать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;

- начинать и  заканчивать каждую серию заданий  ситуацией успеха;

- сочетать новые  более трудные задания с уже  известными заданиями, более легкими;

- оценивать навыки  самообслуживания в соответствующей  обстановке;

- привлекать  членов семьи к оценке сформированных  навыков; 

- помнить, что  регулярные оценки выполнения  заданий помогут вам проследить  динамику достижений;

- старайтесь  проводить оценку достижений  ребенка в развитии в виде  интересной игры;

- включайте в  программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Таким путем у ребенка легче может появиться интерес к занятиям;

- составлять  план занятий примерно на 2-3 недели с помощью педагога.

     В процессе обучения могут возникнуть определенные трудности, к которым  родители должны быть готовы. Например, когда ребенок может, но не хочет  выполнять задания. В таких случаях  ребенка необходимо, прежде всего, научить  подчиняться требованиям взрослых.

     Известно  также, что наиболее часто невыполнение заданий может быть связано с  нарушениями внимания.

     Предлагается  три главных ступеньки, преодолевая  которые ребенок учится концентрировать  внимание:

1. Концентрация  внимания на человеке – обычно путем поддержания зрительного контакта.

2. Концентрация  внимания на предмете или звуке. 

3. Концентрация  внимания на предмете одновременно  с другим человеком (так называемое  «совместное внимание»).

     Развитие  совместного внимания имеет важное значение для психического развития ребенка. Без этого навыка ребенок не научится овладевать социальными навыками и навыками общения, а также в дальнейшем и навыками тонкой моторики и общения.

     Процесс обучения ребенка родителям следует  сделать трехступенчатым:

1.  Вначале  ребенку объясняют, что он должен  делать.

2.  Затем при  необходимости оказывают ту или  иную помощь.

3.  Создают  ситуацию успеха и поощряют  за выполненное задание.

     В процессе обучения игре возникают свои проблемы. Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Задача родителей – научить ребенка играть.

     Игра  важна не только потому, что ребенок  интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических  функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально-волевая сфера.

Информация о работе Особенности воспитания детей-инвалидов