Особенности воспитания детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание

Цель: описать особенности воспитания детей-инвалидов

Задачи исследования:

1) рассмотреть воспитание детей-инвалидов как социально-педагогическую проблему;

2) рассмотреть особенности воспитания детей-инвалидов в семье;

3) описать подходы к организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях;

4) дать рекомендации родителям по воспитанию детей-инвалидов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
§1. Воспитание детей-инвалидов как социально-педагогическая проблема 6
§2. Особенности воспитания детей-инвалидов в семье 14
§3. Подходы к организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях 22
§4. Рекомендации по воспитанию детей-инвалидов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа состоит из  1 файл

особенности воспитания детей-инвалидов.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, парадокс заключается в  том, что если ребенок будет находиться под опекой, то сумма увеличится.

      У нас сейчас многие родители сначала  «сдают» ребенка, а затем оформляют  опекунство, за счет чего получают чуть большее пособие. Чиновники никак не могут понять, что можно и нужно обходиться без огромных домов для инвалидов, где дети не только не имеют жизненно необходимого окружения, но и самым настоящим образом деградируют.

      Особенно  тяжелый этап воспитательного процесса  — это приспособление родителей и ребенка к жизни. И ребенка к маме, и мамы к ребенку. Очень часто возникает неприятие такого ребенка матерью, это, как правило, проходит после общения со специалистами-психологами. Но проблемы в этих семьях остаются — как материальные, так и психологические.

      По  мнению Л.С. Выготского, дети, имеющие  врождённые пороки развития не просто менее развиты чем нормальные их сверстники, они имеют характерное  только им развитие [23, c. 174].    

      Семейные  пары иногда не в состоянии реально оценить сложившуюся ситуацию, отказываются от детей-инвалидов, некоторые распадаются. Кроме этого, часто происходит разрушение семьи, где рождается больной ребенок. В половине случаев отцы оставляют семью, не выдерживая длительных эмоциональных нагрузок и материальных трудностей. По данным социологов, только 4% разведенных отцов помогают в воспитании детей, некоторые помогают материально. В 32% случаев ребенок не знает своего папу [30, c. 248].

      Поэтому матери таких детей, как правило, воспитывают их в одиночестве, не имея возможности устроиться на работу: ребенка не с кем оставить даже на время. Естественно, мать пребывает в состоянии длительной депрессии (нередки попытки суицида) [30, c. 249].

      Многие  родители детей-инвалидов в основном общаются с медицинскими работниками – специалистами в узкой сфере и имеют представления лишь о базовых правах и льготах, упуская другие возможности по социализации и интеграции своего ребенка. Важным психологическим аспектом является то, что родители, имеющие детей-инвалидов, должны быть уверены в будущем своего ребенка и знать, какие перспективы имеют их дети [33, c. 141].

     Зачастую  родители детей-инвалидов вначале  не могут долго «отойти» от психологического шока, связанного с рождением ребенка  с отклонениями. Затем, в некоторых случаях, они долго не могут внутренне согласиться с тем, что дефект может быть практически неизлечимым. Пройдя за первые годы жизни ребенка все доступные методы лечения, родители «остывают» к лечению, не приступив при этом к адаптации и соответствующему воспитанию.

     К сожалению, большинство родителей  в первые годы не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка  и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной  жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики первые годы жизни, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Между тем, именно навыки самостоятельного существования определяют судьбу ребенка с особенностями развития в зрелом возрасте, тем более что родители «не вечны».

     Раннее  развитие детей с отклонениями происходит с отставанием. Причем дети с замедленным  умственным развитием физически  тоже развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта [31, c. 18]. То есть физический недостаток может привести к умственному и наоборот, умственный - к физическому, если не принять специальные меры, чтобы помочь наиболее полному развитие ребенка как в физическом, так и в умственном отношении.

     Большинство родителей строят воспитание ребенка  с отклонениями развития на принципах  воспитания здорового ребенка, а  именно, смягчения требований к нему в периоды острых или обострения хронических заболеваний. Следуя данному принципу, многие родители, имеющие детей с отклонениями развития, чрезмерно занижают предъявляемые к ним требования в течение всего детского, а также подросткового периодов воспитания. Одним из факторов, стимулирующих снижение требовательности к таким детям, является комплекс родительской вины [14, c. 83].

     В итоге воспитания по типу сверхопеки - «ребенок-кумир» с чрезмерным обереганием  ребенка и даже иногда с сокрытием  его дефекта до определенного  момента у большинства детей - инвалидов вырабатывается инфантильное отношение к окружающим и сверхэгоизм.

     Когда ребенок с особенностями в  развитии вырастает, проблема самостоятельности  выступает на первый план, однако его  личность уже бывает сформирована на принципах повышенной опеки, потакания  слабости, низкой требовательности.

      Кроме того, важно учитывать, что сложившийся  психологический климат в семье, создает неблагоприятные условия  для психического развития ребенка  в будущем. Главными причинами психических  осложнений у членов таких семей, являются переживания стрессовой ситуации, которая возникла с рождением ущербного ребенка: постоянное психологическое напряжение, межличностные конфликты.

      Постоянная  психотравмирующая ситуация в семье, создает предпосылки для патохарактерологического формирования личности у детей и подростков. Специалисты указывают на то, что даже очень маленький ребенок, опосредовано, через реакции взрослых, эмоционально реагирует на то, что у него «настолько тяжелая болезнь» [17, c. 53]. Поэтому на процесс воспитания и адаптации детей-инвалидов серьёзно влияет характер отношения к ним родителей.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  социальный статус семей, в которых воспитываются  дети-инвалиды, крайне низок, материальное положение таких семей в основном крайне плохое. Большинство психологических проблем, возникающих у родителей, в первую очередь связано с неадекватным восприятием детей-инвалидов в обществе.

 

      §3. Подходы  к организации  образовательного процесса детей-инвалидов  в государственных  образовательных  учреждениях

     Воспитание  и обучение входят в состав педагогической деятельности. Направленное обучение ребенка с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней свое место, и называется воспитанием. Главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Обучение - процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей ребенка. «Отделить эти два процесса практически невозможно: воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем» [13, c. 24].

     По  мере взросления детей появляется необходимость  в дополнительных знаниях и навыках. Важное значение для социальной адаптации  детей-инвалидов имеет образование. В развитых странах сейчас существует понимание, что последствие ущербности могут быть сведены до минимума при наличии специальных обучающих программ и соответствующих технических средств на самой ранней стадии инвалидности. В США и Италии все дети, включая детей с самыми серьезными недостатками, посещают обычные школы, что приводит их к большей адаптированности к жизни в обществе. Во многих странах родители или группы родителей стремятся обучать детей-инвалидов по специальной технологии, чтобы способствовать их развитию и общению с другими людьми [34, c. 20].

     В России фактически по сегодняшний день существует три различных варианта образования детей-инвалидов:

     1) специальные интернаты, дома-интернаты,  специальные школы, отрывающие  детей от семьи и от общения  со здоровыми сверстниками;

     2) общеобразовательные школы, в  которых дети с ограниченными  возможностями испытывают физические  и психологические трудности,  приводящие к отставанию в учебе и к психотравмам;

     3) обучение на дому, слабо развитое  и некачественное из-за некомпетентности  педагогов и нерегулярного посещения  ими детей-инвалидов. 

     Государственная политика в отношении детей с  выраженными аномалиями развития до сих пор была построена на приоритете «изъятия» их из общества, содержания в закрытых стационарных учреждениях.

     Что касается численности детей-инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях, то на 1 января 2006 года 29 тыс. детей-инвалидов  проживали в 153 учреждениях социального обслуживания и 4 тыс. человек – в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. Еще 4 тыс. молодых инвалидов проживали в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. При этом очередь для помещения в учреждения для детей-инвалидов была 0,9 тыс. человек [6].

     Кроме того, на 1 января 2006 года 447тыс. детей  дошкольного возраста посещали детские  сады компенсирующего вида и учреждения с группами компенсирующего назначения (в том числе для детей с  нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта (умственно отсталых), опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и др.). Еще 167 тыс. детей воспитывались в 1373 школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии [6].

     Государство упорно продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семьи или на альтернативное семейное устройство детей. На поддержание интернатной системы расходуются значительные государственные средства: средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, живущего в семье, в 5-7 раз меньше. Кроме того, поступающая к Уполномоченному информация свидетельствует о том, что детей-инвалидов с расстройствами психики и нервной системы, а также с множественными врожденными нарушениями (таких детей 95 тысяч) не принимают в детские сады, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отказывают в предоставлении услуг в центрах и отделениях социального обслуживания [6].

     Несмотря  на развитие таких центров и отделений, призванных оказывать услуги по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, число их заведомо недостаточно, а регулирующие их работу нормативные документы ориентированы на помощь детям с минимальными нарушениями, дети же с более тяжелыми формами инвалидности туда не попадают.

     Право на образование принадлежит всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Конвенция ООН о правах ребенка, ряд других международно-правовых актов, Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции.

     Однако  на практике детей-инвалидов школьного  возраста, которые не могут реализовать  конституционное право на образование, сегодня около 200 тысяч [6]. Особенно велик процент детей, не получающих образования, среди детей-инвалидов с отклонением в психическом и умственном развитии.

     Причины нарушений прав детей-инвалидов  имеют комплексный характер. В нарушение законодательства органы управления образованием не обеспечили в достаточной степени разработку примерных учебных планов и образовательных программ для детей-инвалидов с выраженными отклонениями в умственном развитии; не созданы также условия для обучения и воспитания детей-инвалидов в образовательных учреждениях.

     Психолого-медико-педагогические комиссии продолжают выносить заключения о «необучаемости» некоторых  категорий детей-инвалидов и направляют их в интернатные учреждения системы  социальной защиты, которые не имеют ни лицензий на право ведения образовательной деятельности, ни соответствующих специалистов и педагогов в штате.

     Не  могут в полной мере реализовать  свое право на образование дети с  нарушениями слуха и зрения, поскольку  в России недостаточно учебников и литературы, напечатанной по специальным методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающих детям с сенсорными нарушениями получать полноценное образование и учиться жить свободно и независимо.

     Особое  место среди многих проблем детей  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата занимают трудности доступа  к учреждениям образования и  здравоохранения, жилым зданиям  и транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь  фактически изолированной от общества.

Информация о работе Особенности воспитания детей-инвалидов