Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 21:16, курсовая работа
Цель: описать особенности воспитания детей-инвалидов
Задачи исследования:
1) рассмотреть воспитание детей-инвалидов как социально-педагогическую проблему;
2) рассмотреть особенности воспитания детей-инвалидов в семье;
3) описать подходы к организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях;
4) дать рекомендации родителям по воспитанию детей-инвалидов.
ВВЕДЕНИЕ 3
§1. Воспитание детей-инвалидов как социально-педагогическая проблема 6
§2. Особенности воспитания детей-инвалидов в семье 14
§3. Подходы к организации образовательно-воспитательного процесса детей-инвалидов в государственных образовательных учреждениях 22
§4. Рекомендации по воспитанию детей-инвалидов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Таким образом, парадокс заключается в том, что если ребенок будет находиться под опекой, то сумма увеличится.
У нас сейчас многие родители сначала «сдают» ребенка, а затем оформляют опекунство, за счет чего получают чуть большее пособие. Чиновники никак не могут понять, что можно и нужно обходиться без огромных домов для инвалидов, где дети не только не имеют жизненно необходимого окружения, но и самым настоящим образом деградируют.
Особенно тяжелый этап воспитательного процесса — это приспособление родителей и ребенка к жизни. И ребенка к маме, и мамы к ребенку. Очень часто возникает неприятие такого ребенка матерью, это, как правило, проходит после общения со специалистами-психологами. Но проблемы в этих семьях остаются — как материальные, так и психологические.
По мнению Л.С. Выготского, дети, имеющие врождённые пороки развития не просто менее развиты чем нормальные их сверстники, они имеют характерное только им развитие [23, c. 174].
Семейные пары иногда не в состоянии реально оценить сложившуюся ситуацию, отказываются от детей-инвалидов, некоторые распадаются. Кроме этого, часто происходит разрушение семьи, где рождается больной ребенок. В половине случаев отцы оставляют семью, не выдерживая длительных эмоциональных нагрузок и материальных трудностей. По данным социологов, только 4% разведенных отцов помогают в воспитании детей, некоторые помогают материально. В 32% случаев ребенок не знает своего папу [30, c. 248].
Поэтому матери таких детей, как правило, воспитывают их в одиночестве, не имея возможности устроиться на работу: ребенка не с кем оставить даже на время. Естественно, мать пребывает в состоянии длительной депрессии (нередки попытки суицида) [30, c. 249].
Многие родители детей-инвалидов в основном общаются с медицинскими работниками – специалистами в узкой сфере и имеют представления лишь о базовых правах и льготах, упуская другие возможности по социализации и интеграции своего ребенка. Важным психологическим аспектом является то, что родители, имеющие детей-инвалидов, должны быть уверены в будущем своего ребенка и знать, какие перспективы имеют их дети [33, c. 141].
Зачастую родители детей-инвалидов вначале не могут долго «отойти» от психологического шока, связанного с рождением ребенка с отклонениями. Затем, в некоторых случаях, они долго не могут внутренне согласиться с тем, что дефект может быть практически неизлечимым. Пройдя за первые годы жизни ребенка все доступные методы лечения, родители «остывают» к лечению, не приступив при этом к адаптации и соответствующему воспитанию.
К
сожалению, большинство родителей
в первые годы не уделяют должного
внимания психическому развитию ребенка
и формированию у него знаний, умений
и навыков, необходимых для
Раннее развитие детей с отклонениями происходит с отставанием. Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта [31, c. 18]. То есть физический недостаток может привести к умственному и наоборот, умственный - к физическому, если не принять специальные меры, чтобы помочь наиболее полному развитие ребенка как в физическом, так и в умственном отношении.
Большинство родителей строят воспитание ребенка с отклонениями развития на принципах воспитания здорового ребенка, а именно, смягчения требований к нему в периоды острых или обострения хронических заболеваний. Следуя данному принципу, многие родители, имеющие детей с отклонениями развития, чрезмерно занижают предъявляемые к ним требования в течение всего детского, а также подросткового периодов воспитания. Одним из факторов, стимулирующих снижение требовательности к таким детям, является комплекс родительской вины [14, c. 83].
В итоге воспитания по типу сверхопеки - «ребенок-кумир» с чрезмерным обереганием ребенка и даже иногда с сокрытием его дефекта до определенного момента у большинства детей - инвалидов вырабатывается инфантильное отношение к окружающим и сверхэгоизм.
Когда ребенок с особенностями в развитии вырастает, проблема самостоятельности выступает на первый план, однако его личность уже бывает сформирована на принципах повышенной опеки, потакания слабости, низкой требовательности.
Кроме
того, важно учитывать, что сложившийся
психологический климат в семье,
создает неблагоприятные
Постоянная
психотравмирующая ситуация в семье,
создает предпосылки для
Таким образом, можно сделать вывод, что социальный статус семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, крайне низок, материальное положение таких семей в основном крайне плохое. Большинство психологических проблем, возникающих у родителей, в первую очередь связано с неадекватным восприятием детей-инвалидов в обществе.
Воспитание и обучение входят в состав педагогической деятельности. Направленное обучение ребенка с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней свое место, и называется воспитанием. Главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Обучение - процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей ребенка. «Отделить эти два процесса практически невозможно: воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем» [13, c. 24].
По мере взросления детей появляется необходимость в дополнительных знаниях и навыках. Важное значение для социальной адаптации детей-инвалидов имеет образование. В развитых странах сейчас существует понимание, что последствие ущербности могут быть сведены до минимума при наличии специальных обучающих программ и соответствующих технических средств на самой ранней стадии инвалидности. В США и Италии все дети, включая детей с самыми серьезными недостатками, посещают обычные школы, что приводит их к большей адаптированности к жизни в обществе. Во многих странах родители или группы родителей стремятся обучать детей-инвалидов по специальной технологии, чтобы способствовать их развитию и общению с другими людьми [34, c. 20].
В России фактически по сегодняшний день существует три различных варианта образования детей-инвалидов:
1)
специальные интернаты, дома-
2)
общеобразовательные школы, в
которых дети с ограниченными
возможностями испытывают
3)
обучение на дому, слабо развитое
и некачественное из-за
Государственная политика в отношении детей с выраженными аномалиями развития до сих пор была построена на приоритете «изъятия» их из общества, содержания в закрытых стационарных учреждениях.
Что касается численности детей-инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях, то на 1 января 2006 года 29 тыс. детей-инвалидов проживали в 153 учреждениях социального обслуживания и 4 тыс. человек – в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. Еще 4 тыс. молодых инвалидов проживали в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. При этом очередь для помещения в учреждения для детей-инвалидов была 0,9 тыс. человек [6].
Кроме того, на 1 января 2006 года 447тыс. детей дошкольного возраста посещали детские сады компенсирующего вида и учреждения с группами компенсирующего назначения (в том числе для детей с нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта (умственно отсталых), опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и др.). Еще 167 тыс. детей воспитывались в 1373 школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии [6].
Государство упорно продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семьи или на альтернативное семейное устройство детей. На поддержание интернатной системы расходуются значительные государственные средства: средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, живущего в семье, в 5-7 раз меньше. Кроме того, поступающая к Уполномоченному информация свидетельствует о том, что детей-инвалидов с расстройствами психики и нервной системы, а также с множественными врожденными нарушениями (таких детей 95 тысяч) не принимают в детские сады, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отказывают в предоставлении услуг в центрах и отделениях социального обслуживания [6].
Несмотря на развитие таких центров и отделений, призванных оказывать услуги по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, число их заведомо недостаточно, а регулирующие их работу нормативные документы ориентированы на помощь детям с минимальными нарушениями, дети же с более тяжелыми формами инвалидности туда не попадают.
Право на образование принадлежит всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Конвенция ООН о правах ребенка, ряд других международно-правовых актов, Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции.
Однако на практике детей-инвалидов школьного возраста, которые не могут реализовать конституционное право на образование, сегодня около 200 тысяч [6]. Особенно велик процент детей, не получающих образования, среди детей-инвалидов с отклонением в психическом и умственном развитии.
Причины нарушений прав детей-инвалидов имеют комплексный характер. В нарушение законодательства органы управления образованием не обеспечили в достаточной степени разработку примерных учебных планов и образовательных программ для детей-инвалидов с выраженными отклонениями в умственном развитии; не созданы также условия для обучения и воспитания детей-инвалидов в образовательных учреждениях.
Психолого-медико-
Не могут в полной мере реализовать свое право на образование дети с нарушениями слуха и зрения, поскольку в России недостаточно учебников и литературы, напечатанной по специальным методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающих детям с сенсорными нарушениями получать полноценное образование и учиться жить свободно и независимо.
Особое
место среди многих проблем детей
с нарушениями опорно-