Ознакомление дошкольников с весенними явлениями природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:51, курсовая работа

Описание

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Содержание

Введение 3
1 Ознакомление детей дошкольного возраста по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе 4
1.1.Значение ознакомления дошкольников с природой 4
1.2. Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе 6
1.3. Основные методы ознакомления дошкольников с природой 8
1.4.Экологическое воспитание в процессе ознакомления детей с природой 18
II. Основная часть 21
2.1. Природа весной 21
2.2.Ознакомление с весенними явлениями детей среднего дошкольного возраста. 22
2.3. Ознакомление с весенней природой старших дошкольников 26
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

КУрсовая весенние явления природы готовое .doc

— 555.00 Кб (Скачать документ)

План

Страница

Название части

 

I. Вводная часть

 

Введение

3

1 Ознакомление детей дошкольного возраста по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе

4

1.1.Значение ознакомления дошкольников с природой

4

1.2. Роль воспитателя  в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе

6

1.3. Основные методы ознакомления дошкольников с природой

8

1.4.Экологическое воспитание в процессе ознакомления детей с природой 

18

II. Основная часть

21

2.1. Природа весной

21

2.2.Ознакомление с весенними явлениями детей среднего дошкольного возраста.

22

2.3. Ознакомление с весенней природой старших дошкольников

26

Заключение

35

Список использованной литературы

37

Приложение

46


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Глобальные  проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

В настоящее  время формирование экологической  культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а, следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существованию самой жизни на Земле. Только в конце ХХ в. человечество осознало всю пагубность своего «бездумного» хозяйствования на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая безграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу [1, 6].

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Задача нравственного воспитания заключается  не просто в достижении знаний нравственных норм, а, главное, в формировании убеждений, мотивов и поступков. Защита жизни на Земле от экологической катастрофы становится самой важной проблемой современности, и осознанию этой проблемы следует уделять внимание с раннего детства.

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Задача нравственного воспитания заключается не просто в достижении знаний нравственных норм, а, главное, в формировании убеждений, мотивов и поступков. Защита жизни на Земле от экологической катастрофы становится самой важной проблемой современности, и осознанию этой проблемы следует уделять внимание с раннего детства.

Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению  в педагогике. Это воспитание в  детях способности понимать и  любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств [3, 16].

Цель исследования: изучить процесс формирования знаний о временах года у старших дошкольников, сформировать у детей нужные представления о временах года и выявить эффективность применения разработанного нами развивающего комплекса мероприятий.

  1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ

 

    1. Значение ознакомления дошкольников с природой

 

 

Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех радостных  переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме  соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать  природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п.

Отсутствие  у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них  различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе.

Для того чтобы  дети правильно отображали явления  природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического [2, 27].

Великий педагог  К.Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знаний и считал, что обучение даёт детям полноценные  знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. Он подчёркивал, что наблюдения над явлениями природы и их обобщения должны быть основными источниками знаний. Он говорил, что природа является естественной средой, в которой человек развёртывает свою деятельность, используя её в своих целях. Человек постигает законы природы и заставляет её служить себе. «Естественные науки – писал он, во всём их объёме представляют собой эту вечную борьбу человеческого разума со скрытностью природы». «До тех же пор, - указывал К.Д.Ушинский, - покуда мы не знаем своей Родины и пока это знание не распространится в массе народа, мы не будем в состоянии воспользоваться и теми средствами, которые представляют нам природа и население нашей страны, и будем бедны, потому что невежественны» [8, 18].

Далее он отмечал, что педагог обязан научить детей  сначала наблюдать, затем делать умозаключения. Он считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога.

Наглядность понималась К.Д. Ушинским не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на уроках картин, карт, глобусов, коллекций и  других пособий, помогающих детям создавать  в их сознании определённый образ предмета и явления. Он считал, что именно непосредственное наблюдение окружающей природы «составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Далее в этой работе он отмечает, «чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё «что есть в речи логического проистекает из наблюдений человека над природой…» а сама логика и есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы» [4, 51].

Умение наблюдать  вырабатываемое в процессе познания природы рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.

Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость  открыть ребёнку книгу природы  как можно раньше, чтобы она  каждый день приносила что-то новое. В книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» отмечается – «чтобы каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи – к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи» [1, 20].

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность  её связей и зависимость обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний. Процесс познания природы во всём её многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления со всех сторон.

Из всего  сказанного можно сделать вывод  о том, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание.

Основная задача в умственном воспитании – образование  у детей знаний о неживой и  живой природе, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами  и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.

 

 

1.2. Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе

 

 

Окно в природу  ребенку приоткрывают прежде всего  родители. С первых шагов человек постигает мир, учится понимать время, осваивает пространство. Природа занимает, радует, а иногда пугает ребенка. Дети соприкасаются с природой и самостоятельно. Их привлекает всё и все: зеленые луга и леса, яркость цветов, ягоды, бабочки, жуки, снежинки, на стекле – морозный иней, снег по колено.

Пребывание  среди природы само по себе оказывает  положительное воздействие на детей. Однако всё ли может быть воспринято правильно ребенком при самостоятельном  общении с природой? Ведь может  случиться, что он оторвет крылья у бабочки или стрекозы, нарвет охапку ландышей, и тут же бросит их под ноги.

Отсутствие  знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию  у них предрассудков и суеверий. Неправильные представления являются причинами недоброжелательного отношения детей к животным: лягушкам, кошкам и др.

Чтобы подобное не случилось, надо влиять на сознание детей, учить их не только любить природу, а и наблюдать, устанавливать  связи и причины явлений, обобщать и систематизировать знания с той целью, чтобы у детей сложилось реалистическое представление о природе, отдельных ее объектах.

Родители не всегда располагают определенными  знаниями в этой области, не имеют  обширной познавательной информации о  тех явлениях, природы, встреча с  которыми наиболее вероятна, и не всегда могут ответить на многие детские «почему», пробудить интерес к окружающему миру. А также у родителей чаще всего нет времени заниматься обучением ребенка.

Поэтому роль воспитателя  в ознакомлении детей с природой и в обучении правильному поведению в природе очень важна [5, 23].

Особенно благоприятным  для становления базовых качеств  личности является период, знаменующий  переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Это обусловлено  как высокой восприимчивостью детей этого возраста, так и развитием элементов произвольности, самосознания и самоконтроля, что обеспечивает младшему школьнику определенный уровень сознательности и самостоятельности действий. 

Раскрыть перед  ребенком красоту природы и научить  увидеть ее – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой.

Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живой и неживой природой, растительным и животным миром педагог  использует различные формы работы: занятия, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения в повседневной жизни.

Значимое место  отводится детским наблюдениям  за природой, природными явлениями, самонаблюдению, экспериментированию, опытам, играм.

Чтобы расширить  познания детей о временах года воспитатель  проводит занятия о характерных явлениях в природе в разное время года. На ежедневных прогулках педагог обращает внимание детей на погоду: тепло-холодно, светит солнце – идет дождь, снег, безветренно – дует ветер, ясное небо – тучи. Если с детьми проводить такие наблюдения постоянно, дети сами замечают изменения в погоде.

Информация о работе Ознакомление дошкольников с весенними явлениями природы