Ознакомление дошкольников с весенними явлениями природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:51, курсовая работа

Описание

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Содержание

Введение 3
1 Ознакомление детей дошкольного возраста по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе 4
1.1.Значение ознакомления дошкольников с природой 4
1.2. Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе 6
1.3. Основные методы ознакомления дошкольников с природой 8
1.4.Экологическое воспитание в процессе ознакомления детей с природой 18
II. Основная часть 21
2.1. Природа весной 21
2.2.Ознакомление с весенними явлениями детей среднего дошкольного возраста. 22
2.3. Ознакомление с весенней природой старших дошкольников 26
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

КУрсовая весенние явления природы готовое .doc

— 555.00 Кб (Скачать документ)

- Если лапы  слабые, значит, птице трудно ходить  по земле; она больше приспособлена  летать, например, стриж.

- Когда я  увидел на рисунке рысь на дереве, то понял, что по расцветке шерсти ее не видно, если она сидит в засаде.

В. Давайте запишем качества наблюдательного человека, о которых вы говорили.

На доске.

1. Умение полно  подмечать особенности объектов, явлений.

2. Умение подмечать  малозаметные детали.

3. Умение вести  длительные наблюдения, фиксировать  изменения.

4. Умения вести  наблюдения планомерно.

5. Умение делать  выводы из наблюдений.

Экскурсия проводится в окрестностях садика. Во дворе детского сада много зеленых насаждений: клен остролистый, береза, тополь, черемуха, сирень, перед зданием садика - цветочная клумба. За детским садиком - пустырь с редкими невысокими кустарниками, небольшой пруд.

План проведения экскурсии, намеченный воспитателем, соответствовал выделенным направлениям наблюдений весенних изменений в природе первой половины мая.

1. Наблюдают цвет неба, облаков. Сделали заключение, что хорошая солнечная погода создает хорошее настроение.

2. Далее воспитатель сосредоточил внимание детей на особенностях роста и развития растений в этот период весны. Дети рассматривали и характеризовали молодые листочки березы, тополя ("светло-зеленый", "тоненькие - светятся на солнце", "липкие", "пахнут смолой", "клейкие - руки пачкают"). Подметили, что на земле много почечных чешуек тополя, некоторые ребята пояснили, что почечные чешуйки защищают почки от замерзания зимой, а сейчас почки лопаются и чешуйки опадают. Воспитатель предложил внимательно рассмотреть чуть лопнувшие почки на кусте сирени, использовать лупы. Дети правильно назвали листовые и цветочные почки, вспомнили рисунки почек, с интересом рассматривали нераспустившиеся цветки сирени.

Мальчиков заинтересовал  вопрос, что такое сережки у  тополя. Воспитатель объясняет, что это цветки, из которых после опыления будут образовываться семена. Ребята вспоминают, как в начале лета тополиный пух устилает весь город, ветер задувает его и в помещения, и что многие видели в тополином пухе белые семена. После этих разъяснений дети стали внимательнее рассматривать молодую нежную листву березок и тоже обнаружили сережки - длинные желтоватые и небольшие зеленые цилиндрики. Они сделали правильное предположение, что это тоже цветки дерева. Воспитатель уточнил, что в конце лета - начале осени в сережках созревают семена, сережки рассыпаются, и очень мелкие семена с небольшими крылышками разносятся ветром на большие расстояния. Так при благоприятных условиях может вырасти молодая березка. По собственному побуждению ребята стали делать рисунки в своих блокнотах. Они расходятся по участку небольшими группами в 5-6 человек, обсуждают то, что их заинтересовало. Воспитатель предложил продолжить наблюдения в течение нескольких дней и потом рассказать ребятам, насколько быстро растут листочки весной.

Дети рассматривают, как цветут клен, черемуха. На черемухе обнаружили немного бутонов, но с южной стороны у здания садика находят уже расцветшие пахучие соцветия, нюхают цветки, выражают удовольствие. На клумбе у садика группа девочек любуется расцветшими желтыми и белыми нарциссами, красными тюльпанами, говорят, что это очень красивые цветы. Кто-то подмечает, что тут же появились сорняки - одуванчики, мокрица и что их нужно пропалывать, чтобы хорошо росли садовые растения.

3. Для того  чтобы сделать яркими представления  о цветущей поре весны, сопереживания  момента бурного возрождения природы, воспитатель в ходе экскурсии показывает подготовленные красочные альбомы, открытки цветущих растений, декоративных садовых культур. Для создания поэтического видения неповторимости и красоты природных явлений читает поэтические строки стихотворения С.Есенина "Черемуха".

Черемуха душистая,

Развесившись  стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Воспитатель использует игровые приемы, загадки.

4. В ходе экскурсии  учитель сообщает дополнительные  сведения о градации периодов  весны по наблюдениям роста и развития растений. Зеленая весна - от полного схода снега на полянах до зацветания черемухи в лесу; поздняя весна - от зацветания черемухи до отцветания яблони. Дети делают вывод, что на экскурсии они наблюдают конец зеленой весны, потому что уже зацветает черемуха.

5. На открытой  местности, за участком садика, ребята видят множество цветущих одуванчиков, крапиву, подорожник, листья лопуха. Называют эти растения.

6. Во время  экскурсии дети видели бабочек, слышали голоса птиц - свист скворцов, чириканье воробьев, видели ворону. Поскольку птицы были в полете, и их было трудно рассмотреть, воспитатель решил восполнить наблюдения и подготовил несколько рисунков. Дети рассматривали рисунки грача, скворца, вороны, воробьев, использовались также рисунки учебника "Окружающий мир". Сделали вывод, что грач и ворона похожи по величине, форме клювов, отличаются расцветкой оперения, формой головы. Попутно повторили определения, каких птиц называют зимующими, оседлыми и перелетными.

7. В пруду дети увидели множество головастиков ранней стадии развития, более отчетливо рассматривали их в банке с водой, которую зачерпнули из пруда. Быстрые плавательные движения головастиков вызвали всеобщее оживление и интерес, в том числе и у мальчиков. Дети узнают, как размножаются земноводные: лягушки откладывают икру, из икринок развиваются головастики, которые через некоторое время превращаются в маленьких лягушат. Воспитатель предложил понаблюдать в течение нескольких дней за развитием головастиков, а потом выпустить их в пруд.

8. В конце  экскурсии воспитатель возвращает детей к обозначенной теме урока: "Учись наблюдать". Подводит некоторые итоги, констатирует, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Предлагает также желающим по памяти сделать рисунки по экскурсии. Дети получают задания подумать, какие качества наблюдательности они проявляли и какие качества каждому еще нужно тренировать. Содержательный итог наблюдений весенних изменений в природе воспитатель проводит в старшей группе в соответствии с расписанием занятий по предмету "Окружающий мир". Предлагаются темы творческих сочинений "Моя зеленая весна", "Я и природа весной", "Как я изучаю окружающий мир". Эту работу дети могут выполнять по желанию.

Задачи экскурсии

  • Продолжить формирование понятия о взаимосвязи растительных и животных организмов с окружающей средой, о жизненных формах и их приспособленности к зимним условиям.
  • Показать относительный характер приспособлений к условиям окружающей среды. На основе знаний о побеге сформировать понятие о кроне, листопаде, вечно - и зимнее зеленых растениях.
  • Продолжить формирование умений распознавания древесных и кустарниковых форм по силуэтам, коре, чечевичкам, почкам, плодам и различным видоизменениям органов растений.
  • Научить читать следы жизнедеятельности животных и устанавливать связь их с растениями (элементы пищевых цепей).
  • Продолжить изучение видового состава живых организмов и их охраны.
  • Сформировать оценочные умения состояния природного сообщества и в разработке мер по его улучшению и сохранению.
  • Раскрывать эстетическую ценность наблюдаемых объектов и рекреаций.
  • Способствовать выработке у детей умений преодоления трудностей и трудовых навыков.

Предлагаемая  методика проведения экскурсий в  зимний период может быть использована воспитателем в старшей или в младшей группе. При изучении зимних явлений в живой природе для младшей группы материал по наблюдению за животными является дополнительным, а для старшей группы - основным. Целесообразно провести экскурсию совместно с учителями рисования. Перед экскурсией воспитатели знакомят детей на своих уроках с заданиями, выполняемыми на экскурсии. Например, наблюдения за погодой, высотой солнца над горизонтом, ориентирование на местности, изображения зимнего пейзажа, зимних мотивов в природе, народных примет о зиме и т.д. Выполнение заданий отражается в отчете, который проверяется учителем.

Время экскурсии - март.

Место проведения экскурсии - лес, где можно показать жизненные формы растений, их приспособленность к зимним условиям, жизнедеятельность животных (местонахождение, защита от мороза, передвижение по снегу, добывание корма и питание, размножение и т.д.).

Ботаническую  часть экскурсии в старшей группе можно с успехом провести в парке, в сквере, на территории учебно-опытного участка. Желательно использовать маршрут, который был выбран для осенней экскурсии.

Весь материал рекомендуется строить в сравнительном  плане, добиваясь понимания детей перехода растений и животных из одного состояния в другое, продолжая развитие понятия о приспособленности как результата действия факторов неживой природы на строение и жизнедеятельность организмов. Необходимо вспомнить с детьми о тех приспособлениях, которые они отметили еще осенью при подготовке растений к зиме.

Подготовка к зимней экскурсии начинается осенью. Так, на осенней экскурсии обращается внимание на подготовку к зиме различных форм растений. Начиная с осенней экскурсии, дети ведут записи в альбомах наблюдений за живой и неживой природой. Члены юннатского кружка заготавливают карточки с рисунками силуэтов деревьев и кустарников. На рисунке необходимо показать силуэт дерева, расположение и общий вид почек. Детишки заготавливают рисунки следов и силуэтов птиц и зверей. Рисунки заготавливаются в зависимости от количества наиболее распространенных видов растений и животных. На специальном стенде “Готовимся к зимней экскурсии” предусмотрена рубрика “Зимняя природа в произведениях художников, поэтов и писателей”. В копилку класса собираются загадки, поговорки, пословицы и приметы о зиме. На стенде вывешивается схема маршрута экскурсии с указанием мест остановок. На первой остановке во вступительной беседе следует рассмотреть следующие вопросы:

Что можно считать  началом весны?

Что означает покой  в природе?

Затем детишкам предлагается нарисовать зимний пейзаж. В беседе выясняется, что по календарю зима начинается первого декабря. Астрономическим началом зимы является 22 декабря (самый короткий, день и самая длинная ночь). По народному календарю - замерзание рек и выпадение снега и его сохранение. Следует отметить, что зима наступает не сразу. Морозы сменяются оттепелями. Снег выпадает и тает. Затем земля покрывается сплошным снежным покровом, защищая травянистые растения от неблагоприятных зимних условий.

 

Задание 1

Установить особенности среды обитания в зимнюю пору (зимний ландшафт, свойства снежного покрова, его толщина, температура воздуха).

 

Задание 2

Каждому звену  предлагается провести наблюдение за конкретным объектом живой природы.

 

Задание 3

Рассмотреть на рисунке силуэт кустарника, почки и ветки с листьями. Найти кустарник в природе и указать его название. Внимательно рассмотреть кору и определить ее цвет. Найти чечевички и описать их внешний вид. Раскрыть значение коры и чечевичек в жизни растений. Найти и внимательно рассмотреть почки, указать их размер, опущение и расположение сомкнутых почечных чешуй. У основания почки рассмотреть листовой след. Объяснить значение почек в жизни растений. Рассмотреть побег и установить его возраст.

Рассмотреть на карточке рисунок силуэта дерева. Назвать его и найти на остановке. Провести те же наблюдения (в той же последовательности) что и за кустарником.

В качестве объекта  для наблюдений можно использовать следующие кустарники: сливу колючую (терн), бересклет бородавчатый, шиповник собачий. Из деревьев: березу провислую, клен остролистный, дуб обыкновенный (летний) и др.

После выполнения второго задания, дети сообщают результаты своих наблюдений. Наблюдаемые явления позволят отметить, что почки покрыты плотно сомкнутыми почечными чешуями, у некоторых растений - волосками и смолой. На ветках можно найти следы опавших почечных чешуй и подсчитать по ним возраст ветки. Плотная, покрытая пробковым слоем кора деревьев защищает их от испарений и вымерзания. Иногда на молодых побегах к зиме не образуется пробковый слой, что приводит к вымерзанию их в течение зимы.

Необходимо  отметить роль чечевичек в процессе газообмена. Пробковый слой имеет  разную толщину. У молодых растений кора гладкая от сплошного тонкого  слоя пробки, у старых - образуются толстые слои пробки. Разрываясь, они образуют трещины, через которые происходит газообмен, а также проникают микроорганизмы, поселяются грибы-трутовики, вызывающие заболевания древесины. Пробковый слой предохраняет живые ткани луба и древесины от резких колебаний температуры в зимний период.

В каком же состоянии  находятся растения зимой? Воспитатель должен дать краткую информацию о глубоком покое в зимний период, охарактеризовав его как необходимый этап в развитии растений, обусловленный глубокими изменениями (опадание листьев, защитные приспособления на почках, накопление в клетках питательных веществ). Свойство впадать в покой возникло как ответная реакция на условия существования. Для выхода из состояния покоя необходимо, чтобы в клетках растения произошли изменения, направленные на образование растворимых сахаров. Это возможно при повышении температуры. Однако у каждого растения есть свои сроки пребывания в состоянии покоя. Поэтому даже солнечные дни в конце зимы не вызывают активного роста у растения. Это еще одно из важнейших свойств растения приспосабливаться к зимним условиям - глубина покоя. Она неодинакова у разных видов трав, деревьев и кустарников. Чтобы это проверить, достаточно поставить их побеги в воду в феврале и наблюдать появление распускания почек. Например, у сирени происходит быстрое распускание, а у липы - очень длительное.

Информация о работе Ознакомление дошкольников с весенними явлениями природы