Ознакомление дошкольников с весенними явлениями природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:51, курсовая работа

Описание

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Содержание

Введение 3
1 Ознакомление детей дошкольного возраста по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе 4
1.1.Значение ознакомления дошкольников с природой 4
1.2. Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе 6
1.3. Основные методы ознакомления дошкольников с природой 8
1.4.Экологическое воспитание в процессе ознакомления детей с природой 18
II. Основная часть 21
2.1. Природа весной 21
2.2.Ознакомление с весенними явлениями детей среднего дошкольного возраста. 22
2.3. Ознакомление с весенней природой старших дошкольников 26
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

КУрсовая весенние явления природы готовое .doc

— 555.00 Кб (Скачать документ)

В осенний период воспитатель проводит несколько занятий по ознакомлению детей с овощами и фруктами. У малышей воспитывает умение различать их по форме, окраске, вкусу (например, морковь, помидор, яблоко и т.д.) узнавать на ощупь. В процессе рассматривания воспитатель задаёт вопросы «Что это? Как называется? Какого цвета?», организует обследование объектов, - даёт ребёнку подержать овощи (фрукты) проверить твёрдость, обвести форму и т.д.

Знакомство  с растениями осуществляется на таких  занятиях, как «рассматривание клумбы», «рассматривание осеннего дерева». Во второй младшей группе дети должны узнавать и называть домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза и др.). А также знать некоторые особенности жизненных проявлений, чем питается, какие издаёт звуки (например, кошка мяукает, собака лает, корова мычит, лошадь ржет). Они должны также узнавать и знать названия 1-2 насекомых: бабочек, жуков; знать, что они летают, у них есть крылья.

В средних, старших  и подготовительных к школе группах  руководство наблюдениями осуществляется при помощи вопросов воспитателя. Детям предлагают назвать особенности отдельных частей животных, определить их окраску, понаблюдать, как они передвигаются, как питаются. В этих группах применяется и сравнение изучаемого с известным. Для активизации мышления детей данных групп, подведения их к выводам, установление связей и причин явления, помогают вопросы: «Как ты узнал? Почему ты так думаешь?»

 

 

1.4. Экологическое воспитание в процессе ознакомления детей с природой 

 

В сущности экологического воспитания две стороны: экологическое сознание, экологическое поведение.

Формирование  основ экологического сознания происходит в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологическое  поведение же формируется с годами, и не столько на занятиях, сколько в нерегламентированной деятельности экологической направленности.

В системе экологического образования большое значение имеет  первое звено – детский сад. Дети очень восприимчивы, легко откликаются  на тревоги и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это новое направление, которое  появилось в середине 90-х гг. ХХ в. и в настоящий момент проходит этап становления [14, 74].

Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе 

Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Данная цель конкретизируется следующими задачами:

  • экологическое воспитание дошкольников как предпосылка развития экологической культуры ребенка;
  • обеспечение непрерывности развития экологического сознания детей на основе преемственности эколого-образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

В своих работах  И.Д.Зверев, анализируя содержание экологического воспитания дошкольников, говорит о  наличии следующих элементов:

  • система знаний о взаимодействии общества и природы;
  • ценностные экологические ориентации;
  • система норм и правил отношения к природе;
  • умения и навыки по ее изучению, охране, как условии формирования экологической культуры 
  • Необходимым условием экологического образования выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Задачи экологического образования в дошкольном учреждении – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Теоретической базой подготовки детей к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум сведений по экологии, который предусмотрен системой занятий по экологическому воспитанию детей и нерегламентированной деятельностью экологической направленности [11, 62].

Эти экологические  знания на протяжении ряда занятий переводятся в убеждения, доказывая тем самым необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют основы экологического сознания.

Экологическое поведение складывается из отдельных  поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К.Д.Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Раннее общение  детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания 

В психолого-педагогических исследованиях доказаны возможности  освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Большое значение для экологического воспитания детей имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы. Важно показать детям и природоохранительную работу по сохранению и улучшению замечательных городских и пригородных ландшафтов, прекрасных русских рек, дать информацию о местных заповедниках, памятниках природы, истории, культуры. Вместе с тем необходимо обращать внимание и на отрицательные факты воздействия на природу, экологические трудности [17, 51].

В содержание экологического воспитания включаются ценностно-нормативные  аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической практической), понять красоту, самоценность живого существа.

Важнейшим показателем  бережного и заботливого отношения  к живым существам является желание  детей принимать активное участие в уходе за ними, в процессе которого дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Природа весной

 

 

За три весенних месяца природа успевает измениться до неузнаваемости. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко.

Активное таяние снега начинается в первой половине апреля. Его вызывает солнце, которое  уже достаточно высоко поднимается  над горизонтом. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Весенний ледоход  завораживает и вызывает опасения. Скованные льдом реки еще нескоро  смогут избавиться от своих оков, но как только солнце наберет свою силу, они взбунтуются и постараются своим течением расколоть панцирь льда. Иногда лед не успевает таять, образуются заторы, которые могут вызвать разрушительные наводнения. Но если реки вскрываются правильно, и лед тронулся одновременно в нескольких местах, то серьезных последствий можно избежать.

Солнце постепенно наполняет своим теплом землю, которая  его отражает и создает предпосылку  для образования весенних ветров. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем  сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для этого времени года.

То тут, то там  снег сходит с земли, образуя невзрачные проталины. Они появляются везде, где  снежный покров был наиболее тонким. Именно появление проталин говорит  о том, что зима сдала свои права, и началось новое время года. Сквозь них быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Первые почки  на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила  свои зеленые стебли, а деревья  готовятся надеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно. Сегодня ты радовался, что набухли почки, а завтра они уже красуются крупным листовым бутоном, который раскроется вот-вот. Как красиво и радостно вокруг! Слышно пение птиц, появляется жужжание первых пчел и насекомых. Все пробуждается вокруг и готовится к празднику цветения жизни.

В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но ярая. Ливневые дожди окончательно разделаются с весенней грязью и подготовят землю к началу следующего сезона. Переход к лету не затянется на долгое время. Это единственный сезонный промежуток, который проходит быстро и незаметно [19, 17].

Яркое цветение, сочная зелень, теплый воздух – все  это говорит о том, что лето вступит в свои права в самое  короткое время. Во многих областях нашей  страны, по местным приметам и поверьям, окончание весны символизирует появление первых комаров. Как только он прожужжал над вашим ухом, значит все, лето настало.

 

 

2.2 Ознакомление с весенними явлениями детей среднего дошкольного возраста.

 

Одним из основных методов ознакомления детей с  природой является наблюдение.

В психологических  исследованиях наблюдение определяется как сложная деятельность, как  сознательное и целенаправленное восприятие. В его состав входит своеобразный вид мыслительных процессов, которые  базируются на чувственном познании, представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта.

Наблюдение  – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений  окружающего мира. Оно связано  с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

Воспитатель помогает детям овладеть деятельность наблюдения, ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способом обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию, формирует умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные существенные признаки [16, 189].

Наблюдение  лишь тогда верно отражает изучаемые  явления и процессы, когда имеется  чёткий план его проведения, в котором  обозначены объекты наблюдений, цели и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемое изменение.

Объективность выводов по данным наблюдений значительно  возрастает в том случае, если воспитатели  сопоставляют получаемую ими информацию с данными других коллег. Наблюдению может предшествовать беседа, во время  которой выявляются знания детей о наблюдаемом объекте, даются указания, на что следует обратить особое внимание.

Содержание  занятий связанных с наблюдениями, постепенно усложняются; выбираются более  сложные объекты наблюдения, углубляется  его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связи между ними [19, 95].

Информация о работе Ознакомление дошкольников с весенними явлениями природы