Ознакомление дошкольников с весенними явлениями природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:51, курсовая работа

Описание

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Содержание

Введение 3
1 Ознакомление детей дошкольного возраста по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе 4
1.1.Значение ознакомления дошкольников с природой 4
1.2. Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе 6
1.3. Основные методы ознакомления дошкольников с природой 8
1.4.Экологическое воспитание в процессе ознакомления детей с природой 18
II. Основная часть 21
2.1. Природа весной 21
2.2.Ознакомление с весенними явлениями детей среднего дошкольного возраста. 22
2.3. Ознакомление с весенней природой старших дошкольников 26
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

КУрсовая весенние явления природы готовое .doc

— 555.00 Кб (Скачать документ)

Летом дети отмечают, что день длинный, солнце светит ярко, становится жарко; зимой – день короткий, быстро темнеет, солнце светит, но не греет.

В процессе ознакомления закрепляется представление детей  о зависимости сезонных изменений от солнечного света.

Под руководством воспитателя дети наблюдают за изменениями  в живой и неживой природе  в разное время года, обращают внимание на развитие растений и, как под влиянием солнечного света, тепла распускаются почки, появляются листья, трава, цветы. Растения, деревья – благодатный объект для познания, для развития системного мышления и наблюдательности ребенка в любое время года. Они всегда доступны взору, их можно потрогать и даже спрятаться под кроной дерева в жаркий солнечный день [4, 85].

Итак, задача воспитателя  детского сада состоит в том, чтобы  подвести детей к мировоззренческим  выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между  разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы. Успехи детей в ознакомлении с природой во многом определяются педагогом, его психолого-педагогической культурой. Обладая всевозможными знаниями из различных областей науки о природе, умением правильно объяснить связи между предметами и явлениями в природе; пониманием закономерностей ее развития; воспитатель может углубить и расширить представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, их взаимосвязях.

 

 

    1. Основные методы ознакомления дошкольников с природой

 

 

Метод – это  способ достижения цели, представляющий собой определённым образом упорядоченную  деятельность. Следует отличать методы ведения научных исследований от методов обучения и воспитания.

В процессе обучения воспитатель использует различные  методы и приёмы.

Методы обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается  усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Приём – это часть метода.

Воспитатель, определяя  основной метод обучения, которым  он будет пользоваться на занятии, использует разнообразные приёмы для того, чтобы  повысить его эффективность. Например, используя беседу как основной метод  систематизации знаний детей о весне, педагог дополняет это различными приёмами, показом веток с распустившимися листьями, загадыванием загадки, чтением стихотворения.

При целостном  подходе необходимо выделить три  большие группы методов обучения:

1. Методы организации  и осуществления учебно-познавательной деятельности.

2. Методы стимулирования  и мотивации учебно-познавательной  деятельности.

3. Методы контроля  и самоконтроля за эффективностью  учебно-познавательной деятельности.

Из этих трёх больших групп методов рассмотрим подробно первую группу, которая включает в себя наглядные методы, словесные, практические и игровые.

Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано  с развитием их познавательных способностей сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности. Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы и подводить к осознанию связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление [7, 36].

Неотъемлемая  часть умственного воспитания –  сенсорная культура, направленная на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что  является основой для последующих  обобщений, формирование элементарных природоведческих понятий.

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Приучая наблюдать, т.е. целенаправленно сосредоточиваться на явления природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием готовности детей к обучению. Очень важно воспитывать у детей интерес к природе. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребёнка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении. В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью, развивается и любознательность. В основе последней лежит ориентировочный и исследовательский рефлекс, развитие которого И.П. Павлов считал характерной особенностью человека. У детей дошкольного возраста этот рефлекс очень ярко проявляется в бесконечных вопросах к взрослым: Что это? Как? Почему? Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это, возможно, привлекать их самих к решению различных вопросов. Например, «Почему на крыше появляются сосульки?» задают вопрос дети. Вместо ответа на этот вопрос можно организовать длительное наблюдение за возникновением и изменением сосулек. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым.

Данные исследования последних лет показывают, что  развитие любознательности у детей  старших групп повышается в связи  с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и  животных, и устанавливать связи  между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание. В нравственном развитии ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к природе.

Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском  саду животных и растений, за которыми ребёнок наблюдает и ухаживает, помогает воспитывать у него такие  качества, как бережное отношение  к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело [8, 62].

Для воспитания у детей трудолюбия, бережного  отношения к природе необходимо учить их простейшим приёмам выращивания  растений и ухода за животными. Очень  важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему.

Формируя такое  качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.

Природа является одним из основных средств эстетического  воспитания детей. Красота природы  не оставляет безучастным даже самых  маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на пение птиц, форму и окраску места, запах цветов, движения животных и т.д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразием.

Большое место  в дошкольном обучении занимают наглядные  методы. Использование их отвечает дидактическому принципу наглядности  и связано с особенностями  детского мышления. Наглядные методы широко используются при сообщении  детям новых знаний. К ним относится демонстрация натуральных объектов (предметов и явлений), наглядных пособий (картин, моделей, образцов и др.). Важное место занимает применение технических средств обучения (использование диафильмов, кинофильмов, магнитофонных записей, телевизионных передач и др.).

При наглядных  методах используются приёмы показа, обсуждения результатов проведённых  наблюдений, демонстраций.

Рациональное  применение средств наглядности  позволяет достичь большого образовательного и воспитательного эффекта, создаёт благоприятные возможности для развития мышления дошкольников.

Особенностью  наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания  их со словесными методами. Тесная взаимосвязь  слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, мышления и практики [10, 31].

При посредстве слова воспитатель на основании  осуществлённого детьми наблюдения наглядных объектов, и на базе имеющихся у них знаний ведёт детей к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия.

Таким образом, существуют разнообразные формы  связи слова и наглядности. В  зависимости от задач обучения, а также уровня подготовленности детей, необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Условия эффективного применения наглядности:

Есть несколько  методических условий, выполнение которых  обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:

1. Хорошее обозрение,  которое достигается путём применения  соответствующих красок при изготовлении  подъёмных столиков, экранов подсвечивания.

2. Чёткое выделение  главного, основного при показе  иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты.

3. Детальное  продумывание пояснений (вводных,  по ходу показа, заключительных), необходимых для выяснения сущности  явлений, а также для обобщения  усвоенной информации о природе.

4. Привлечение  самих детей к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Одним из основных методов ознакомления детей с  природой является наблюдение.

В психологических  исследованиях наблюдение определяется как сложная деятельность, как  сознательное и целенаправленное восприятие. В его состав входит своеобразный вид мыслительных процессов, которые базируются на чувственном познании, представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта.

Наблюдение  – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

Воспитатель помогает детям овладеть деятельность наблюдения, ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способом обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию, формирует умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные существенные признаки [15, 45].

Наблюдение  лишь тогда верно отражает изучаемые  явления и процессы, когда имеется чёткий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемое изменение.

Объективность выводов по данным наблюдений значительно  возрастает в том случае, если воспитатели сопоставляют получаемую ими информацию с данными других коллег. Наблюдению может предшествовать беседа, во время которой выявляются знания детей о наблюдаемом объекте, даются указания, на что следует обратить особое внимание.

Содержание занятий связанных с наблюдениями, постепенно усложняются; выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связи между ними.

Наблюдения  организуются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями).

Наблюдения  формируются постепенно на протяжении всей жизни человека. В своей развитой форме оно характеризуется такими чертами, полнота восприятия частей, свойств, тонкость анализа, планомерность, интерпретация, осмысливание воспринятого в свете прежнего опыта.

В исследованиях  многих учёных подчёркивается необходимость специально обучать дошкольников наблюдению природы. Экспериментальные данные убедительно свидетельствуют о том, что в таком случае этот процесс становится более полным, точным, последовательным, планомерным, многоплана.

В работах И.В. Тихеевой, Е.А. Флериной продуктивность данной деятельности ставится в прямую зависимость от отношения ребёнка к наблюдаемому объекту, от стремления понять и познать его. Результаты исследования Л.Ф. Захарович, К.М. Романовой подтвердили эту мысль. Более того, они доказали, что не только продуктивность деятельности возрастает под влиянием познавательного интереса, но и углубляются сами наблюдения – источник познавательного интереса, поскольку обогащают детей знаниями. Целостность, яркость первоначального восприятия облегчается предварительной подготовкой детей и зависит от ряда организационных моментов (например, где и как разместить детей для наблюдения) [6, 17].

Один и тот  же объект в зависимости от цели наблюдения, а также от его состояния  и особенности, дети наблюдают на разном расстоянии, с различных мест, на разном фоне. Наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, условно можно разделить на три типа:

Информация о работе Ознакомление дошкольников с весенними явлениями природы