Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:51, курсовая работа
Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Введение 3
1 Ознакомление детей дошкольного возраста по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе 4
1.1.Значение ознакомления дошкольников с природой 4
1.2. Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе 6
1.3. Основные методы ознакомления дошкольников с природой 8
1.4.Экологическое воспитание в процессе ознакомления детей с природой 18
II. Основная часть 21
2.1. Природа весной 21
2.2.Ознакомление с весенними явлениями детей среднего дошкольного возраста. 22
2.3. Ознакомление с весенней природой старших дошкольников 26
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Работу на огороде и в цветнике начинают с подготовки почвы для посевов. Дети участвуют во вторичной вскопки земли (первую выполняют взрослые). Посредством объяснения и показа дошкольников знакомят с правилами вскопки и рыхления земли. обрабатывая почву, оформляя огород и цветник, ребенок на своем собственном опыте убеждается в том, какую большую и тщательную работу надо выполнить до посева, чтобы создать условия для выращивания растений в грунте. В процессе подготовки почвы (вскопка, рыхление) надо обратить внимание дошкольников на дождевых червей, рассказать о пользе, которую они приносят; а также о вреде личинок майских жуков.
После устройства грядок и клумб дети сажают семена уже знакомых им овощей и цветов. Но прежде с помощью педагога они вспоминают известные им приемы посева. Воспитатель показывает, как размечать места для посева семян: отмерять палочкой расстояние 8-10 см и делать ямку; как семена редиса раскладывают в бороздки на расстоянии в 2-3 пальца друг от друга. Такие конкретные и понятные указания помогают воспитанникам сосредоточиться на работе и хорошо ее выполнить. Проверяя, как ребенок выполняет трудовые операции, нужно требовать от него обоснования действий: почему он делает так, а не иначе. Закончив посев, дети с помощью воспитателя засыпают семена черноземом, землей, поливают, притемняют (в случае жаркой погоды).
Для закреплений знаний о весне, ее признаках, народных приметах, пословицах, поговорках, загадках об этом времени года можно провести досуг "весна-красна", поиграть в русскую народную игру "матушка весна", предложить детям объяснить народные названия весенних месяцев. Итогом досуга может стать оформление альбома "весна в природе".
Изменения внутри сезона предстают перед детьми во всем своем многообразии и красоте, непосредственно влияют на эмоции, вызывают желание смотреть, спрашивать, рассказывать. Следует подводить детей к выделению характерных особенностей начала и конца, перехода одного сезона в другой, пониманию последовательности развития
Сезонных явлений, периодичности внутри данного времени года. От рассматривания ярких красочных явлений дети должны постепенно переходить к познанию их сущности. Это создаст благоприятные условия для развития познавательного отношения дошкольников к природе [22, 153].
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Старшие группы детей уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.
Экологическое образование старшие группы – это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно старшей группы детей возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно с раннего детства научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры.
Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы
Основными способами изучения и обобщения передового опыта экологического воспитания детей в нашем исследовании явились: изучение современных программ экологического воспитания детей, изучение документов планирования занятий с детьми, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.
В соответствии с целью проводимого исследования, выстраивая модель процесса экологического воспитания старших групп, в курсовой работе нами проведен анализ программы по ознакомлению детей с временами года. В результате анализа нами сделан вывод о том, что эта программа ориентирует педагогов дошкольного учреждения на передачу детям знаний о сезонных явлениях природы, имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня знаний старших групп о временах года на примере двух сезонов (лето и зима), подобрали диагностический материал и провели диагностику уровня знаний детей.
На основании
полученных в ходе констатирующего
эксперимента результатов, а также
анализа и обобщения психолого-
Для определения
эффективности проделанной
Анализ результатов диагностики знаний старших групп о сезонных явлениях в природе в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы значительно повысился.
Это позволило сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня знаний старших групп о временах года достаточно эффективен.
Таким образом, цель исследования – изучить процесс формирования знаний о временах года у старших групп, сформировать у детей нужные представления о временах года и выявить эффективность применения разработанного нами развивающего комплекса мероприятий – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – при комплексной работе на занятиях и в повседневной жизни экологическое воспитание старших групп выходит на высокий уровень – подтверждена.
Приложение 1
Урок-экскурсия «Учись наблюдать»
Урок-экскурсия ставит цели: развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный план наблюдений; обогатить учащихся предметными знаниями о признаках весны с учетом местного природного окружения. Урок проводится в мае, учитель заранее предупреждает детей об экскурсии на природу, советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей (лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей, коробочки, баночки, небольшие сумочки).
Перед началом экскурсии в группе проводится беседа о том, что дети будут наблюдать, и как они будут проводить наблюдения, а также об известных им правилах поведения в природе (не шуметь, не срывать растения, не ломать ветки, не отходить от группы и т.д.).
Ход беседы
Воспитатель. Тема сегодняшней нашей экскурсии "Учись наблюдать". На экскурсии мы будем наблюдать весенние явления в природе и учиться приемам наблюдения.
Мы с вами наблюдали весенние изменения в природе, читали рассказы, рассматривали рисунки, картины о весне. Назовите весенние месяцы. Какой сейчас идет месяц?
Дети называют.
- Когда вы
заметили первые признаки
Дети. Это была ранняя весна. Начал таять снег.
Небо стало не такое серое, как зимой. Были голубые просветы. Но еще было холодно, иногда и морозно.
В. Обобщите данные ваших наблюдений за март, апрель по календарю природы и труда.
Дети подходят к классному календарю. Отмечают, что несколько раз в марте шел снег, считают числа ясных солнечных и пасмурных дней в марте и апреле.
- Какой вывод вы сделали?
Д. В апреле стало значительно теплее, стало больше солнечных дней. Ни разу не выпадал снег.
В. Вспомните, как мы называли разные периоды весны.
Д. Март - весна света; апрель - весна воды.
Дети объясняют обозначения этих периодов. Вспоминают, что раннюю весну очень хорошо передал художник И.Левитан в картине "Март", которую они рассматривали.
В. Как мы назовем весну в мае?
Д. Весна цветов. Цветы в мае. Цветение деревьев. Зеленая весна.
В. Может быть, нам не стоит выходить на экскурсию, а провести урок в группе? Мы можем прочитать рассказы, побеседовать и узнаем, что происходит весной.
Д. (разочарованно). Тогда мы не почувствуем весну.
- Не почувствуем запаха цветущих деревьев.
- Не услышим голоса птиц.
- Не почувствуем, как солнышко греет.
- Не увидим, как дети радуются весне и играют на улице.
- Еще надо
понаблюдать за насекомыми, за
птицами, как они строят
- Я видел, как на
огороде люди сгребали
План
1. Состояние погоды: температура воздуха, ясно или облачно. Какие облака.
2. Как цветут деревья.
3. Цветение травянистых растений.
4. Поведение насекомых и птиц.
5. Работа на приусадебных участках.
6. Жизнь водоема (на примере пруда за школой).
- Теперь подумаем, какие качества характерны для наблюдательного человека.
Д. Наблюдательный человек может многое подметить, например, какие цветы уже расцвели, а на каких еще бутоны.
- На какие
цветки садятся шмели и
- Как цветут деревья. Я видел пуховки у ольхи, вербы. Потом появляется пыльца, и они опадают.
В. Почему многие деревья цветут до появления листьев?
Д. Ветерок гонит пыльцу между веточек, листья ее не задерживают.
В. Какие еще качества характерны для наблюдательного человека?
Д. Он может увидеть то, что другие не увидят.
- Он подмечает, что раньше было и что сейчас.
- Например, я
видел, что весной первыми
В. Кто видел листья мать-и-мачехи, нарисуйте их. Когда они появляются у растения?
Дети рисуют листья, рассказывают, что они появляются летом.
- Вы выделили
очень важное качество: наблюдательный
человек подмечает изменения
в природном явлении,
Приведите примеры, когда наблюдательность помогала людям.
Д. Я знаю по рисункам, какие следы на снегу оставляют звери. Могу различить следы зайца, волка, лисы, собаки.
- Нужно уметь
различать ядовитые растения
и не собирать их в лесу,
например ягоды (плоды)
- Нужно уметь
различать и знать редкие
- Когда я смотрю в окно и вижу, как люди одеты, я узнаю, как мне нужно одеваться.
- У меня папа водитель. Он всегда внимательно смотрит на дорогу, все подмечает и меня учит.
В. Вы привели очень хорошие примеры. Наблюдательность важна в жизни человека любой профессии. Я хотела, чтобы вы выделили еще одно очень важное качество наблюдательного человека. Подумаем, почему это качество важно в жизни.
Д. Например, люди все рассмотрят и сделают вывод.
- Например, какой
лед на реке и можно ли
переходить реку или это
В. Молодцы. Важно сделать вывод из наблюдений.
Д. Например, мы рассматривали по картинках клювы птиц и делали вывод: хищная или насекомоядная.
Информация о работе Ознакомление дошкольников с весенними явлениями природы