Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:31, реферат
ЦЕЛЬЮ нашего исследования является
теоретическое обоснование
возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и
разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе
формирования учебной деятельности.
Введение
................................................................................
......................................................... 3
Глава I. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
младших школьников в учебной деятельности.
................................................................................
................................................. 8
I.1 Состояние
исследования нравственного воспитания младших школьников. ............... 8
I.2 Возможности
нравственного воспитания в учебной деятельности. ............................
20
Выводы по первой главе.
................................................................................
........................... 29
Глава II. Материалы
опытно –экспериментальной работы.
................................................... 30
II.1 Подготовка
материалов контролирующего и формирующего эксперимента. ............. 30
II.2 Проведение и
анализ материалов опытно –экспериментальной работы. .................. 35
Выводы по второй главе.
................................................................................
............................ 48
Заключение.
................................................................................
................................................. 49
Приложение
................................................................................
................................................. 51
Используемая
литература:
................................................................................
........................... 58
(представлен текст без форматирования)
Страницы: 1 2
Diplom
План:
Введение
..............................
..............................
Глава I. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
младших школьников в учебной деятельности.
..............................
..............................
I.1 Состояние
исследования нравственного воспитания младших школьников. ............... 8
I.2 Возможности
нравственного воспитания в учебной деятельности. ............................
20
Выводы по первой главе.
..............................
........................... 29
Глава II. Материалы
опытно –экспериментальной работы.
..............................
II.1 Подготовка
материалов контролирующего и формирующего эксперимента. ............. 30
II.2 Проведение и
анализ материалов опытно –экспериментальной работы. .................. 35
Выводы по второй главе.
..............................
............................ 48
Заключение.
..............................
..............................
Приложение
..............................
..............................
Используемая
литература:
..............................
........................... 58
Введение
Актуальность.
На современном этапе
развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно
из условий дальнейшего общественного прогресса.
В связи с этим,
перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного
гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою
деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой
задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности
школьника.
Значение и
функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не
только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и в первую
очередь неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности
ребенка.
В связи с этим,
основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных,
деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному
взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и
др.)
Для достижения
указанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьников,
прежде всего, необходимо координально изменить приоритеты целей начального
образования: на передний план поставить цели, которые заключаются не в
вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений, как это было
до сих пор, а в воспитании его личности на основе формирования учебной
деятельности.
Поэтому решение главных задач обучения
должно обеспечивать: Формирование личностного отношения к окружающим, овладение
этическими, эстетическими и нравственными нормами.
В научном основании
обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея
развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта
учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в
диалог с элементами разных культур, и просто как ребенка строящего свой возраст
в соответствии со своими возможностями.
Начальная
ступень – период, наиболее благоприятный для интенсивного формирования учебной
деятельности, является фундаментом развития интеллекта ученика. Содержание
учебной деятельности строится в задачной форме, усвоение задачной формы
вырабатывается у учеников дисциплиной ума, движением мысли в заданном
направлении, в системе. При этом формирование таких основных психологических
свойств личности, как произвольное внимание, рефлексия, самоконтроль, учащиеся
овладевают общими способами –самостоятельного решения различных учебных задач,
самоконтроль и самооценка собственных действий.
Действительно,
проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания
общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях
прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.
Задачей учителей
современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых
решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них
способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
В современных
условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая
обстановка в
стране значительно усложнила
подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный
период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности,
нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых
мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке
рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости,
деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на
общечеловеческие нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была
сформирована с человеческим лицом: для блага человека.
И совершенно
очевидно, что движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне
нравственного развития общества, и главное, нравственное воспитание
подрастающего
поколения.
В педагогической
проблеме исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных
исследованиях А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных
понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития
принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Имеются работы,
в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных
ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем нравственного
воспитания школьников (Т.И.Когачевская, Р.Н.Курманходжаева, Т.В.Лукина и др.)
Ряд
исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к
нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный,
Т.Ф.Лысенко и др.)
Нравственное
воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для
решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных
классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на
нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
В этом
заключается актуальность исследования проблемы нравственного воспитания в
учебной деятельности.
Ученые
Н.И.Болдырев, Л.И.Рувинский, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович, и многие
другие исследовали нравственное воспитание в разных аспектах. Но именно
осуществление задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной
деятельности не исследовано. В связи с этим, ЦЕЛЬЮ нашего исследования является
теоретическое обоснование
возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и
разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе
формирования учебной деятельности.
В решении данной
цели, мы опираемся на теорию деятельности. А любая деятельность - есть
деятельность по решению задач. (Г.И.Вергелес.)
Объект исследования - учебная деятельность
младших школьников.
Предмет исследования - нравственное воспитание
младших школьников в формировании учебной деятельности.
ГИПОТЕЗА:
Нравственное
воспитание будет осуществлено в
формировании учебной деятельности в том случае, если:
а) Учащиеся
действуют целенаправленно при выполнении учебных заданий;
б) Их действия
приобретают осознанный характер;
в) Используют
приобретенный опыт для решения учебных задач.
Конкретные задачи:
а) Ознакомление
с соответствующей литературой по проблеме;
б) Подготовка
опытно-экспериментальных материалов;
в) Проведение
опытно-экспериментальной работы и анализ их результатов;
г) Подготовка на
основе результатов педагогических экспериментов методические рекомендации.
В работе
использовались следующие педагогические методы
и приемы исследования :
а) Изучение
научной, психолого-педагогической литературы;
б) Наблюдение;
в)
Педагогический эксперимент;
г) Беседа.
Первая часть работы
посвящена теоретическому
анализу нравственного
учебной деятельности.
Во второй части
раскрывается
опытно-экспериментальная
Информация о работе Педагогические основы нравственного воспитания