Педагогические основы нравственного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:31, реферат

Описание

ЦЕЛЬЮ нашего исследования является
теоретическое обоснование
возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и
разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе
формирования учебной деятельности.

Содержание

Введение
................................................................................
......................................................... 3
Глава I. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
младших школьников в учебной деятельности.
................................................................................
................................................. 8
I.1 Состояние
исследования нравственного воспитания младших школьников. ............... 8
I.2 Возможности
нравственного воспитания в учебной деятельности. ............................
20
Выводы по первой главе.
................................................................................
........................... 29
Глава II. Материалы
опытно –экспериментальной работы.
................................................... 30
II.1 Подготовка
материалов контролирующего и формирующего эксперимента. ............. 30
II.2 Проведение и
анализ материалов опытно –экспериментальной работы. .................. 35
Выводы по второй главе.
................................................................................
............................ 48
Заключение.
................................................................................
................................................. 49
Приложение
................................................................................
................................................. 51
Используемая
литература:
................................................................................
........................... 58

Работа состоит из  1 файл

реферат педагогика.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

(представлен  текст без форматирования)

Страницы: 1 2

Diplom

План:

Введение

................................................................................

......................................................... 3

Глава I.    Психолого-педагогические основы   нравственного воспитания  

младших школьников в учебной деятельности.

................................................................................

................................................. 8

I.1 Состояние

исследования  нравственного воспитания младших школьников. ............... 8

I.2 Возможности

нравственного воспитания в учебной деятельности. ............................

20

Выводы по первой главе.

................................................................................

........................... 29

Глава II. Материалы

опытно –экспериментальной работы.

................................................... 30

II.1 Подготовка

материалов контролирующего  и формирующего эксперимента. ............. 30

II.2 Проведение  и

анализ материалов опытно –экспериментальной работы. .................. 35

Выводы по второй главе.

................................................................................

............................ 48

Заключение.

................................................................................

................................................. 49

Приложение

................................................................................

................................................. 51

Используемая

литература:

................................................................................

........................... 58

Введение 

Актуальность.

На современном  этапе

развития нашего общества активизация человеческого  фактора выступает как одно

из условий  дальнейшего общественного прогресса.

В связи с  этим,

перед общеобразовательной  школой ставится задача подготовки ответственного

гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою

деятельность  в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой

задачи связано  с формированием устойчивых нравственных свойств личности

школьника.

Значение и

функция начальной  школы в системе непрерывного образования определяется не

только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и в первую

очередь неповторимой ценностью этой ступени становления  и развития личности

ребенка.

В связи с  этим,

основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных,

деловых, коммуникативных  готовностей учащихся к активно - деятельному

взаимодействию  с окружающим миром (с природой, другими  людьми, самими собой и

др.)

Для достижения

указанных результатов  в психическом и личностном развитии младших школьников,

прежде всего, необходимо координально изменить приоритеты целей начального

образования: на передний план поставить цели, которые заключаются не в

вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений, как это было

до сих пор, а в воспитании его личности на основе формирования учебной

деятельности.

   Поэтому  решение главных задач обучения

должно обеспечивать: Формирование личностного отношения  к окружающим, овладение

этическими, эстетическими  и нравственными нормами.

В научном основании

обновления содержания образования начальной ступени  положена современная идея

развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта

учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в

диалог с элементами разных культур, и просто как ребенка  строящего свой возраст

в соответствии со своими возможностями.

Начальная

ступень – период, наиболее благоприятный для интенсивного формирования учебной

деятельности, является фундаментом развития интеллекта ученика. Содержание

учебной деятельности строится в задачной форме, усвоение задачной формы

вырабатывается у учеников дисциплиной ума, движением мысли в заданном

направлении, в  системе. При этом формирование таких  основных психологических

свойств личности, как произвольное внимание, рефлексия, самоконтроль, учащиеся

овладевают общими способами –самостоятельного решения различных учебных задач,

самоконтроль  и самооценка собственных действий.

Действительно,

проблема нравственного  воспитания детей постоянно находится  в центре внимания

общества. Особую актуальность эта проблема приобретает  в условиях

прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.

Задачей учителей

современной школы  является воспитание в детях самостоятельности  принятых

решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них

способности к  самовоспитанию и саморегулированию отношений.

В современных

условиях, когда  динамичная и порой непредсказуемая  социально-политическая

обстановка в  стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда

подрастающее  поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный

период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности,

нравственной  культуры, нравственное воспитание выдвигается  на одно из первых

мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке

рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости,

деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной  на

общечеловеческие  нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была

сформирована  с человеческим лицом: для блага  человека.

И совершенно

очевидно, что движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне

нравственного развития общества, и главное, нравственное воспитание

подрастающего

поколения.

В педагогической

проблеме исследуемая  нами проблематика нашла отражение  в фундаментальных

исследованиях А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко,

В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых  выявляется сущность основных

понятий теории нравственного воспитания, указываются  пути дальнейшего развития

принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Имеются работы,

в которых дан  анализ педагогического наследия писателей, видных

ученых-педагогов, внесших значительный вклад в  разработку проблем нравственного

воспитания школьников (Т.И.Когачевская, Р.Н.Курманходжаева, Т.В.Лукина и др.)

Ряд

исследователей  освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к

нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный,

Т.Ф.Лысенко и  др.)

Нравственное

воспитание младших  школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для

решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных

классов и методика их преподавания, но и умение направить  свою деятельность на

нравственное  воспитание в формировании учебной  деятельности.

В этом

заключается актуальность исследования проблемы нравственного  воспитания в

учебной деятельности.

Ученые

Н.И.Болдырев, Л.И.Рувинский, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович, и многие

другие исследовали  нравственное воспитание в разных аспектах. Но именно

осуществление задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной

деятельности  не исследовано. В связи с этим, ЦЕЛЬЮ нашего исследования является

теоретическое обоснование

возможности нравственного  воспитания в процессе учебной деятельности, и

разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе

формирования  учебной деятельности.

В решении данной

цели, мы опираемся  на теорию деятельности. А любая  деятельность - есть

деятельность  по решению задач. (Г.И.Вергелес.)

Объект исследования - учебная деятельность

младших школьников.

Предмет исследования - нравственное воспитание

младших школьников в формировании учебной деятельности.

ГИПОТЕЗА:

Нравственное

воспитание будет  осуществлено в

формировании  учебной деятельности в том случае, если:

а) Учащиеся

действуют целенаправленно  при выполнении учебных заданий;

б) Их действия

приобретают осознанный характер;

в) Используют

приобретенный опыт для решения учебных задач.

Конкретные задачи:

а) Ознакомление

с соответствующей  литературой по проблеме;

б) Подготовка

опытно-экспериментальных  материалов;

в) Проведение

опытно-экспериментальной  работы и анализ их результатов;

г) Подготовка на

основе результатов  педагогических экспериментов методические рекомендации.

В работе

использовались следующие педагогические методы

и приемы исследования :

а) Изучение

научной, психолого-педагогической литературы;

б) Наблюдение;

в)

Педагогический  эксперимент;

г) Беседа.

Первая часть  работы

посвящена теоретическому анализу нравственного воспитания в формировании

учебной деятельности.

Во второй части

раскрывается  опытно-экспериментальная работа.

Информация о работе Педагогические основы нравственного воспитания