Педагогические основы нравственного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:31, реферат

Описание

ЦЕЛЬЮ нашего исследования является
теоретическое обоснование
возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и
разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе
формирования учебной деятельности.

Содержание

Введение
................................................................................
......................................................... 3
Глава I. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
младших школьников в учебной деятельности.
................................................................................
................................................. 8
I.1 Состояние
исследования нравственного воспитания младших школьников. ............... 8
I.2 Возможности
нравственного воспитания в учебной деятельности. ............................
20
Выводы по первой главе.
................................................................................
........................... 29
Глава II. Материалы
опытно –экспериментальной работы.
................................................... 30
II.1 Подготовка
материалов контролирующего и формирующего эксперимента. ............. 30
II.2 Проведение и
анализ материалов опытно –экспериментальной работы. .................. 35
Выводы по второй главе.
................................................................................
............................ 48
Заключение.
................................................................................
................................................. 49
Приложение
................................................................................
................................................. 51
Используемая
литература:
................................................................................
........................... 58

Работа состоит из  1 файл

реферат педагогика.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

борьбу против индивидуализма, эгоизма, стяжательства, несправедливости. Она

должна воспитывать  в подрастающем поколении подлинно общественную, активную

нравственность, которая не может быть ограничена личным

самоусовершенствованием, а требует обязательной наступательной борьбы за

совершенствование всей окружающей жизни.

Воспитание

школьников предусматривает  формирование гармонически развитой личности.

Нравственное  воспитание благодаря широте влияния  на личность является стержнем

воспитания.

Одна

из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В

деятельности  формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут

влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою   очередь влияет

на усвоение нравственных норм

и ценностей  организаций. Деятельность человека выступает  и как критерий его

нравственного развития.

Развитие

морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания

воздействий,   которые поступают и от

родителей и  педагогов, окружающих людей через  переработку этих воздействий в

связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и  ценностными ориентациями.

В сознании ребенка  внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение и

таким образом  формирует субъективное отношение  к нему. В связи с этим

формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком

собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки

детей могут  быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы

достигнуть соответствия между требованиями должного поведения  и внутренней

готовности к  этому.

Необходимое

звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель

которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных   принципах 

и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание  и переживание

моральных принципов  и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного

поведения и  способствует формированию моральных оценок и поступков.

Нравственное

воспитание носит  всеобщий характер, так как объектом морального регулирования

является область  отношений личности и общества. Для  осуществления любой

общественно-полезной деятельности субъект должен обладать совокупностью

нравственных

качеств. Поэтому  нравственное воспитание в школе  в первую очередь направлено на

формирование  такой совокупности моральных качеств, которая необходима для

выполнения любой  социальной деятельности, и, прежде всего учебной и трудовой.

Воспитывая

ум и волю ребенка, учитель все время должен иметь в виду и нравственный

результат своих  усилий. Формируя нравственность представления  и мотивы

поведения, систему  моральных ценностей, духовные потребности, педагог вместе с

тем влияет на все  стороны личности и решает задачи умственного, трудового,

эстетического воспитания.

Уровень

нравственного развития детей способствует успешному  осуществлению учебной

деятельности. Поэтому  одна из задач воспитания детей еще  в дошкольном возрасте

состоит в нравственной подготовке их школьному обучению. Сама учебная

деятельность, этическая  направленность содержания, методов  и организации

учебного процесса является основным источником и средством  нравственного

становления младших  школьников. Преодоление учебных трудностей требует не

только интеллектуального  напряжения, но и нравственных усилий. В процессе

обучения происходит развитие познавательной деятельности, восприятия, внимания,

воображения, мышления, памяти. Это дает возможность воспитывать интерес у детей

к явлениям общественной жизни. (Нравственное развитие младших  школьников в

процессе воспитания 189/8-14).

I .2 Возможности  нравственного воспитания в учебной  деятельности.

Среди

основных задач, которые ставит современное общество перед народным

образованием, особо  выделяется задача воспитания активной сознательной

творческой личности.

В младшем

школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, поскольку именно

здесь происходит переход от: “ситуативного” познания мира к его научному

изучению, начинается процесс не только расширения, но и  систематизации и

углубления знаний. Именно учебная деятельность в этом возрасте создает

возможности для  овладения учащимися приемами, способами  решения различных

умственных и  нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений

детей к окружающему  миру.

Младший школьник

в процессе учебы  в школе лишь постепенно становится не только объектом, но и

субъектом педагогического  воздействия, поскольку далеко не сразу  и не во всех

случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом

обучения ребенок  становится только тогда, когда педагогические воздействия

вызывают в  нем соответствующие изменения. Это касается, естественно, и тех

знаний, которые  усваиваются детьми, и в совершенствовании умений, навыков,

усвоения приемов, способов деятельности, и перестройки  отношений учащихся. Эта

естественная  и необходимая “ступенька” в  процессе развития ребенка в младшем

школьном возрасте, но и здесь следует подчеркнуть, что очень важно, чтобы

ребенок на ней  не задерживался.

Проблеме

становления субъекта деятельности посвящено много исследований философов,

психологов, педагогов. В подтексте данной проблемы целесообразно  выделить

следующие

положение:

·        Индивид

становится субъектом объективного процесса жизнедеятельности тогда, когда он,

воспринимая окружающий мир, оказывается способным осуществлять регуляцию своего

соотношения с  действительностью.

          В большинстве специальных работ

возможность такой  регуляции определяется такими качествами субъекта, как

активность, целенаправленность, осознание своих возможностей, соотнесение  их и

своих стремлений с условиями объективной действительности. Эти качества

формируются в  действительности и в ней же проявляются.

          Включаясь

в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать  целенаправленно и

при выполнении учебных заданий, и при определении  способов своего поведения. Их

действия приобретают  осознанный характер. Все чаще при  решении различных

умственных и  нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

          Значимой особенностью субъекта

деятельности  является и осознание им своих  возможностей, и умение (возможность)

соотнести их и  свои стремления с условиями объективной  действительности.

          Развитию этих качеств мотивационный

компонент учебной  деятельности. Как известно, в основе мотива человека лежит

потребность, которая  становится мотивом при возможности  ее осознания и наличия

соответствующего  отношения. Мотив определяет возможность  и необходимость

действия.

          Здесь мы подходим по второй  стороне

вопроса о структуре  учебной деятельности – к вопросу  о значимости единства всех

трех компонентов  учебной деятельности для становления учащихся начальных

классов как  субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого

единства можно  рассматривать в двух аспектах.

          Первое – это возможность развития

каждого из них  на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы

учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной

стороны, поскольку  и сознание своих возможностей и  возникновение отношения

(чувств), соответствующих  “сигналов” возможно лишь в  том случае, если ребенок

владеет определенным содержанием, на основе которого возникает  потребность, и

комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей.   

          Таким образом, учащийся становится  активным

участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только

тогда, когда  он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для

чего. Выбор того, как делать, определятся и его  знаниями, и его уровнем

овладения операционными  структурами и мотивами данной деятельности.

          Второй аспект, раскрывающий сущность

значимости единства данных компонентов, представляет собой  следующее: На

сегодняшний день, процесс обучения в начальной  школе в значительной степени

направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной  работы, т.е. упор

делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом

предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и

нравственное. В  определенной своей части это  положение верно, но при

целенаправленном  формировании содержательных элементов, в какой –то

степени   “стихийное” развитие

операционной  и мотивационной сторон неизбежно  отстает, что естественно,

начинает тормозить  и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать

заложенные в  учебной деятельности возможности для умственного и нравственного

развития учащихся.

          Проблема нравственного развития

младшего школьника  в процессе обучения взаимосвязана  еще с тремя факторами.

          Во –первых, придя в школу,  ребенок

переходит от “житейского” усвоения окружающей действительности, в том числе и

морально –нравственных  норм, существующих в обществе, к  его научному и

целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка,

Информация о работе Педагогические основы нравственного воспитания