Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:31, реферат
ЦЕЛЬЮ нашего исследования является
теоретическое обоснование
возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и
разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе
формирования учебной деятельности.
Введение
................................................................................
......................................................... 3
Глава I. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
младших школьников в учебной деятельности.
................................................................................
................................................. 8
I.1 Состояние
исследования нравственного воспитания младших школьников. ............... 8
I.2 Возможности
нравственного воспитания в учебной деятельности. ............................
20
Выводы по первой главе.
................................................................................
........................... 29
Глава II. Материалы
опытно –экспериментальной работы.
................................................... 30
II.1 Подготовка
материалов контролирующего и формирующего эксперимента. ............. 30
II.2 Проведение и
анализ материалов опытно –экспериментальной работы. .................. 35
Выводы по второй главе.
................................................................................
............................ 48
Заключение.
................................................................................
................................................. 49
Приложение
................................................................................
................................................. 51
Используемая
литература:
................................................................................
........................... 58
борьбу против индивидуализма, эгоизма, стяжательства, несправедливости. Она
должна воспитывать в подрастающем поколении подлинно общественную, активную
нравственность, которая не может быть ограничена личным
самоусовершенствованием, а требует обязательной наступательной борьбы за
совершенствование всей окружающей жизни.
Воспитание
школьников предусматривает формирование гармонически развитой личности.
Нравственное воспитание благодаря широте влияния на личность является стержнем
воспитания.
Одна
из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В
деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут
влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет
на усвоение нравственных норм
и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его
нравственного развития.
Развитие
морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания
воздействий, которые поступают и от
родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в
связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями.
В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение и
таким образом формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим
формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком
собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки
детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы
достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней
готовности к этому.
Необходимое
звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель
которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах
и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание
моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного
поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.
Нравственное
воспитание носит всеобщий характер, так как объектом морального регулирования
является область отношений личности и общества. Для осуществления любой
общественно-полезной деятельности субъект должен обладать совокупностью
нравственных
качеств. Поэтому нравственное воспитание в школе в первую очередь направлено на
формирование такой совокупности моральных качеств, которая необходима для
выполнения любой социальной деятельности, и, прежде всего учебной и трудовой.
Воспитывая
ум и волю ребенка, учитель все время должен иметь в виду и нравственный
результат своих усилий. Формируя нравственность представления и мотивы
поведения, систему моральных ценностей, духовные потребности, педагог вместе с
тем влияет на все стороны личности и решает задачи умственного, трудового,
эстетического воспитания.
Уровень
нравственного развития детей способствует успешному осуществлению учебной
деятельности. Поэтому одна из задач воспитания детей еще в дошкольном возрасте
состоит в нравственной подготовке их школьному обучению. Сама учебная
деятельность, этическая направленность содержания, методов и организации
учебного процесса является основным источником и средством нравственного
становления младших школьников. Преодоление учебных трудностей требует не
только интеллектуального напряжения, но и нравственных усилий. В процессе
обучения происходит развитие познавательной деятельности, восприятия, внимания,
воображения, мышления, памяти. Это дает возможность воспитывать интерес у детей
к явлениям общественной жизни. (Нравственное развитие младших школьников в
процессе воспитания 189/8-14).
I .2 Возможности
нравственного воспитания в
Среди
основных задач, которые ставит современное общество перед народным
образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной
творческой личности.
В младшем
школьном возрасте
особую роль выполняет учебная
здесь происходит переход от: “ситуативного” познания мира к его научному
изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и
углубления знаний. Именно учебная деятельность в этом возрасте создает
возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных
умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений
детей к окружающему миру.
Младший школьник
в процессе учебы в школе лишь постепенно становится не только объектом, но и
субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех
случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом
обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия
вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, естественно, и тех
знаний, которые усваиваются детьми, и в совершенствовании умений, навыков,
усвоения приемов, способов деятельности, и перестройки отношений учащихся. Эта
естественная и необходимая “ступенька” в процессе развития ребенка в младшем
школьном возрасте, но и здесь следует подчеркнуть, что очень важно, чтобы
ребенок на ней не задерживался.
Проблеме
становления субъекта деятельности посвящено много исследований философов,
психологов, педагогов. В подтексте данной проблемы целесообразно выделить
следующие
положение:
· Индивид
становится субъектом объективного процесса жизнедеятельности тогда, когда он,
воспринимая окружающий
мир, оказывается способным
соотношения с действительностью.
В большинстве специальных
возможность такой регуляции определяется такими качествами субъекта, как
активность, целенаправленность, осознание своих возможностей, соотнесение их и
своих стремлений
с условиями объективной
формируются в действительности и в ней же проявляются.
Включаясь
в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и
при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их
действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных
умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.
Значимой особенностью субъекта
деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность)
соотнести их и свои стремления с условиями объективной действительности.
Развитию этих качеств
компонент учебной деятельности. Как известно, в основе мотива человека лежит
потребность, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия
соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость
действия.
Здесь мы подходим по второй стороне
вопроса о структуре учебной деятельности – к вопросу о значимости единства всех
трех компонентов учебной деятельности для становления учащихся начальных
классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого
единства можно рассматривать в двух аспектах.
Первое – это возможность
каждого из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы
учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной
стороны, поскольку и сознание своих возможностей и возникновение отношения
(чувств), соответствующих “сигналов” возможно лишь в том случае, если ребенок
владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и
комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей.
Таким образом, учащийся
участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только
тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для
чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем
овладения операционными структурами и мотивами данной деятельности.
Второй аспект, раскрывающий сущность
значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: На
сегодняшний день, процесс обучения в начальной школе в значительной степени
направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор
делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом
предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и
нравственное. В определенной своей части это положение верно, но при
целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой –то
степени “стихийное” развитие
операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что естественно,
начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать
заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и нравственного
развития учащихся.
Проблема нравственного
младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана еще с тремя факторами.
Во –первых, придя в школу, ребенок
переходит от “житейского” усвоения окружающей действительности, в том числе и
морально –нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и
целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка,
Информация о работе Педагогические основы нравственного воспитания