Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:31, реферат
ЦЕЛЬЮ нашего исследования является
теоретическое обоснование
возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и
разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе
формирования учебной деятельности.
Введение
................................................................................
......................................................... 3
Глава I. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
младших школьников в учебной деятельности.
................................................................................
................................................. 8
I.1 Состояние
исследования нравственного воспитания младших школьников. ............... 8
I.2 Возможности
нравственного воспитания в учебной деятельности. ............................
20
Выводы по первой главе.
................................................................................
........................... 29
Глава II. Материалы
опытно –экспериментальной работы.
................................................... 30
II.1 Подготовка
материалов контролирующего и формирующего эксперимента. ............. 30
II.2 Проведение и
анализ материалов опытно –экспериментальной работы. .................. 35
Выводы по второй главе.
................................................................................
............................ 48
Заключение.
................................................................................
................................................. 49
Приложение
................................................................................
................................................. 51
Используемая
литература:
................................................................................
........................... 58
Затем Заключение
и методические рекомендации.
Также в работу
входит Приложение, в котором содержатся материалы фрагментов уроков.
Глава I.
Психолого-педагогические основы
нравственного воспитания
младших школьников в учебной деятельности.
I .1 Состояние
исследования нравственного
школьников.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего
поколения. Перед школой стоят ответственные задачи, связанные с нравственной
подготовкой подрастающего поколения к участию в труде, характер которого
существенно изменится в условиях научно-технической революции. Современный
процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали
определенную сумму знаний, но и овладели умением самостоятельно ориентироваться
в стремительном потоке научной и политической информации. Это требует
приведения методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В школе
нравственное воспитание осуществляется в тесной связи и взаимодействии с
трудовым. На каждом возрастном этапе развития ребенка доминирует своя сторона
воспитания (что ни в коем случае не означает единственная). В воспитании
младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети
овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных
ситуациях. Учебный процесс, производственная практика тесно связаны с
нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание
образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в
нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная
сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся
получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее
значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным
предметам.
Изучение отечественной и зарубежной научной литературы дает возможность
формировать представление о нравственном идеале, о гуманизме и нравственной
активности личности.
В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным
знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с
окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках,
собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными.
Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний.
Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя,
этическая беседа.
Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников
имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К.Крупская
считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно. Для
этого необходимо познавательную деятельность учащихся строить как коллективную.
Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на
уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных,
практических, факультативных занятиях.
Но надо, к сожалению, отметить, что в практике школы еще недостаточно
используются такие формы работы.
Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения,
характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у вдумчивого
учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны
им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние
школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного
нравственного развития.
Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено
только их учебной деятельностью. Становление и развитие личности предполагает
ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят
вливается в труд страны: школьники участвуют в охране природы, помогают в
уборке урожая и т.д. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение
к труду как
важнейшей жизненной
общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию.
Включаясь в общественно-полезный труд, школьники испытывают на себе
нравственное
и идейное влияние жизни
отношений.
Характерной особенностью
организации школьного
в настоящее время является осуществление его в соответствии с научно
разработанной программой, в которой предусматривается реализация принципа
преемственности.
Формирование
нравственной самостоятельности
всех ступенях обучения.
Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются
ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного
нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в
коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или
контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.
Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников
к своим обязанностям, к самой деятельности к другим людям. [1]
Нравственное воспитание –
непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю
жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На
первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом
едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.
Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют
неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и
юноша, например, по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания
и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает
проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка
занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает
огромное влияние и на умственное развитие и на трудовую подготовку, и на
физическое развитие
и на воспитание эстетических
чувств и интересов.
Специфической особенностью нравственного воспитания является то,
что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.
Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной
деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые
они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя
и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным
процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и
приемов педагогических действий.
Рассматривая
систему нравственного воспитания, следует различать несколько аспектов.
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и
ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри
класса – единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов
формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под
системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние
воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему
нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития
тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. [2]
На уроках в
постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность
ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их
радости и огорчения, прежде всего, связаны с учебой. На уроке взаимодействуют
все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства,
методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так
называемые воспитательные моменты.
Что же обеспечивает
эффективность нравственного воспитания на уроке? Научность и идейность
содержания урока,
нравственно-эмоциональный
учителя,
нравственная направленность личности
учителя, его отношение к
изучаемому материалу и др. [1]
Чтение и разбор
статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять
и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в
которых ставятся в доступной для них форме
вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности
общественному
долгу, гуманности и патриотизме.
На уроке
постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между
учащимися.
Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся
общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований,
касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно
слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в
этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения,
характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой
коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого участника к своему
делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для
достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг
Информация о работе Педагогические основы нравственного воспитания