Педагогические основы нравственного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:31, реферат

Описание

ЦЕЛЬЮ нашего исследования является
теоретическое обоснование
возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и
разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе
формирования учебной деятельности.

Содержание

Введение
................................................................................
......................................................... 3
Глава I. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
младших школьников в учебной деятельности.
................................................................................
................................................. 8
I.1 Состояние
исследования нравственного воспитания младших школьников. ............... 8
I.2 Возможности
нравственного воспитания в учебной деятельности. ............................
20
Выводы по первой главе.
................................................................................
........................... 29
Глава II. Материалы
опытно –экспериментальной работы.
................................................... 30
II.1 Подготовка
материалов контролирующего и формирующего эксперимента. ............. 30
II.2 Проведение и
анализ материалов опытно –экспериментальной работы. .................. 35
Выводы по второй главе.
................................................................................
............................ 48
Заключение.
................................................................................
................................................. 49
Приложение
................................................................................
................................................. 51
Используемая
литература:
................................................................................
........................... 58

Работа состоит из  1 файл

реферат педагогика.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

к другу, умение критически относиться к себе, расценивать  свой личный успех или

неудачу с позиции  сведения структуры учебной деятельности. Для того чтобы эти

возможности урока  реализовать практически, учителю  необходимо создавать в

течение урока  ситуации, в которых   у

учеников была бы возможность общения между  собой: Видимо, несколько ослабить

иногда излишне  регламентацию поведения детей на уроке.

Общение детей

возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения, и

задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать

сам, кому он захочет  задать вопрос или задачу по структуре учебной

деятельности.

Сидящие за одной

партой взаимно  проверяют ответы, полученные при  решении задач и упражнений.

Детям дается задание  придумать задание, записать его  на карточке, определить

последовательности  его выполнения. Потом карточки объединяются, получается

общий задачник.

Учитель дает

детям и такие  задания, выполняя которые надо обязательно  обратиться к товарищу.

  Урок, на  котором дети испытывают

удовлетворение  и радость от успешно выполненной  общей работы, который

пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся,

способствует  их нравственному воспитанию.

Как показывает

опыт, домашние задания могут быть более эффективно использованы для решения

воспитательных  задач, если выполнение эпизодически поручать группе учеников.

Характер заданий

для домашней групповой  работы иной, нежели для индивидуальной. Упражнения на

повторение могут  быть заданы в форме дидактических  игр и практических заданий.

В формировании

личности младшего школьника особое место занимает вопрос развития нравственных

качеств, составляющих основу поведения.

В этом возрасте

ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится

оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступков.

На определение

роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении

детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как

В.В. Хромов, Л.А. Матвеева, И.И. Лобанова, Л.А. Регуш и  многих других.

В своих исследованиях

они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и

самооценки нравственного  поведения.

Процесс

воспитания в  школе строится на принципе единства сознания и деятельности,

исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно

при ее деятельном участии в деятельности.

Практически

любая деятельность имеет нравственную окраску, считает  Дробницкий О.Г., в том

числе и учебная, которая, по мнению психологов, обладает большими

воспитательными возможностями. (Божович Л.И.)  

Для младшего

школьника это  особенно важно, поскольку учебная  деятельность выступает как

ведущая. В этом возрасте учебная деятельность оказывает  наибольшее внимание на

развитие школьника, определяет появление многих новообразований (Божович Л.И.,

Конникова Т.Е.). Причем в ней развиваются не только умственные способности, но

и нравственная сфера личности.

В результате

регламентированного характера процесса, обязательного  систематического

выполнения учебных  поручений у младшего школьника  складываются

нравственные   знания, характерные для

учебной деятельности, нравственные 

отношения.

Учебная

деятельность, являясь  в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает

усвоение знаний, в определенной системе, создает  возможности для овладения

учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных

задач.

Учителю

принадлежит решающая роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к

жизни и общественному  труду. Учитель всегда является для  учащихся примером

нравственности  и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности

школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

Нравственность  –

один из основных способов нормативной регуляции  действий человека в обществе.

Охарактеризовывать

особенности того или иного общественного явления, – значит, выявить его

существенные  взаимосвязи с другими явлениями  социальной действительности. С

развитием общества и изменением исторических условий  существования людей

постоянно обновляются, а в отдельные исторические периоды  коренным образом

меняется содержание воспитания. Воспитание может быть правильно понято лишь как

естественно исторический и 

диалектический  противоречивый процесс. Сущность социального  аспекта

нравственного воспитания определяется, прежде всего, особенностью развития

современной эпохи, преобразованиями в нашем обществе, происходящими на

принципиально новых началах.

Верно судить о

морали можно  не только по его идеалам, но и по утвердившимся в нем доминирующим

типам нравственного  значимого образа действий.

Нравственное

воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические

и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере

автономен. На эту  его специфику в свое время  указывал А.С.Макаренко.

Сточки зрения

педагогической  теории процесс нравственного воспитания в школе представляет

собой совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и

педагогического коллективов. Под понятием “педагогические  действия”

подразумеваются влияния, организуемые и получаемые учеником и коллективом в

процессе учебно-воспитательной работы. Все эти влияния, а также  их результаты,

отражающиеся  во взглядах и поведении, взаимосвязаны  и выступают в совокупности,

обеспечивающей, как и непосредственное, так и  опосредственное воздействие на

личность школьника. Поэтому важнейшими компонентами структуры  процесса

воспитания, как  указывает А.Н. Леонтьев, являются процессы, идущие как бы

навстречу друг другу. “Один из них, - подчеркивает он, - есть процесс

воздействия объекта  на живую систему, другой – активность самой системы по

отношению к  воздействующему объекту”.

Качественная

сторона педагогических действий в процессе нравственного  воспитания выражается

в их силе и стойкости, а качественная сторона изменений  в облике и характере

личности проявляется в степени ее убежденности, которая реализуется в различных

видах деятельности, формах отношения и поведения.

Специфической

особенностью  процесса нравственного воспитания следует считать то, что он

длителен и  непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным

признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое

построение: решение  воспитательных задач начинается с  элементарного уровня и

заканчивается более высоким. Для достижения целей, как правило, используются

все усложняющиеся  виды деятельности. Этот принцип реализуется  с учетом

возрастных особенностей учащихся.

Процесс

нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в

него свои коррективы, направленные на его совершенствование, эффективность

процесса воспитания, как говорила Н.К. Крупская, “зависит от знания каждым

преподавателем  того живого материала, с которым  он имеет дело; он должен знать,

что ему необходимо внимательно изучать этого ученика  и знать его близко”.

Все факторы,

обуславливающие нравственное становление, и развитие личности школьника, можно

разделить на три  группы: природные и биологические, социальные и

педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными  влияниями

школьник социализируются, приобретают необходимый опыт нравственного поведения.

Во

взаимодействии  со средой и целенаправленными воспитательными  влияниями школьник

приобретает необходимый  опыт общественного поведения.

Однако, несмотря

на то, что  на нравственное формирование личности оказывают воздействие многие

социальные условия  и биологические факторы, следует  отметить, что решающую роль

в этом процессе играют педагогические, так как они  наиболее управляемые. Такое

значение педагогического  влияния придается еще и потому, что они более

целенаправленно

на выработку  определенного рода отношений.

Из

этого следует, что суть нравственно воспитанной  личности состоит не только в

усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности

выработанных  личностью отношений к окружающей действительности. При организации

процесса нравственного  воспитания следует отдать предпочтение объективным

отношениям,   в которые включаются

учащиеся в  различных видах деятельности и  общения. Эти отношения составляют

истинный объект педагогической деятельности (“Нравственное  становление личности

школьника”  И.С. Марьенко 101/30-34).

В

процессе формирования идейности и нравственности как  сплава “знаний, убеждений

и практического  действия”, развития и обогащения нравственных чувств и

нравственных  качеств важная роль принадлежит  школе. Именно в школьные годы

человек должен не только научиться ответственному выбору моральных ценностей,

поступков, определить свое отношение к труду и будущей  профессии, но и уметь

реализовывать их в своей жизни.

Нравственность

предлагает не только выполнение каждым человеком  моральных норм, но и активную

Информация о работе Педагогические основы нравственного воспитания