Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:31, реферат
ЦЕЛЬЮ нашего исследования является
теоретическое обоснование
возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и
разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе
формирования учебной деятельности.
Введение
................................................................................
......................................................... 3
Глава I. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
младших школьников в учебной деятельности.
................................................................................
................................................. 8
I.1 Состояние
исследования нравственного воспитания младших школьников. ............... 8
I.2 Возможности
нравственного воспитания в учебной деятельности. ............................
20
Выводы по первой главе.
................................................................................
........................... 29
Глава II. Материалы
опытно –экспериментальной работы.
................................................... 30
II.1 Подготовка
материалов контролирующего и формирующего эксперимента. ............. 30
II.2 Проведение и
анализ материалов опытно –экспериментальной работы. .................. 35
Выводы по второй главе.
................................................................................
............................ 48
Заключение.
................................................................................
................................................. 49
Приложение
................................................................................
................................................. 51
Используемая
литература:
................................................................................
........................... 58
природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и
оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная
работа т. п.
Во
–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную
деятельность, где так же идет усвоение нравственных норм, регулирующих
взаимоотношения учащихся между собой, учеников и учителя.
И третий фактор, о котором следует
сказать: В процессе обсуждения положения в современной школе, проблемы
становления программ обучения, дискуссий по поводу объема материала той или
иной науки, все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде
всего формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить
удельный вес гуманитарных наук в общем, объеме школьной программы.
Представляется, что здесь дело не только в специфике той или иной науки,
сколько в подходе к учебной деятельности вообще. Данный вид деятельности имеет
все возможности, позволяющие развивать
у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.
Конечно, и игровая, и трудовая деятельность так же обладает такими
возможностями, но учебная имеет в этом плане одно существенное преимущество:
возможность целенаправленного формирования и естественно –научных и
нравственных убеждений.
С этой точки зрения и
проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного
обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций
учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка. В
ее процессе создаются условия и для усвоения знаний, и для формирования
операционных структур психики ребенка, и для развития достаточно разносторонней
мотивационной сфере личности.
Начало
обучения в школе – новый и важный этап в воспитании и развитии ребенка. Став
школьником, он впервые включается в систематическую, общественно –значимую
деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка закладываются в
начальных классах. Именно здесь он получает
основы систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик,
развивается характер, воля. В воспитанно отношении очень важно, какими будут
первые шаги ребенка в учении. Учитель вводит его не только в мир знаний, но в
сложный мир отношений к учению – обязательному и сложному, но в то же время
радостному труду.
Начальное
обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников
познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным
материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему,
направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения
разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние
на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его
методы способствуют накоплению нравственного опыта.
Новое
содержание начального обучения открыло новые возможности для воспитания детей,
в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика
преподавания, личность и знания учителя, который передает свое мировоззрение,
культуру, нравственный опыт следующему поколению. Все это составляет систему
воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности их
формирования.
Формирование
нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет
главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и
организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та
атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей,
детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в
субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность,
инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением. Это
поведение строится и на основе нравственных норм, которые предписывают
определенные отношения и основному виду деятельности младших школьников –
учебному труду.
Для
нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную
деятельность, пронизанную
высоконравственными
становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед
детьми как общая для всех и для ее решения нужен коллективный поиск. В
начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать
учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.
Формирование
личности ребенка школьного возраста происходит в условиях детского коллектива.
Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает
в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой
личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое
заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным
нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже
младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования,
без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.
Педагогическая задача в том, чтобы сам ребенок осознавал эту необходимость и
действовал в направлении ее реализации.
Коллектив,
вырабатывая общественное мнение, в основном оценивает нравственность ребят,
соблюдение ими признанных норм общения.
Ребенок
в коллективе не только объект педагогической деятельности учителя, но и субъект
воспитания. Такое положение ребенка существенно влияет на организацию
воспитательной
работы и на позицию учителя в различных видах детской деятельности (в учении,
труде, игре). В коллективе сверстников школьников приобретает социальный опыт.
В
практике воспитательной работы далеко не всегда учитывают возрастную
нравственную самостоятельность школьников. Длительное время поведения учащихся
организовано так, что они находятся под прямым контролем учителя или
коллектива, а это нередко отрицательно сказывается на нравственном развитии
детей, видимые результаты которого проявляются у них позже, в подростковом
возрасте.
(Нравс.ред. Каирова.(189\37-
Многие казахские ученые –
писатели, поэты в своих трудах уделяли внимание нравственному воспитанию
молодежи.
Суть нравственных идеалов
Валиханова – в борьбе против общественного и нравственного зла в казахском
обществе, в осуждении лживой и дикой морали общественной знати, утилитарного
использования ими в достижении своих эгоистических целей, первичность
понятий “совесть”, “справедливость”,
“долг” и др., в борьбе против ханжеской религиозной морали. Путь развития
нравственного самосознания казахского народа – в его просвещении. Чокан
Валиханов справедливо утверждал: “только знания и образование придают человеку
силы и являются великим орудием в борьбе за просвещение и благосостояние
народа, только
просвещение может вывести
нравственного совершенства”.
Ибрая Алтынсарына мы знаем как
педагога –просветителя, ученого, поэта и прозаика, публициста и детского
писателя. И можно смело утверждать, что вся эта многогранная деятельность
великого человека
пронизана размышлениями о
человеческого существования и счастья, нравственных мотивах поведения и
отношений, воспитания высоконравственной личности. Важным источником
нравственных воззрений Ибрая Алтынсарына являлось устное народное творчество,
отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи народа.
Об этом свидетельствует “Киргизская хрестоматия”.
Одна из основных тем
Алтынсарына – призыв к знанию. Она открывается “Посвящением”, в которой
воспевается наука, сила знания и их значение в материальной и духовной жизни
человека.
Таким образом, по Ибраю
основу нравственности составляет образование и воспитание: “Только постоянная
забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные
качества”, “хорошо воспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным
человеком”.
Главными
средствами нравственного воспитания является труд, и пример родителей –
утверждает Ибрай Алтынсарын “Воспитание трудолюбия у детей – главное средство
борьбы против тунеядства и лени”.
В воспитании каких качеств видит Ибрай
Алтынсарын содержание нравственного воспитания? Это – патриотизм, гуманизм,
честность,
скромность, справедливость, ответственность.
Абай Кунанбаев не писал специальных
психолого-педагогических трудов, не занимался профессорско-педагогической
деятельностью, но почти все его произведения пронизаны дидактическими и
нравственно –эстетическими назиданиями, опирающиеся на интересы, нравственные
идеалы и мудрость трудового народа.
Исключительное значение в моральной
переделке личности Абай предает воспитанию: “Если бы в моих руках была власть,
я бы отрезал язык всякому, кто говорит, что человек неисправим”.
Высокие понятия чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в
Информация о работе Педагогические основы нравственного воспитания