Педагогические основы нравственного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:31, реферат

Описание

ЦЕЛЬЮ нашего исследования является
теоретическое обоснование
возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и
разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе
формирования учебной деятельности.

Содержание

Введение
................................................................................
......................................................... 3
Глава I. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
младших школьников в учебной деятельности.
................................................................................
................................................. 8
I.1 Состояние
исследования нравственного воспитания младших школьников. ............... 8
I.2 Возможности
нравственного воспитания в учебной деятельности. ............................
20
Выводы по первой главе.
................................................................................
........................... 29
Глава II. Материалы
опытно –экспериментальной работы.
................................................... 30
II.1 Подготовка
материалов контролирующего и формирующего эксперимента. ............. 30
II.2 Проведение и
анализ материалов опытно –экспериментальной работы. .................. 35
Выводы по второй главе.
................................................................................
............................ 48
Заключение.
................................................................................
................................................. 49
Приложение
................................................................................
................................................. 51
Используемая
литература:
................................................................................
........................... 58

Работа состоит из  1 файл

реферат педагогика.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

природоведения  и т.д. Значение такого же целенаправленного  обучения имеет и

оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его  беседы, внеклассная

работа т. п.

Во

–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную

деятельность, где  так же идет усвоение нравственных норм, регулирующих

взаимоотношения учащихся между собой, учеников и учителя.

          И третий фактор, о котором  следует

сказать: В процессе обсуждения положения в современной  школе, проблемы

становления программ обучения, дискуссий по поводу объема материала той или

иной науки, все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде

всего формирование нравственной личности. В связи с  этим предлагается увеличить

удельный вес  гуманитарных наук в общем, объеме школьной программы.

Представляется, что здесь дело не только в специфике той или иной науки,

сколько в подходе  к учебной деятельности вообще. Данный вид деятельности имеет

все возможности,   позволяющие развивать

у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

Конечно, и игровая, и трудовая деятельность так же обладает такими

возможностями, но учебная имеет в этом плане  одно существенное преимущество:

возможность целенаправленного  формирования и естественно –научных и

нравственных  убеждений.

          С этой точки зрения и необходимо  решать

проблему умственного  и нравственного развития учащихся в процессе школьного

обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и  другого. С этих позиций

учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка. В

ее процессе создаются условия и для усвоения знаний, и для формирования

операционных  структур психики ребенка, и для  развития достаточно разносторонней

мотивационной сфере личности.

          Начало

обучения в  школе – новый и важный этап в воспитании и развитии ребенка. Став

школьником, он впервые включается в систематическую, общественно –значимую

деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка  закладываются в

начальных классах. Именно здесь он получает 

основы систематических  знаний, здесь формируется его  нравственный облик,

развивается характер, воля. В воспитанно отношении очень  важно, какими будут

первые шаги ребенка в учении. Учитель вводит его не только в мир знаний, но в

сложный мир  отношений к учению – обязательному  и сложному, но в то же время

радостному труду.

          Начальное

обучение в  настоящее время строится таким  образом, что развивает у школьников

познавательные  способности; вырабатывает навыки активного  овладения учебным

материалом, ведет  к объединению полученных знаний в целостную систему,

направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения

разнообразными  способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние

на усвоение детьми нравственных знаний; организация  учебного процесса и его

методы способствуют накоплению нравственного опыта.

          Новое

содержание начального обучения открыло новые возможности  для воспитания детей,

в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика

преподавания, личность и знания учителя, который передает свое мировоззрение,

культуру, нравственный опыт следующему поколению. Все это  составляет систему

воздействий, которая  направляет развитие детей и определяет особенности их

формирования.

          Формирование

нравственности  происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет

главных и неглавных  предметов. Воспитывает не только содержание, методы и

организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та

атмосфера, которая  складывается на уроке, стиль отношений  педагога и детей,

детей между  собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в

субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность,

инициативность  в процессе обучения и есть овладение  собственным поведением. Это

поведение строится и на основе нравственных норм, которые предписывают

определенные  отношения и основному виду деятельности младших школьников –

учебному труду.

          Для

нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную

деятельность, пронизанную  высоконравственными отношениями. Учебная деятельность

становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед

детьми как  общая для всех и для ее решения  нужен коллективный поиск. В

начальных классах  требуются специальные приемы, чтобы  дети смогли осознать

учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.

          Формирование

личности ребенка  школьного возраста происходит в  условиях детского коллектива.

Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда  каждый ребенок занимает

в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой

личностью. Это  приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое

заставляет ребенка  без внешнего побуждения действовать  согласно установленным

нравственным  нормам и принципам. Воспитание в  коллективе ставит школьника, даже

младшего перед  необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования,

без которых  вообще невозможно развитие, в том  числе и нравственное.

Педагогическая  задача в том, чтобы сам ребенок  осознавал эту необходимость  и

действовал в  направлении ее реализации.

          Коллектив,

вырабатывая общественное мнение, в основном оценивает нравственность ребят,

соблюдение ими  признанных норм общения.

          Ребенок

в коллективе не только объект педагогической деятельности учителя, но и субъект

воспитания. Такое  положение ребенка существенно  влияет на организацию

воспитательной

работы и на позицию учителя в различных  видах детской деятельности (в  учении,

труде, игре). В  коллективе сверстников школьников приобретает социальный опыт.

          В

практике воспитательной работы далеко не всегда учитывают  возрастную

нравственную  самостоятельность школьников. Длительное время поведения учащихся

организовано  так, что они находятся под  прямым контролем учителя или

коллектива, а  это нередко отрицательно сказывается на нравственном развитии

детей, видимые  результаты которого проявляются у  них позже, в подростковом

возрасте.

(Нравс.ред. Каирова.(189\37-44))                     

          Многие казахские ученые –просветители,

писатели, поэты  в своих трудах уделяли внимание нравственному воспитанию

молодежи.

          Суть нравственных идеалов Чокана

Валиханова –  в борьбе против общественного и  нравственного зла в казахском

обществе, в осуждении  лживой и дикой морали общественной знати, утилитарного

использования ими в достижении своих эгоистических целей, первичность

понятий   “совесть”, “справедливость”,

“долг” и  др., в борьбе против ханжеской религиозной  морали. Путь развития

нравственного самосознания казахского народа –  в его просвещении. Чокан

Валиханов справедливо утверждал: “только знания и образование придают человеку

силы и являются великим орудием в борьбе за просвещение  и благосостояние

народа, только просвещение может вывести казахский  народ на путь свободы и

нравственного совершенства”.

          Ибрая Алтынсарына мы знаем как

педагога –просветителя, ученого, поэта и прозаика, публициста и детского

писателя. И можно  смело утверждать, что вся эта  многогранная деятельность

великого человека пронизана размышлениями о сущности нравственности, смысле

человеческого существования и счастья, нравственных мотивах поведения и

отношений, воспитания высоконравственной личности. Важным источником

нравственных  воззрений Ибрая Алтынсарына  являлось устное народное творчество,

отражающее жизнь  и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи народа.

Об этом свидетельствует  “Киргизская хрестоматия”.

          Одна из основных тем хрестоматии  Ибрая

Алтынсарына –  призыв к знанию. Она открывается  “Посвящением”, в которой

воспевается наука, сила знания и их значение в материальной и духовной жизни

человека.

          Таким образом, по Ибраю Алтынсарыну,

основу нравственности составляет образование и воспитание: “Только постоянная

забота и нравственное воспитание формирует в ребенке  самые лучшие нравственные

качества”, “хорошо воспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным

человеком”.

Главными

средствами нравственного  воспитания является труд, и пример родителей –

утверждает Ибрай  Алтынсарын “Воспитание трудолюбия у детей – главное средство

борьбы против тунеядства и лени”.

          В воспитании каких качеств  видит Ибрай

Алтынсарын содержание нравственного воспитания? Это –  патриотизм, гуманизм,

честность,

скромность, справедливость, ответственность.

    Абай  Кунанбаев не писал специальных

психолого-педагогических трудов, не занимался профессорско-педагогической

деятельностью, но почти все его произведения пронизаны дидактическими и

нравственно –эстетическими назиданиями, опирающиеся на интересы, нравственные

идеалы и мудрость трудового народа.

          Исключительное значение в моральной

переделке личности Абай предает воспитанию: “Если  бы в моих руках была власть,

я бы отрезал  язык всякому, кто говорит, что человек  неисправим”.

    Высокие  понятия   чести, добра, человеческого  достоинства, жившие веками в

Информация о работе Педагогические основы нравственного воспитания