Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:31, реферат
ЦЕЛЬЮ нашего исследования является
теоретическое обоснование
возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и
разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе
формирования учебной деятельности.
Введение
................................................................................
......................................................... 3
Глава I. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
младших школьников в учебной деятельности.
................................................................................
................................................. 8
I.1 Состояние
исследования нравственного воспитания младших школьников. ............... 8
I.2 Возможности
нравственного воспитания в учебной деятельности. ............................
20
Выводы по первой главе.
................................................................................
........................... 29
Глава II. Материалы
опытно –экспериментальной работы.
................................................... 30
II.1 Подготовка
материалов контролирующего и формирующего эксперимента. ............. 30
II.2 Проведение и
анализ материалов опытно –экспериментальной работы. .................. 35
Выводы по второй главе.
................................................................................
............................ 48
Заключение.
................................................................................
................................................. 49
Приложение
................................................................................
................................................. 51
Используемая
литература:
................................................................................
........................... 58
народе
Абай обогащал своими пони маниями долга
и ответственности за все, что происходит вокруг него.
Труд и просвещение народа, по мнению
Абая, - это средства достижения нравственного идеала.
Таким образом, можно с полным правом
утверждать, что
провозглашаемые в прошлом
Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие с одной стороны
подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, и с другой стороны –
возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа,
честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их
высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а
приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и
овладения, прежде всего учащимися.
Магжан
Жумабаев – поэт, прозаик, переводчик, педагог, все свое творчество пронизывал
мыслями о счастье своего народа.
Проблемам воспитания и обучения посвящено большое количество публикаций,
ряд учебников и пособий “Родной язык в начальной школе”, “Обучение грамоте”.
Главная тема Педагогики Жумабаева – “превыше всего интересы человека и
человечества”.
Целью нравственного воспитания Жумабаев считает формирование
нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и
деятельности.
“Ребенок, - пишет педагог, - совершает плохой поступок от неспособности
сделать нравственный выбор, представления последствий того, что он сделает, ибо
решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия
нравственных
принципов и моральных
Жумабаев утверждал принцип воспитания в обучении. Он глубоко убежден в
том, что “образование только тогда имеет ценность, когда благотворно
воздействует на учеников”.
Таким образом, в учении педагог раскрывает истоки нравственного воспитания,
его содержание, принципы, цель и задачи. Цель нравственного воспитания – в
формировании целостно – ориентированной личности, нравственного поведения и
деятельности.
Факторами нравственного воспитания считает:
* Морально – психический климат семьи;
* Влияние друзей;
*воздействие педагогов.
Выводы по первой главе.
Анализ психолого-
во время прохождения педагогической практики показывает, что учебная
деятельность
значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте, так
как в данном периоде начинает формироваться учебная деятельность. В процессе, в
котором вырабатываются такие качества личности как организованность,
ответственность, самостоятельность, активность, дисциплинированность.
Нами отмечается, что наиболее значительные специальные исследования
некоторых аспектов формирования нравственного воспитания принадлежат: Н. И.
Болдыреву, Л. А. Матвеевой, А. А. Калюжному, а также значительное внимание
нравственному воспитанию детей уделяли казахские педагоги и писатели, такие как
Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарын, Абай Кунанбаев, Макжан Жумабаев, и другие.
Важным является понимание того, что нравственное воспитание целесообразно
осуществлять также в процессе формирования учебной деятельности. Так как,
учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает
усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения
учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных
задач. А нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком
моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма,
несправедливости.
Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка.
В деятельности формируются нравственные
качества, а возникающее отношения могут влиять на изменение целей и мотивов
деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и
ценностных ориентаций. Деятельность человека выступает и как критерий его
нравственного развития.
Глава II. Материалы
опытно –экспериментальной работы.
II .1 Подготовка
материалов контролирующего и формирующего эксперимента.
Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но
особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте
начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности
зависит
успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах,
поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе, который формирует
основные новообразования, и психическое развитие ребенка идет интенсивно.
Наша опытно-экспериментальная работа включает в себя 2
этапа:
1.Констатирующий эксперимент;
2.Формирующий эксперимент.
3.На каких уроках тебе приходится решать задачи?
4.Для чего ты решаешь задачу?
Ответы детей были сгруппированы по смыслу:
1 вопрос:
1 группа: не знают понятие “задача”,
2 группа: поверхностное понимание “задачи”
3 группа: знают что такое “задача”
2 вопрос:
1 группа: встречается только на уроках
2 группа: встречается и вне школы
3 вопрос:
1 группа: только на уроках математики
2 группа: на всех уроках
4 вопрос:
1 группа: решают задачу только для того чтобы получить
оценку
2 группа: решают задачу, чтобы найти ответ
3 группа: не знают, для чего решают задачу.
задания предлагались в двух вторых и двух третьих классах.
Один из вторых и третьих классов является контрольным, другой эксперимент.
Эксперимент
проводился в разных классах для того, чтобы определить, влияют ли возрастные
особенности младших школьников на понимание учебной задачи, и деятельности
вообще.
После подведения итогов по первому этапу эксперимента мы
пришли к такому результату:
№
Характеристика
ответов
2 класс
контрольные в %
2 класс эксперимент
%
3 класс
контрольные
%
3 класс
эксперимент
%
1
1
2
3
84
14
2
84
12
4
82
13
5
83
12
5
2
1
2
78
22
77
23
64
36
61
39
3
1
2
92
8
96
4
87
13
83
17
4
1
2
3
21
59
20
24
64
14
19
69
12
13
76
11
На втором этапе констатирующего
эксперимента для выявления общего позитивного и негативного отношения и
эмоционального настроя к анализу задачи, учащимся предлагались такие вопросы:
Что такое анализ?
Для чего анализируется задач?
Нужен ли анализ вообще? Докажи.
Какие качества личности помогают правильно выполнить
задание?
На основе критериев определена сформированность учебной
деятельности: полнота, целенаправленность, самостоятельность. Ответы детей
можно сгруппировать по смыслу:
Вопрос:
1 группа: затрудняется в определение анализа.
2 группа: поверхностное понимание анализа.
Вопрос:
1 группа: знают, для чего анализировать задачу.
2 группа: не знают, для чего анализировать задачу.
Вопрос:
1 группа: анализ нужен, но доказать не смогли.
2 группа: Анализ не нужен.
№ п/п
Характер
ответов
2 класс.
Контр. %
2 класс.
Эксперим.%
3 класс.
Контр. %
3 класс.
Эксперим. %
1.
1
2
64
36
63
37
57
43
55
45
2.
Информация о работе Педагогические основы нравственного воспитания