Педагогические основы нравственного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:31, реферат

Описание

ЦЕЛЬЮ нашего исследования является
теоретическое обоснование
возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и
разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе
формирования учебной деятельности.

Содержание

Введение
................................................................................
......................................................... 3
Глава I. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
младших школьников в учебной деятельности.
................................................................................
................................................. 8
I.1 Состояние
исследования нравственного воспитания младших школьников. ............... 8
I.2 Возможности
нравственного воспитания в учебной деятельности. ............................
20
Выводы по первой главе.
................................................................................
........................... 29
Глава II. Материалы
опытно –экспериментальной работы.
................................................... 30
II.1 Подготовка
материалов контролирующего и формирующего эксперимента. ............. 30
II.2 Проведение и
анализ материалов опытно –экспериментальной работы. .................. 35
Выводы по второй главе.
................................................................................
............................ 48
Заключение.
................................................................................
................................................. 49
Приложение
................................................................................
................................................. 51
Используемая
литература:
................................................................................
........................... 58

Работа состоит из  1 файл

реферат педагогика.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

народе

Абай обогащал своими пони маниями   долга

и ответственности  за все, что происходит вокруг него.

          Труд и просвещение народа, по  мнению

Абая, - это средства достижения нравственного идеала.

          Таким образом, можно с полным  правом

утверждать, что  провозглашаемые в прошлом столетии Чоканом Валихановым, Ибраем

Алтынсариным, Абаем  Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие с одной стороны

подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, и  с другой стороны –

возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа,

честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их

высшие этические  идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а

приобрели новую  силу звучания и требуют самого пристального изучения и

овладения, прежде всего учащимися.

Магжан

Жумабаев –  поэт, прозаик, переводчик, педагог, все  свое творчество пронизывал

мыслями о счастье  своего народа.

Проблемам воспитания и обучения посвящено большое  количество публикаций,

ряд учебников и пособий “Родной язык в начальной школе”, “Обучение грамоте”.

Главная тема Педагогики Жумабаева – “превыше всего интересы человека и

человечества”.

Целью нравственного  воспитания Жумабаев считает формирование

нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и

деятельности.

“Ребенок, - пишет  педагог, - совершает плохой поступок от неспособности

сделать нравственный выбор, представления последствий  того, что он сделает, ибо

решение этих задач  требует от него определенных усилий воли, наличия

нравственных  принципов и моральных убеждений”.

Жумабаев утверждал  принцип воспитания в обучении. Он глубоко убежден в

том, что “образование только тогда имеет ценность, когда  благотворно

воздействует  на учеников”.     

Таким образом, в учении педагог раскрывает истоки нравственного воспитания,

его содержание, принципы, цель и задачи. Цель нравственного  воспитания – в

формировании  целостно – ориентированной личности, нравственного поведения и

деятельности.

Факторами нравственного  воспитания считает:

* Морально –  психический климат семьи; 

* Влияние друзей;

*воздействие  педагогов. 

  

 

               

Выводы по первой главе.

Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение

во время прохождения  педагогической практики показывает, что учебная

деятельность

значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем  школьном возрасте, так

как в данном периоде начинает формироваться  учебная деятельность. В процессе, в

котором вырабатываются такие качества личности как организованность,

ответственность, самостоятельность, активность, дисциплинированность.

Нами отмечается, что наиболее значительные специальные  исследования

некоторых аспектов формирования нравственного воспитания принадлежат: Н. И.

Болдыреву, Л. А. Матвеевой, А. А. Калюжному, а также значительное внимание

нравственному воспитанию детей уделяли казахские  педагоги и писатели, такие как

Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарын, Абай Кунанбаев, Макжан Жумабаев, и другие.

Важным является понимание того, что нравственное воспитание целесообразно

осуществлять  также в процессе формирования учебной  деятельности. Так как,

учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает

усвоение знаний в определенной системе, создает  возможности для овладения

учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных

задач. А нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком

моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма,

несправедливости.

Одна из задач  воспитания – правильно организовать деятельность ребенка.

В   деятельности формируются нравственные

качества, а возникающее  отношения могут влиять на изменение  целей и мотивов

деятельности, что  в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и

ценностных ориентаций. Деятельность человека выступает и как критерий его

нравственного развития.

Глава II. Материалы

опытно –экспериментальной работы.

II .1 Подготовка

материалов контролирующего  и формирующего эксперимента.

Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но

особенно в  младшем школьном возрасте, так как  в данном школьном возрасте

начинает формироваться  учебная деятельность, а от уровня сформированности

зависит

успех всего  обучения не только в начальном звене, но и в старших классах,

поскольку учебная  деятельность является ведущей, в процессе, который формирует

основные новообразования, и психическое развитие ребенка  идет интенсивно.

Наша опытно-экспериментальная  работа включает в себя 2

этапа:

1.Констатирующий  эксперимент; 

2.Формирующий  эксперимент. 

3.На каких уроках тебе приходится решать задачи?

4.Для чего  ты решаешь задачу?

Ответы детей  были сгруппированы по смыслу:

1 вопрос:

1 группа: не знают  понятие “задача”,

2 группа: поверхностное  понимание “задачи” 

3 группа: знают  что такое “задача” 

2 вопрос:

1 группа: встречается  только на уроках 

2 группа: встречается  и вне школы 

3 вопрос:

1 группа: только  на уроках математики 

2 группа: на всех  уроках 

4 вопрос:

1 группа: решают  задачу только для того чтобы  получить

оценку 

2 группа: решают  задачу, чтобы найти ответ

3 группа: не знают,  для чего решают задачу.

задания предлагались в двух вторых и двух третьих классах.

Один из вторых и третьих классов является контрольным, другой эксперимент.

Эксперимент

проводился в  разных классах для того, чтобы  определить, влияют ли возрастные

особенности младших  школьников на понимание учебной  задачи, и деятельности

вообще.

После подведения итогов по первому этапу эксперимента мы

пришли к такому результату:

Характеристика

ответов

2 класс 

контрольные в %

2 класс эксперимент

%

3 класс 

контрольные

%

3 класс 

эксперимент

%

1

1

2

3

84

14

2

84

12

4

82

13

5

83

12

5

2

1

2

78

22

77

23

64

36

61

39

3

1

2

92

8

96

4

87

13

83

17

4

1

2

3

21

59

20

24

64

14

19

69

12

13

76

11

  На втором  этапе констатирующего

эксперимента  для выявления общего позитивного  и негативного отношения и

эмоционального  настроя к анализу задачи, учащимся предлагались такие вопросы:

Что такое анализ?

Для чего анализируется  задач?

Нужен ли анализ вообще? Докажи.

Какие качества личности помогают правильно выполнить

задание?

На основе критериев  определена сформированность учебной

деятельности: полнота, целенаправленность, самостоятельность. Ответы детей

можно сгруппировать  по смыслу:

Вопрос:

1 группа: затрудняется  в определение анализа. 

2 группа: поверхностное  понимание анализа. 

Вопрос:

1 группа: знают,  для чего анализировать задачу.

2 группа: не знают,  для чего анализировать задачу.

  Вопрос:

1 группа: анализ  нужен, но доказать не смогли.

2 группа: Анализ  не нужен. 

№ п/п 

Характер 

ответов

2 класс. 

Контр. %

2 класс. 

Эксперим.%

3 класс. 

Контр. %

3 класс. 

Эксперим. %

1.

1

2

64

36

63

37

57

43

55

45

2.

Информация о работе Педагогические основы нравственного воспитания