Преодоление феномена "Выученной беспомощности" в обучении младших подростков иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:56, дипломная работа

Описание

Целью исследования явилось определение сущности феномена «выученной беспомощности» и возможностей его преодоления у младших подростков в практике обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования состояла в предположении, что cсуществует совокупность личностных особенностей, которые в сочетании с пессимистическим атрибутивным стилем, невротическими симптомами и определёнными поведенческими особенностями представляет собой симптомокомплекс характеристик беспомощности как специфического образования личностного уровняв изучении иностранного языка. Тем самым могут быть предложены методики способные не только выявить, но и устранить возникшую выученную беспомощность у младших подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….3
Глава 1. Теоретическое обоснование преодоления феномена «выученной беспомощности» в процессе обучения .………………………………………..7
Сущность феномена «выученной беспомощности» личности, его причины и типология………………………………………………...7
Психолого-педагогические условия преодоления у школьников
феномена «выученной беспомощности»…………………………..16
Глава 2. Возможности преодоления феномена «выученной беспомощности»
в практике обучения младших подростков иностранному языку..…………. 29
2.1 Диагностика феномена «выученной беспомощности» у младших
школьников…………………………………………………………..29
2.2 Профилактика и преодоление феномена «выученной
беспомощности» у младших подростков в обучении
иностранному языку (экспериментальное исследование)………...38
Заключение……………………………………………………………………… 51
Список использованных источников………………………………

Работа состоит из  1 файл

РовдаДизмененный.doc

— 4.67 Мб (Скачать документ)

        Важным этапом работы педагога  по профилактике и преодоление  феномена «выученной беспомощности»  младших школьников  является  практическое нахождение тех  конкретных причин, которые у  данного ученика вызывает ту  или иную учебную трудность.  Поэтому учителями и психологами должна проводиться проверка всех выдвинутых в данной конкретной ситуации гипотез о вероятных причинно-следственных связях, обусловливающих возникновение данной трудности.

 

Выводы по главе 2

 

Результаты экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. В теоретической части второй главы данной дипломной работы были рассмотрены такие аспекты как: специфика иностранного языка как учебного предмета,  общая характеристика трудностей, психологические особенности учащихся 9-11 лет, характеристика  трудностей по каждому виду речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению, письму) и пути их преодоления.
  2. Проблема трудностей  изучения иностранного языка уже была изучена некоторыми психологами и методистами. Во второй главе была приведена классификация трудности по каждому виду речевой деятельности  в соответствии с проделанным исследованием и диагностиками.
  3. У детей с признаками беспомощности наблюдаются выраженные личностные особенности, совокупность которых в сочетании с пессимистическим атрибутивным стилем, наличием невротических симптомов и определёнными поведенческими особенностями представляет собой симптомокомплекс характеристик беспомощности как специфического образования личностного уровня.  У детей с признаками беспомощности отмечаются следующие личностные особенности: более выраженная замкнутость, эмоциональная неустойчивость, возбудимость, робость, склонность к чувству вины, фрустрированность.
  4. Существуют возможности профилактики личностной обученной беспомощности. К ним относится формирование адекватной или даже высокой самооценки у ребенка, уважения к себе. Чувство собственного достоинства повышает устойчивость в ситуации неудачи.
  5. Установлено, что на формирование беспомощности влияет не только опыт длительных неудач, но и опыт длительного, легко достигаемого успеха. Для того чтобы предотвратить формирование личностной беспомощности у детей, важно развивать у них гибкость и оригинальность мышления, вовлекать их в творческий процесс, расширять кругозор, помогать увидеть разнообразие вариантов поведения, возможностей выхода из сложных ситуаций, нестандартных решений. Учителям и родителям необходимо помнить, что профилактика беспомощности всегда эффективнее, чем ее коррекция.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нередки случаи, когда при возникновении трудностей ребенок пасует, не пытается найти выход из ситуации, впадает в уныние и даже депрессию. Этот феномен известен в зарубежной психологии под названием выученной (обученной) беспомощности (learned helplessness) (М. Селигман, С.Майер). Специфика феномена характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства. При этом выученная беспомощность имеет тенденцию к генерализации, т.е. возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие. Происходит отказ от попыток решить задачи, которые могут быть решены на основе внутренних ресурсов.

Исследователи различают  беспомощность ситуативную (временная реакция на не подконтрольные человеку события) и личностную (устойчивая характеристика, которая формируется под влиянием взаимоотношений с окружающими и проявляется в виде дефицита в трех областях – мотивационной, когнитивной и эмоциональной).

Согласно Д.А. Циринг, формирование выученной беспомощности начинается в семье. Матери беспомощных детей проявляют гиперопеку, уделяют ребенку чрезмерно много внимания, склонны к доминированию. Отцы беспомощных детей не устанавливают четких границ и требований к поведению ребенка, не привлекают его к домашним делам, закрепляют слишком мало обязанностей. В то же время такие отцы чрезмерно реагируют на незначительные нарушения поведения, убеждены в полезности для детей максимальной строгости. Обоим родителям беспомощных детей свойственна проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. Они склонны видеть в ребенке те черты, наличие которых не хотят признавать в себе.

Существуют возможности профилактики выученной беспомощности. К ним относится формирование у ребенка адекватной или даже высокой самооценки, так как чувство собственного достоинства повышает устойчивость в ситуации неудачи. В то же время установлено, что беспомощность формируется под влиянием опыта длительного, легко достигаемого успеха. Чтобы предотвратить формирование выученной беспомощности у детей, важно развивать у них гибкость и оригинальность мышления, вовлекать их в творческий процесс, расширять кругозор, помогать увидеть разнообразие вариантов поведения, возможностей выхода из сложных ситуаций, нестандартных решений. Учителям и родителям необходимо помнить, что профилактика беспомощности всегда эффективнее, чем ее коррекция.

Согласно полученным данным, феномену «выученной беспомощности» в равной степени подвержены школьники с различными достижениями в учебной деятельности, а именно – каждый четвертый ребенок. Наличие личностной беспомощности не связано с уровнем интеллекта. Беспомощности могут быть подвержены дети как с высокими, так и с низкими показателями интеллекта. Ребенок становится беспомощным, если он привыкает, что от его активных действий ничего не зависит.

Такая высокая степень  распространенности состояния, вредного для физического и психологического здоровья детей, указывает на необходимость  дальнейших исследований данного феномена.

Обнаружена значимая взаимосвязь уровня успеваемости и атрибутивного стиля, присущего ребенку. Наблюдается следующая тенденция: чем выше успеваемость, тем более ребенок склонен к оптимистическому стилю. Если ребенка-отличника отличает достаточно выраженный оптимизм, то ребенка менее успешного в учебной деятельности характеризует смешанность и неопределенность оптимизма/пессимизма. Это говорит о том, что дети со средним и низким уровнями успеваемости нуждаются в особом внимании со стороны окружающих взрослых для обучения их оптимистическому стилю объяснения своих поступков.

Успешное решение воспитательных задач требует методов, разработанных  с учетом возрастной специфики условий  и закономерностей формирования личности детей. При этом особое значение приобретает определенная организация детского коллектива, который играет решающую роль в формировании у ребенка общественной направленности, а тем самым всей его личности. На каждом возрастном этапе детский коллектив должен иметь свою специфику — соответствующее потребностям детей данного возраста содержание коллективной жизни и соответствующие формы ее организации. Это обеспечит правильное положение данного коллектива в школе и правильную позицию каждого ребенка в этом коллективе.

Наконец, установленное  на основе исследования понимание взаимоотношения между воспитанием и развитием ребенка позволяет выдвинуть один из основных критериев, по которому можно судить о продвижении детей в ходе воспитательного процесса. Это — появление у них устойчивого стремления действовать в соответствии с требованиями воспитания в любых условиях и ситуациях.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку, М.;

Просвещение,1969.

Ауэрбах Т.Д. Зачем и как изучать  иностранный язык, М.; Знание,1961

Батурин Н.А., Выбойщик И.В. Анализ подходов к профилактике и коррекции выученной беспомощности. // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сборник научных трудов/ Под ред. Н.А. Батурина. - Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2000. -Т.2. - 166с, с. 116-127.

Беляев Б.В. Методика и психология, //ИЯШ,1963, №6.

Беляев Б.В.  Очерки по психологии обучения иностранному языку. М.;

Просвещение, 1965.

Беляев Б.В. Психология владения иностранным языком; Докт. Диссертация,

МГПИИЯ, 1960, стр. 552.

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, М.; Просвещение,1966.

Венгер, А.Л. Психологическое  обследование младших школьников /А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС", 2006. – 534 с.

Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. – М.: Смысл; Академия, 2006. – 336 с.

Елухина Н.В. Преодоление  основных трудностей понимания иноязычной речи на

слух как условие формирования способности устно общаться, //ИЯШ,1996, №4.

Елухина Н.В. Устное общение  на уроке, средства и приемы  его  организации.

//ИЯШ, 1995, №2, стр.4.

Жинкин Н.И. Механизмы речи, М.; Просвещение, 1958.

.Жинкин Н.И. Психологические  особенности спонтанной речи, М.; Просвещение,

1967.

.Жинкин Н.И.  Развитие письменной речи учащихся 3-4ых классов, //Известия

АПН РСФСР, вып.78, М.1956.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.;

Просвещение,1991.

Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. – М.: Питер, 2011. – 69 с.

Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. –СПб.: Питер, 2006. – 558с.

Коростелёва, И.С. Поисковая активность  и проблема обучения и воспитания / А.К. Коростелёва, В.С. Ротенберг // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С. 60–71.

Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения, М.;

Педагогика,1974.

Мельникова, Н.Н. Коррекция выученной беспомощности: принципы групповой работы с детьми 9-11 лет // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сборник научных трудов /под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. –Т. 2. – С. 127-134

Методика обучения иностранным языкам, под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого,

М.; Высшая школа, 1982.

Немов Р.С. Психология, т. 2, М.; Владос, 1999.

Никифорова О.А. Анализ ошибок в письменных работах по иностранному языку,

//ИЯШ,1954, №2.

Общая методика обучения иностранным языкам, под ред. А.А. Миролюбова, И.В.

Рахманова, В.С. Цетлина. М.; Просвещение, 1967.

Олкинуор Е. Психологический анализ трудностей в учебной деятельности

школьников, //Вопросы психологии, 1983, №4.

Постников, П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ / П.Г. Постников // Педагогика. – 2004. – №5. – С.61–66.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Т.2; Пер с нем./ Под

Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – 243с.

Циринг, Д.А. Личностная беспомощность у детей: структурные компоненты и их взаимосвязи // Теоретико-методологические и психологические основы коррекционно-развивающей работы психологов: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2006. – Ч. 1. – С. 5-11.

Циринг, Д.А. Психология выученной беспомощности: учеб. пос. / Д.А. Циринг. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 120 с.

Циринг Д.А. Структура личностной беспомощности: постановка проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета.

Сер. Образование. Здравоохранение. Физическая культура. –2005. – Вып. 6. – С. 176–180.

Ожёгов, С. Словарь русского языка, 23-е издание. – М.: Русский язык, 1991. – 915 с.

Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И.  Фельдштейн. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512 с.


 

Abramson L.Y., Seligman M.E.P., Teasdale J.D. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation // Journal of Abnormal Psychology. –

1978. – № 87. – Р. 49–74.

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А 

Анкета «Почему  ты учишься?»

 

Учащемуся предлагается внимательно прочитать каждое утверждение  и выбрать любые 3 варианта ответа, которые отражают его мнение.

 

Обработка результатов:

Анализ ответов учащихся позволяет выявить наличие трех видов мотивов учения:

  • внутренних (ответы 3, 5, 7),
  • внешних положительных (ответы 1, 4, 6)
  • внешних отрицательных (ответы 2, 8, 9).

 

Если ребенок, выбирает 2 ответа, которые соответствуют  одной группе мотивов, например внутренних и 1 ответ –  из другой группы, то это свидетельствует о том, что у него преобладают внутренние мотивы учения.

 

Если ребенок выбирает по 1 ответу из 3 разных групп, то можно  предположить о том, что мотивационная сфера недостаточно сформирована.

 

 

МОТИВЫ

Мотивационная сфера  недостаточно сформирована

(по 1 ответу из 3 разных  групп)

ВНУТРЕННИЕ

 

№3,5,7

ВНЕШНИЕ

Положит.

№1,4,6

Отриц.

№2,8,9


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета «Почему  ты учишься?»

 

Инструкция  для учащихся по выполнению:

 

«Внимательно  прочитай каждое утверждение. Выбери и  обведи кружком любые 3 варианта ответа, которые отражают твое мнение».

 

 

На уроках английского  языка я занимаюсь, потому что:

 

 

  1. Уроки проходят интересно
  2. Обязан(а) посещать уроки
  3. Люблю английский
  4. Мне нравится учитель
  5. Нравится выполнять задания,слушать учителя
  6. Хочу принимать участие в конкурсах по английскому языку
  7. Мне нравится урок английского языка
  8. Не хочу быть отстающим
  9. Не хочу быть хуже других

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя

Внутренняя мотивация

Внешняя

Полож./Отриц.

Несформированна

Будевич Юлия

 

Полож.

 

Бусло Артем

 

Отриц.

 

Быстрова Елена

   

+

Гуцу Павел

 

Отриц.

 

Конончук Юлия

 

Полож.

 

Лесин Дарья

 

Отриц.

 

Мельник Михаил

+

   

Пашкевич Антон

 

Отриц.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Анкета 

«Адаптивность урока английского языка среди младших классов»

 

Инструкция: Детям раздаются листы с тестом, где они должны отметить вариант ответа, который схож с их эмоциональной составляющей на уроке английского языка. На вопросы, где нужно самому ответить, дети должны написать не больше 4х предложений. На всю работу отводиться 15 мин. Поблагодарить за работу.

  1. Как вы относитесь к предмету «Английский язык»?
    • очень нравится
    • нравится
    • безразлично
    • не нравится
    • очень не нравится

     2.   Ваша  цель на уроке английского  языка…

    • получение информации;
    • получение знаний;
    • попытаться понять и усвоить как можно больше;
    • выбрать для себя необходимое;
    • внимательно слушать учителя;
    • получить хорошую отметку;
    • пообщаться с друзьями

     3.   Как вы готовитесь к уроку?

    • регулярно к каждому уроку
    • только тогда, когда чувствую, что учитель спросит
    • выполняю только то, что считаю важным

     4.    Как вы оцениваете свои результаты?

    • доволен, когда получаю высокую оценку
    • доволен, что расширил спектр своих знаний

Информация о работе Преодоление феномена "Выученной беспомощности" в обучении младших подростков иностранному языку