Приёмы обучения монологической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 20:11, дипломная работа

Описание

Работа по методике обучения МР на уроках английского

Содержание

Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Приёмы обучения монологической речи на среднем этапе» 6
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 6
1.2. Сущность понятия «монологическая речь» и её составляющие 11
1.3 Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе 16
Выводы по 1 главе 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по теме: «Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе» 25
2.1. Организация опытно-исследовательской работы 26
Для подтверждения гипотезы, суть которой заключалась в том, что обучение иностранному языку учащихся на среднем этапе будет протекать эффективно, должны соблюдаться следующие условия: 26
2.2 Интерпретация полученных результатов 30
2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 33
2.4. Оценочный этап 35
Выводы по 2 главе 37
Заключение 40
Список используемой литературы 43

Работа состоит из  1 файл

ВКР.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

       Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования 

       Специальность 050303

       «Иностранный  язык» 

       ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

             Студентки: ……………

       …………………………………….

       Тема: «Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе» 

       Научный руководитель:

       Работа  допущена к защите__________________________________________

       Заведующий  кафедрой

       Заместитель директора по ОД 

       Дата  представления:

       Дата  возврата:

       Дата  защиты:

       Оценка:

       Председатель  ГАК: 
 
 
 
 

                   Содержание:

       Глава I. Анализ психолого-педагогической и  методической литературы по теме: «Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе»

    1. Психолого-педагогические особенности учащихся подросткового возраста.
    2. Сущность понятия «монологическая речь» и её составляющие
    3. Приёмы обучения монологический речи на уроках английского языка на среднем этапе.

       Глава II. Опытно-экспериментальная работа по теме «Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе»

        2.1. Организация опытно-экспериментальной работы

        2.2. Интерпретация полученных результатов

       2.3. Формирующий этап

       2.4. Оценочный этап

       Заключение 

       Список  используемой литературы

       Приложения 

 

       Введение

       Данная  выпускная квалификационная работа посвящена приёмам обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе.

       Обучение  монологической речи – чрезвычайно сложное дело. Проблемы, связанные с совершенствованием навыков составления монологического высказывания на уроках английского языка действительно существуют и довольно актуальны в современной школе. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового.

       В настоящее время учебный процесс  требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Разработка и внедрение эффективных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами.

       Актуальность  данной темы заключается в том, что уровень владения учащихся монологической речью не достаточно высок, однако, следует отметить, что монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы донести его до слушателя.

       Над данной проблемой работали методисты: И.Н.Верещагина, Н.Д.Гальскова, М.К.Колков, Е.А.Маслыко, А.А.Миролюбов, Г.В.Рогова, Е.Н.Соловова, В.М.Филатов и другие. Они раскрывают основные понятия монологической речи, её составляющие, систему условно-речевых упражнений, направленных на совершенствование монологических умений с использованием приёмов обучения.

       Объектом  нашего исследования  является процесс  обучения монологической речи учащихся на уроках английского языка на среднем  этапе.

       Предмет исследования – приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе.

       Целью дипломной работы является выявление  приёмов, способствующих успешному  обучению монологической речи на базе анализа методической литературы по данной теме.

       В ходе нашей исследовательской работы мы выдвинули гипотезу, суть которой заключается в следующем: процесс совершенствования навыков монологической речи на уроках иностранного языка будет эффективным при следующих условиях:

  1. учет возрастных особенностей учащихся;
  2. учет особенностей обучения монологической речи на среднем этапе   обучения;
  3. использование серии упражнений, направленных на совершенствование навыков монологической речи учащихся на среднем этапе.

       Для достижения данной цели были сформулированы задачи:

  1. изучить методическую литературу по теме:  «Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе»;
  2. рассмотреть приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе;
  3. разработать серии упражнений, направленных на совершенствование навыков монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе;
  4. провести опытно-экспериментальное исследование и анализ полученных результатов.

       В ходе исследования применялись следующие  методы:

       Теоретические:

       - анализ психолого-педагогической  литературы по теме;

       - наблюдение.

       Эмпирические:

       - анализ полученных результатов.

       Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Приёмы обучения монологической речи на среднем этапе»

    1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста.

             Возрастные психологические особенности – специфические свойства психики, личности, присущие большинству представителей данной возрастной группы. Эти особенности характеризуют возможности детей разного возраста и должны учитываться в процессе их обучения и воспитания. Лев Семенович Выготский определил следующие критерии любого возраста. [9, с. 280]

  1. Социальная ситуация развития – это те отношения ребенка с взрослыми и окружающим миром, специфические для определенного возраста и ведущие к новообразованиям.
  2. Ведущий вид деятельности, т.е. проявление внешней активности ребенка через переживания.
  3. Новообразование – появившееся качества, навыки и свойства, соответствующие данному возрасту.

       Главной особенностью подросткового возраста является его переходный характер –  от детства к взрослости. Это период резкого увеличения темпов физического развития и полового созревания. Характерная его черта – проявление подростками противоположных черт личности, их неожиданная смена друг друга: то общительный, то замкнутый, то весёлый, то унылый и так далее. Главная же задача ребёнка – это формирование самосознания и идентичности (быть как другие сверстники).[7, c.234]

       Переход от детства к взрослости не у всех протекает гладко. В связи с  этим выделяют три типа развития личности подростка. Для первого типа характерно бурное, кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение. Его итог – становление нового Я. Для второго типа характерно плавное, без глубоких потрясений становление личности. Третий тип развития связан с активным и сознательным процессом самовоспитания, самостоятельным преодолением тревог и кризисов.[8, c.165]

       На  образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние  на темп полового развития. Дети с поздним  созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создаёт более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны, и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важно. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстниками. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребёнку и тем самым провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведённых американскими психологами , показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми , излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще всего образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности. [11, с. 283]

       В учебной деятельности подростка  имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последние, по мысли педагогических психологов, заключаются в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Большое достоинство подростка – его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Также его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он ещё не умеет реализовывать, так как не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучать этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – главная задача педагога. [6, с.186]

       Для эмоциональной сферы подростков характерны:

       - очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды;

       - большая настойчивость эмоциональных  переживаний, подросток долго  не забывает обиды;

       - в то же самое время для  подростка характерны перепады  настроения – от переубеждённого  веселья к унынию и обратно;

       - противоречивость чувств: часто  подросток с жаром защищает  своего товарища, хотя понимает, что тот достоин осуждения;  обладая высокоразвитым чувством  собственного достоинства, он может заплакать от обиды, хотя и понимает, что плакать стыдно; сентиментальность порою уживается с удивительной черствостью, болезненная застенчивость-  с развязностью;

       -  Переживание у подростка возникают  не только поп поводу оценки  его другими, но и по поводу  самооценки, которая появляется  у него в результате роста  его самосознания;

       - у подростков сильно развито  чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее  переживают неодобрение товарищей,  чем неодобрение учителя или  воспитателя;

       -  подростки предъявляют высокие  требования к дружбе, в основе  которой лежит не совместимая игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяется и подросток, правда, не всегда в положительную сторону, поэтому не всякую дружбу нужно приветствовать;

       - у подростков сильно проявляется чувство патриотизма (гордость за свою Родину, любовь к ней, о чем свидетельствуют их подвиги во время Великой Отечественной войны.

       Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщённый взгляд на мир. С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения. [11, с. 285]

       Наряду  с познавательными интересами первостепенное значение при положительном отношении  подростков к учению имеет понимание  значимости знаний. Для них очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний, и прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усилением роста самосознания современного подростка. Многие предметы ему нравятся потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но м уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Нужно поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным обществу человеком. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у них повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учению. [6, с.187]

Информация о работе Приёмы обучения монологической речи