Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 20:11, дипломная работа
Работа по методике обучения МР на уроках английского
Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Приёмы обучения монологической речи на среднем этапе» 6
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 6
1.2. Сущность понятия «монологическая речь» и её составляющие 11
1.3 Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе 16
Выводы по 1 главе 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по теме: «Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе» 25
2.1. Организация опытно-исследовательской работы 26
Для подтверждения гипотезы, суть которой заключалась в том, что обучение иностранному языку учащихся на среднем этапе будет протекать эффективно, должны соблюдаться следующие условия: 26
2.2 Интерпретация полученных результатов 30
2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 33
2.4. Оценочный этап 35
Выводы по 2 главе 37
Заключение 40
Список используемой литературы 43
Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объёма изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Активно осваиваются мнемонические приёмы; если же они были сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются, во многом определяя стиль учебной деятельности.
Развиваются различные формы речи, в том числе письменная. С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением даёт импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьёзно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребёнка [11, с.286]
Как появляется чувство взрослости подростка?
Когда ученик является лишь объектом обучения английскому языку, и когда он становится субъектом этого процесса, он выполняет задания учителя, решает задачи, повторяет изученный материал и т.д., т.е. он учится. Все различия между учением ученика в роли объекта и его же учением в роли субъекта состоят в том, ради чего он это делает.
Человек, ученик есть деятельное существо. Он всегда что–то делает, участвует в какой–то деятельности. Но ученик участвует во многих различных деятельностях, совершает разные действия. Для того чтобы ученик эффективно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Встаёт вопрос: почему ученик совершает именно эти действия, а не другие, что побуждает совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует — побуждает и направляет — деятельность ученика.
Только
разобравшись в этом, мы сможем понять,
в чём различия между объектом
и субъектом процесса обучения. Кроме
того, в этом надо разобраться ещё
и потому, а может быть главным
образом потому, что учитель должен
научиться управлять
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у учащихся желания учиться.»
Поэтому
учитель должен вызвать у учащихся
такое желание, а это значит, что
он должен формировать у них
«В истории методики, – пишет Е.Н.Соловова, – роль обучения говорению в разные времена и в разных странах была достаточно подвижна. Во многом это связано с социальным заказом общества, потребностями в использовании иностранного языка, связанными с характером международных обменов.
В настоящее время, – подчеркивает Е.Н.Соловова,- устная речь в целом и говорение как ее неотъемлемая часть выходят на первый план. Учащиеся разных возрастов, приступая к изучению иностранного языка, прежде всего, хотят научиться говорить на этом языке. Родители, оценивая результаты и эффективность своих затрат, прежде всего обращают внимание на способность своих детей к устно-речевому общению на изучаемом языке». [23, С.164]
Говорение
- это самый сложный вид речевой
деятельности, овладение которым
сопряжено с большими трудностями.
Эти трудности обусловлены
«Как известно, устно-речевое общение может иметь монологическую, диалогическую и полилогическую форму. Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны». [21, С.164-165]
Так, по мнению Е.И. Пассова, нет речи монологической или диалогической, а есть высказывания разных уровней – на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхфразового единства и текста.[19, С.268]
И.А. Зимняя считает, что монолог – это «большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающая наличие собеседника» [8, С.178].
По определению Г.В. Роговой, монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом.[21, С.268]
Н.Д.Гальскова подчеркивает, что монологическое высказывание – это «особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать». «Монолог, – отмечает Н.Д.Гальскова, – состоит из ряда логически последовательно связанных между сбой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания.
Именно
монолог дисциплинирует мышление, учит
логически мыслить и
Главная задача монолога
Характеризуя
психологические особенности
Таким образом, монологическая речь всегда маркирована коммуникативными целями и задачей говорящего. Кроме того, монологическая речь относится к контекстной речи, поэтому характеризуется последовательностью и логичностью, полнотой, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, что делает ее в большей степени независимой от ситуации. К психологическим особенностям монологической речи следует отнести обращенность к слушателю, эмоциональную окрашенность, что находят выражение в лингвистических и структурно-композиционных особенностях.
С точки зрения лингвистики
монологическая речь
“Исходя из основных
На начальном этапе монологическая форма общения предполагает умение описать предмет, лицо, явление; сделать сообщение по теме; рассказать о прослушанном, прочитанном.
Единицами обучения монологическому высказыванию могут быть предложение, сверхфразовое единство и связный текст.
В обучении монологической речи используются два способа: дедуктивный – путь “сверху”, и индуктивный – путь «снизу».
Дедуктивный предполагает работу над текстом- образцом, которая включает в себя три этапа. Задача первого – максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции. Этому способствуют задания, направленные на извлечение из текста информации различного уровня: ответы на вопросы, составление плана, подбор ключевых слов к каждому пункту плана, выписывание главных предложений каждого абзаца. Второй этап предполагает разнообразные пересказы исходного текста: сначала близко к тексту, затем от имени разных действующих лиц. Третий этап преследует полную переработку исходного текста, так как предполагает коммуникативно-речевую реакцию учащегося на изменение исходных ситуативных условий.
Индуктивный способ предполагает развертывание высказывания от предложения к законченному монологу. Поэтому основное внимание в обучении связной речи отводится обучению высказыванию на уровне сверхфразового единства.
При обучении говорению на английском языке особую важность приобретают умения учащихся пользоваться опорами разного характера. Это могут быть слуховые и зрительные опоры, опоры вербальные и невербальные, а также опоры по содержанию - о чем говорить и по форме - какие языковые средства для этого использовать. В задачу учителя входит научить учащихся умело пользоваться этими опорами.
Что же должна представлять собой монологическая речь детей на начальном этапе изучения английского языка? Каких высказываний можно от них ожидать в период, когда идет усиленное накопление языкового материала? Можно ли на этом этапе ожидать от них подлинно творческих, самостоятельных высказываний?
В условиях изучения иностранного языка в школе можно говорить о разных уровнях сформированности, которые проявляет учащийся.
1уровень
– репродуктивный. На этом уровне
не предполагается речевого
2 уровень – репродуктивно - продуктивный. На этом уровне предполагаются некоторые элементы творчества и самостоятельности высказывания. Они могут проявляться в варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новых ситуациях, в последовательности и композиционной структуре изложения.
3
уровень – уровень
На
начальном этапе для
Опорой для монологического высказывания репродуктивного уровня может быть структурный «скелет», назначение которого заключается в том, чтобы помочь учащимся и запомнить, и воспроизвести текст.
Для высказываний учащихся на 3 уровне – продуктивном – необходимы стимулы, обеспечивающие учащимся достаточно самостоятельное высказывание по предложенному заданию. В качестве таких стимулов могут выступать прослушанный или прочитанный рассказ, если требуется передача его основного содержания в нескольких предложениях, в включающих и свое отношение к прочитанному.