Приёмы обучения монологической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 20:11, дипломная работа

Описание

Работа по методике обучения МР на уроках английского

Содержание

Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Приёмы обучения монологической речи на среднем этапе» 6
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 6
1.2. Сущность понятия «монологическая речь» и её составляющие 11
1.3 Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе 16
Выводы по 1 главе 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по теме: «Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе» 25
2.1. Организация опытно-исследовательской работы 26
Для подтверждения гипотезы, суть которой заключалась в том, что обучение иностранному языку учащихся на среднем этапе будет протекать эффективно, должны соблюдаться следующие условия: 26
2.2 Интерпретация полученных результатов 30
2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 33
2.4. Оценочный этап 35
Выводы по 2 главе 37
Заключение 40
Список используемой литературы 43

Работа состоит из  1 файл

ВКР.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

       Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объёма изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Активно осваиваются мнемонические приёмы; если же они были сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются, во многом определяя стиль учебной деятельности.

       Развиваются различные формы речи, в том  числе письменная. С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением даёт импульс к творчеству: подростки начинают  писать стихи, серьёзно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребёнка [11, с.286]

       Как появляется чувство взрослости подростка?

       Когда ученик является лишь объектом обучения английскому языку, и когда он становится субъектом этого процесса, он выполняет задания учителя, решает задачи, повторяет изученный материал и т.д., т.е. он учится. Все различия между учением ученика в роли объекта и его же учением в роли субъекта состоят в том, ради чего он это делает.

       Человек, ученик есть деятельное существо. Он всегда что–то делает, участвует в какой–то деятельности. Но ученик участвует во многих различных деятельностях, совершает разные действия. Для того чтобы ученик эффективно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Встаёт вопрос: почему ученик совершает именно эти действия, а не другие, что побуждает совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует — побуждает и направляет — деятельность ученика.

       Только  разобравшись в этом, мы сможем понять, в чём различия между объектом и субъектом процесса обучения. Кроме  того, в этом надо разобраться ещё  и потому, а может быть главным  образом потому, что учитель должен научиться управлять деятельностью учащихся в процессе обучения, а для этого он должен формировать у них нужную мотивацию. Ведь в противном случае, если этого не делать, становится вполне реальной опасность, о которой говорил В.А.Сухомлинский:

       «Все  наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у учащихся желания учиться.»

       Поэтому учитель должен вызвать у учащихся такое желание, а это значит, что  он должен формировать у них соответствующую  мотивацию. Рассмотрев Психолого-педагогические особенности подросткового возраста. Мы пришли к выводу, что для  учащихся данного возраста, прежде всего, важно коммуникативное общение в повседневной жизни. От умения человека общаться зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни, единство деятельности, обучение, познание и многое другое. Как сложится жизнь наших учеников, зависит также от того, насколько у них сформированы умения устной речи, от их способности преодолевать так называемые «барьеры» общения, затрудняющие решение коммуникативных задач. На это должен обращать внимание учитель при обучении монологической речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
    1. Сущность  понятия «монологическая речь»  и её составляющие.

       «В  истории методики, – пишет Е.Н.Соловова, – роль обучения говорению в разные времена и в разных странах была достаточно подвижна. Во многом это связано с социальным заказом общества, потребностями в использовании иностранного языка, связанными с характером международных обменов.

       В настоящее время, – подчеркивает Е.Н.Соловова,- устная речь в целом и говорение как ее неотъемлемая часть выходят на первый план. Учащиеся разных возрастов, приступая к изучению иностранного языка, прежде всего, хотят научиться говорить на этом языке. Родители, оценивая результаты и эффективность своих затрат, прежде всего обращают внимание на способность своих детей к устно-речевому общению на изучаемом языке». [23, С.164] 

       Говорение - это самый сложный вид речевой  деятельности, овладение которым  сопряжено с большими трудностями. Эти трудности обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания, который далеко не просто протекает и на родном языке, поскольку он связан с формулированием мысли средствами языка.

          «Как известно, устно-речевое общение  может иметь монологическую, диалогическую  и полилогическую форму. Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны». [21, С.164-165] 

       Так, по мнению Е.И. Пассова, нет речи монологической или диалогической, а есть высказывания разных уровней – на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхфразового единства и текста.[19, С.268]

       И.А. Зимняя считает, что монолог –  это «большая или меньшая часть  диалога, всегда предполагающая наличие  собеседника» [8, С.178].

       По  определению Г.В. Роговой, монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом.[21, С.268]

       Н.Д.Гальскова   подчеркивает, что монологическое высказывание – это «особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать». «Монолог, – отмечает Н.Д.Гальскова, – состоит из ряда логически последовательно связанных между сбой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания.

       Именно  монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.

         Главная задача монолога состоит  в том, чтобы научить: выражать  законченную мысль, логически  раскрывать ее содержание, высказываться  с достаточной скоростью, без  необоснованных пауз между фразами.

       Характеризуя  психологические особенности монологической речи, следует отметить, что монолог  представляет собой развернутый  вид, при котором сравнительно мало используется неречевая информация, получаемая из ситуации разговора. Это  активный и произвольный вид речи, для чего говорящий должен иметь какую-нибудь тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание или предложение, но и все сообщение в целом, избирательно пользоваться языковыми средствами адекватно коммуникативному намерению, а также некоторыми неязыковыми коммуникативными средствами выражения мысли.

         Таким образом, монологическая речь всегда маркирована коммуникативными целями и задачей говорящего. Кроме того, монологическая речь относится к контекстной речи, поэтому характеризуется последовательностью и логичностью, полнотой, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, что делает ее в большей степени независимой от ситуации. К психологическим особенностям монологической речи следует отнести обращенность к слушателю, эмоциональную окрашенность, что находят выражение в лингвистических и структурно-композиционных особенностях.

         С точки зрения лингвистики  монологическая речь характеризуется  использованием предложений с  разной структурой, многосоставных  и полных с усложненным синтаксисом,  с наличием слов- обращений, клише,  слов- связок, передающих последовательность  высказывания”. [4, С.205].

         “Исходя из основных коммуникативных  функций монологической речи, принято  говорить о ее функциональных  типах:

  • Монолог – описание – способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей;
  • Монолог - сообщение – информация о развивающихся действиях и состояниях;
  • Монолог - рассуждение – тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение.

       На  начальном этапе монологическая форма общения предполагает умение описать предмет, лицо, явление; сделать  сообщение по теме; рассказать о  прослушанном, прочитанном.

       Единицами обучения монологическому высказыванию могут быть предложение, сверхфразовое единство и связный текст.

       В обучении монологической речи используются два способа: дедуктивный – путь “сверху”, и индуктивный – путь «снизу».

       Дедуктивный предполагает работу над текстом- образцом, которая включает в себя три этапа. Задача первого – максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции. Этому способствуют задания, направленные на извлечение из текста информации различного уровня: ответы на вопросы, составление плана, подбор ключевых слов к каждому пункту плана, выписывание главных предложений каждого абзаца. Второй этап предполагает разнообразные пересказы исходного текста: сначала близко к тексту, затем от имени разных действующих лиц. Третий этап преследует полную переработку исходного текста, так как предполагает коммуникативно-речевую реакцию учащегося на изменение исходных ситуативных условий.

       Индуктивный способ предполагает развертывание  высказывания от предложения к законченному монологу. Поэтому основное внимание в обучении связной речи отводится обучению высказыванию на уровне сверхфразового единства.

       При обучении говорению на английском языке  особую важность приобретают умения учащихся пользоваться опорами разного  характера. Это могут быть слуховые и зрительные опоры, опоры вербальные и невербальные, а также опоры по содержанию - о чем говорить и по форме - какие языковые средства для этого использовать. В задачу учителя входит научить учащихся умело пользоваться этими опорами.

       Что же должна представлять собой монологическая речь  детей на начальном этапе изучения английского языка? Каких высказываний можно от них ожидать в период, когда идет усиленное накопление языкового материала? Можно ли на этом этапе ожидать от них подлинно творческих, самостоятельных высказываний?

       В условиях изучения иностранного языка  в школе можно говорить о разных уровнях сформированности, которые  проявляет учащийся.

       1уровень  – репродуктивный. На этом уровне  не предполагается речевого творчества  учащихся, и он характеризуется отсутствием самостоятельности, как в выборе языкового оформления, так и в определении содержания, оно обычно задается извне.

       2 уровень – репродуктивно - продуктивный. На этом уровне предполагаются  некоторые элементы творчества  и самостоятельности высказывания. Они могут проявляться в варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новых ситуациях, в последовательности и композиционной структуре изложения.

       3 уровень – уровень продуктивной  монологической речи. Он характеризуется  тем, что учащийся на основе своего языкового и речевого опыта может выразить свое отношение к фактам, событиям, дать оценку, построить высказывание в соответствии со своим замыслом.

       На  начальном этапе для формирования монологической речи на 1 уровне опоры  должны носить комплексный характер, то есть помогать учащимся и по содержанию, и по форме. Это может быть текст.

       Опорой  для монологического  высказывания репродуктивного уровня  может  быть структурный «скелет», назначение которого заключается в том, чтобы  помочь учащимся и запомнить, и воспроизвести текст.

       Для высказываний учащихся на 3 уровне –  продуктивном – необходимы стимулы, обеспечивающие учащимся достаточно самостоятельное  высказывание по предложенному заданию. В качестве таких стимулов могут  выступать прослушанный или прочитанный рассказ, если требуется передача его основного содержания в нескольких предложениях, в включающих и свое отношение к прочитанному.

Информация о работе Приёмы обучения монологической речи