высказываний.
Кроме того, это организованный вид
речи, что предполагает наличие умений
программировать не только отдельное
высказывание или предложение, но и все
сообщение в целом.
Таким
образом, монологическая речь всегда маркирована
коммуникативными целями и задачей
говорящего. Коммуникативность является
основополагающим фактором, обеспечивающим
адекватность общения на логико-семантическом
уровне. В то же время монологическая
речь характеризуется последовательностью
и логичностью, полнотой, содержательностью,
завершенностью и ясностью мысли, что
делает ее в большей степени независимой
от ситуации.
Кроме
того, к психологическим особенностям
монологической речи следует отнести
обращенность к слушателю, эмоциональную
окрашенность, что находят внешнее
выражение в лингвистических
и структурно-композиционных особенностях.
На
среднем этапе обучения от учащихся требуется
уметь задавать вопросы и отвечать на
них, в соответствии с учебной ситуацией
в пределах программного языкового материала
высказывание должно быть объемом не менее
8 фраз, правильно оформленных в языковом
отношении. Построение связного высказывания
предполагает осуществление следующих
операций.
По
результатам опытно-экспериментальной
работы мы можем судить о том, что примененные
нами приёмы обучения на уроках английского
языка эффективно влияет на совершенствование
навыков монологической речи: учащиеся
стали более подробно высказываться по
какой-либо теме, их монологические
высказывания стали лексически и грамматически
более правильными, по смыслу завершёнными.
Подготовка
дипломной работы убедила нас
в важности дальнейшей работы, направленной
на совершенствование навыков монологической
речи. Для того чтобы заинтересовать учащихся,
упражнения должны быть разнообразными,
интересными, увлекательными. Необходимо,
чтобы ребята были не только слушателями,
но и сами принимали активное участие
в работе по развитию данных навыков.
В результате теоретического
исследования и опытно-экспериментальной
работы мы доказали гипотезу.
Действительно, процесс совершенствования
навыков монологической речи на уроках
иностранного языка будет эффективным
при следующих условиях:
-
учет возрастных особенностей учащихся;
- учет особенностей обучения монологической
речи на среднем этапе обучения;
- использование серии упражнений, направленных
на совершенствование навыков монологической
речи.
Список
используемой литературы.
- Бабинская,
П.К Практический курс методики преподавания
иностранных языков: английский, немецкий,
французский: учеб. пособие/ П.К. Бабинская
[и др.]. – М.: ТетраСистемс, 2003. – 239с.
- Бим, И.Л. Методика
обучения иностранным языкам как наука
и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим
– М.: Русский язык, 2007. - 288с.
- Гальскова,
Н.Д. Современная методика обучения иностранным
языкам: пособие для учителя/ Н.Д. Гальскова.
- М.: Академия, 2000. – 165с.
- Гальскова,
Н.Д. Теория обучения иностранным языкам:
Лингводидактика и методика: учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н.Д.
Гальскова, Н.И. Гез.М.: Академия, 2004.- 336с.
- Гамезо, М.В.
Возрастная и педагогическая психология:
учебное пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов/ М.В. Гамезо. – М.:
Педагогическое общество России, 2004. –
512 с.
- Дарвиш, О.Б.
Возрастная психология / О.Б. Дарвиш.
– М.: ВЛАДОС, 2004. - 263 с.
- Ильин, Е.Н.
Психология: учебник для средних учебных
заведений/ Е.Н. Ильин. – СПб., 2004. – 560 с.
- Зимняя, И.А.
Психология обучения иностранным языкам
в школе/ И.А. Зимняя. – М.: Просвещение,
1991. -222с.
- Колесникова,
И.Л. Англо-русский терминологический
справочник по методике преподавания
иностранных языков/ И.Л. Колесникова,
И. Л. Долгина.– СПб.: Блиц, 2001. –223с.
- Колкова,
М. К. Обучение иностранным языкам в школе
и ВУЗе / М. К. Колкова. – М.: Каро, 2000.-
178с.
- Колкер, Я.М.
Практическая методика обучения иностранному
языку: учеб. пособие/ Я.М Колкер, Е.С. Устинова,
Т.М. Еналиева. – М.: Академия, 2000. -264с.
- Кулагина,
И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный
цикл развития человека. Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений/
И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.:
Сфера, 2004.-464с.
- Леонтьев,
А.А. Психологические предпосылки раннего
овладения иностранными языками/А.А. Леонтьев//Иностр.
языки в школе. 1985.- №5.- М.: Изд-во иностр.
лит-ры, 1990.- 500с.
- Маслыко,
Е.А. Настольная книга преподавания иностранного
языка: Справ. пособие/ Е.А. Маслыко, [и др.].-9-е
изд., стер. - Мн.: Высшая школа, 2004.- 522с.
- Миролюбов,
А.А. История отечественной методики обучения
иностранным языкам/А.А. Миролюбов. – М.:
Высшая школа, 2002. – 275с.
- Новые государственные
стандарты школьного образования по иностранному
языку. – М.: Астрель, 2006. – 380с.
- Общая методика
обучения иностранным языкам в средней
школе/ под ред.А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова,
В.М. Цетлин. – М.: Высшая школа, 1987.-
373с.
- Подласый,
И.П. Педагогика:Новый курс:учеб.для студ.высш.учеб.заведений/
И.П. Подласый.В 2кн.-М.,2002.- Кн.1: Общие основы.
Процесс обучения.- М.: ВЛАДОС,2002.- 576с.
- Пассов, Е.И.
Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению/ Е.И. Пассов. – М.: Просвещение,
1991. - 223с.
- Рахманов,
И. В. Обучение устной речи на иностранном
языке / И. В. Рахманов. – М.: Просвещение,
1980. – 316с.
- Рогова,Г.В.
Методика обучения и.я. на нач. этапе в
общеобраз. Учреждениях пособие для учителя
и студентов пед. вузов/ Г.В. Рогова, И.Н.Верещагина.-М.,2002.-273с.
- Современные
теории обучения иностранным языкам/под
общ. ред. Т.И. Рязанцевой, Л.М. Федоровой.
– М.: Экзамен, 2004. – 320с.
- Соловова
Е.Н. Методика обучения иностранным языкам:
Базовый курс лекций: Пособие для студентов
педвузов и учителей/Е.Н. Соловова.-2-е изд.,
М.: Просвещение, 2003.- 239с.
- Скалкин,
В.Л. Коммуникативные упражнения на английском
языке/ В.Л. Скалкин. – М.: История, 1983. –324с.
- Утробина,
А.А. Методика преподавания и изучения
иностранного языка: Конспект лекций/
А.А. Утробина. - М.: Просвещение, 2006.-112с.
- Федорова,
Л. М. Современные теории и методики обучения
и.я./ Л. М. Федорова, Т.И. Рязанцева – М.:
АРКТИ, 2004 –390с.
- Филатов,
В.М. Методика обучения иностранным языкам
в начальной и основной общеобразовательной
школе: учебное пособие для студентов
педагогических колледжей / В.М. Филатов.-
Ростов н/Д.: Анион. Филатов-Центр, 2004.-416с.
- Филатов,
В.М. Антропологическая модель обучения
и.я. в нач. школе и пед. колледже/ В.М. Филатов.
- М.: Анион. Филатов-Центр,2003.-227с.
- Щерба, Л.В.
Преподавание языков в школе: общие вопросы
методики / Л.В. Щерба. - М., 2002. - 305 с.
- Щукин, А.Н.
Методика обучения иностранным языкам/
А.Н. Щукин, В.М. Филатов. – М.: Феникс, 2002.
– 216с.