Приёмы обучения монологической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 20:11, дипломная работа

Описание

Работа по методике обучения МР на уроках английского

Содержание

Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Приёмы обучения монологической речи на среднем этапе» 6
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 6
1.2. Сущность понятия «монологическая речь» и её составляющие 11
1.3 Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе 16
Выводы по 1 главе 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по теме: «Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе» 25
2.1. Организация опытно-исследовательской работы 26
Для подтверждения гипотезы, суть которой заключалась в том, что обучение иностранному языку учащихся на среднем этапе будет протекать эффективно, должны соблюдаться следующие условия: 26
2.2 Интерпретация полученных результатов 30
2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 33
2.4. Оценочный этап 35
Выводы по 2 главе 37
Заключение 40
Список используемой литературы 43

Работа состоит из  1 файл

ВКР.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)
Дата Тема урока        Содержание  работы по УМК        Дополнительные  упражнения формирующего этапа
19.01.10.  
Sport
       Первичная диагностика.

       Цель: Контроль уровня сформированности навыков  монологической речи.

Приложение 1. Составление монологического высказывания на основе высказывания.

22.01.10.           Sport -Совершенствование навыков монологической речи.                Приложение 2. Репродуктивное упражнение. Построение монологического высказывания с опорой на текст.
26.01.10.            Sport -совершенствование навыков монологической речи;

- совершенствование  навыков чтения;

- активизация  лексики по теме.

       
       Приложение 3. Респонсивное упражнение - вопросно-ответное. Составление высказывания с помощью вопросов.
28.01.10.            Sport - развивать умение высказывать своё мнение по проблеме.

-Совершенствование навыков монологической речи.

       
       Приложение 4. Репродуктивное упражнение- устный рассказ. Составление монологического высказывания с опорой на высказывание.
29.01.10.            Sport -Совершенствование навыков монологической речи.

- Активизация лексики.

       
       Приложение 5. Репродуктивное упражнение –описательное. Построение монологического высказывания с опорой на картинку.        
03.02.09.            Sport -Совершенствование навыков монологической речи.

-Развитие умения обыгрывать ситуацию.

       
       Приложение 6. Репродуктивное упражнение –описательное. Построение монологического высказывания с опорой на текст.
05.02.10.        Вторичная диагностика-

       контроль  уровня сформированности навыков монологической речи (составление монологического высказывания на основе высказывания по теме: «Sport»)

       

         Во время языковой практики  на уроках английского языка  для развития навыков монологической  речи учащимся предлагались условно-коммуникативные  и коммуникативные  упражнения. Использование нами на уроке  данных типов упражнений помогало учащимся избежать возможных трудностей, в особенности при составлении монологического высказывания на английском языке.

         На уроках английского языка  во время формирующего этапа  осуществлялось развитие навыков  монологической речи. Особенностью  заданий, является их коммуникативная направленность, включающую парную, групповую и индивидуальную формы работы.  

       2.4. Оценочный этап

       Цель  оценочного этапа - проведение вторичной  диагностики и сравнительный  анализ результатов.

       По  завершении формирующего этапа нами была проведена вторичная диагностика для определения уровня сформированности навыков монологической речи.

       Для проверки уровня сформированности данных навыков учащиеся должны были подготовить монологические высказывания. Учащимся были предложены несколько утверждений, на основе которых учащиеся должны были составить собственное монологическое высказывание по данным темам. (Приложение 7) С помощью упражнения нам удалось выявить уровень сформированности навыков монологической речи у учащихся 8-ого класса.

         Выполнение не  вызвало у учащихся  затруднений. 

       Таблица 2. Результаты вторичной диагностики.

    Фамилии учащихся Количество  фраз Количество  использованной лексики по теме Ошибки грамматические Ошибки лексические Всего ошибок Оценка
    Иван  А. 8/7        7        1        0        1        5
    Илья  Б. 8/5        5        2        1        4        4
    Карина  Р. 8/5        4        1        1        2        4
    Павел П. 8/4        4        1        1        2        4
    Екатерина Р. 8/4        3        2        1        3        3
    Влад  С. 8/7        7        1        0        1        5
    Алексей С. 8/7        5        0        1        1        5
    Елена С. 8/7        6        1        0        2        5
    Виктор  Т. 8/5        4        1        0        1        4
    Ирина Х. 8/6        4        1        1        2        4
    Михаил  Х. 8/5        4        2        0        2        3

         «5» – 4

       «4»  – 5

       «3»  – 2

       “2”-   0

       Результаты  контроля отображены на диаграмме:

       

       

       Качество  знаний составило: 81%

       Средний бал: 4.1

       Сравнительная таблица результатов первичной  и вторичной диагностик:

       (контроль  сформированности навыков  монологической речи)

                Средний балл        Качество  знаний
       Первичная диагностика        4.0        73%
       Вторичная диагностика        4.1        81%
 

       Результаты  диагностик показывают, что в результате методически верной организации  использования приемов совершенствования навыков монологической речи, повысился  уровень сформированности данных навыков  учащихся 8 класса. Благодаря активному использованию различных видов заданий в учебной деятельности по совершенствованию навыков монологической речи, были получены следующие результаты:

       При обучении монологической речи с использованием различных приемов средний балл вырос на 0. 1 балл, качество знаний - на 8%.

           Таким образом, результаты исследования  подтверждают выдвинутую нами  гипотезу о том, что процесс совершенствования навыков монологической речи на уроках иностранного языка будет более эффективным при следующих условиях:

  • учет возрастных особенностей учащихся;
  • учет особенностей обучения монологической речи на среднем этапе обучения;
  • использование моделей упражнений, направленных на совершенствование навыков монологической речи.

       Выводы  по 2 главе

       Для подтверждения гипотезы мы провели  опытно-экспериментальную работу, которая  состояла из 4 этапов:

           1.Организационно-диагностического;

           2.Интерпретации полученных  результатов;

           3. Формирующего этапа;

            4.Оценочного этапа.

       В ходе организационно-диагностического этапа мы    проанализировали учебно-методический комплект  В.П.Кузовлева  « English» для 8-го класса и требования государственного стандарта школьного  образования к монологической речи, предъявляемые к учащимся  в 8  классе. Затем нами была  проведена первичная диагностика, целью которой было определение уровня сформированности навыков монологической речи учащихся 8-го класса.  Результаты диагностики показали недостаточный уровень  сформированности навыков монологической речи отдельных учащихся. Поэтому нами были разработаны серии упражнений, направленных на совершенствование навыков монологической речи у учащихся на среднем этапе обучения.

       На  формирующем этапе нашего исследования нами были проведены уроки английского языка, направленные на совершенствование навыков монологической речи. При отборе и разработке упражнений, а также организации учебного материала учитывались возрастные, психологические и интеллектуальные особенности подросткового  возраста.

       При проведении с учащимися активной работы, направленной на развитие навыков  монологической речи, а также повторных  исследований на выявление степени  сформированности навыков монологической речи (3 этап нашего исследования), мы можем  увидеть, что результаты повысились на 0, 1 балла. Учащиеся составляли монологи на основе текста-образца, наглядных опор, вопросов. Благодаря этому они последовательно и грамотно излагали свои мысли. Показателями сформированности монологических умений служили количественные и качественные параметры речи.

       Таким образом, в ходе проведения опытно-экспериментальной  работы  мы достигли следующих результатов:

  •  разработанные и апробированные нами упражнения оказались эффективными;
  •  повысился уровень владения навыком монологической речи у учащихся;
  • средний балл увеличился на 0.1 балла, качество знаний - на 8% .

         Следовательно, экспериментально  подтвердилась выдвинутая нами  в начале исследования  гипотеза  о том, что процесс совершенствования навыков монологической речи на уроках иностранного языка  на среднем этапе обучения будет эффективным при следующих условиях:

           1.учет возрастных  особенностей учащихся;

           2.учет особенностей  обучения монологической речи  на среднем этапе;

           3.использование серии упражнений, направленных на совершенствование навыков монологической речи на среднем этапе.

       В результате, с помощью практической части  исследовательской работы нам удалось доказать значимость упражнений, разработанных с применением различных приёмов, в процессе совершенствования навыков монологической речи.

           

                                                     

 

        Заключение

       Изучив  и проанализировав психолого-педагогическую и специальную литературу, мы убедились, что обучение монологической речи с использованием приёмов представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.

       В целом все приёмы обучения монологической речи должны быть направленны на овладение умением логически раскрыть мысль, выделить главное, сделать выводы или заключение, что способствует повышению культуры общения и вносит вклад в гуманитарное образование. Успешному развитию навыков монологической речи способствуют задания, которые носят творческий, индивидуальный характер, требующие мотивированных высказываний учащихся. Все виды работ, применяемых при обучении монологической речи, должны представлять собой единое целое. Важно добиться стремления учащихся к работе и дать почувствовать свои возможности, своё продвижение вперед. Это повышает интерес к изучению иностранного языка.

           Проведя исследование, мы пришли  к выводу, что использование различных приёмов обучения монологической речи на среднем этапе в совокупности имеет ряд преимуществ.

       Характеризуя психологические особенности монологической речи, следует отметить, что монолог представляет собой относительно развернутый вид речевой деятельности, при котором сравнительно мало используется неречевая информация, получаемая из ситуации разговора. Это активный и произвольный вид речи, для чего говорящий должен иметь какую-нибудь тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность

Информация о работе Приёмы обучения монологической речи