Приёмы обучения монологической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 20:11, дипломная работа

Описание

Работа по методике обучения МР на уроках английского

Содержание

Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Приёмы обучения монологической речи на среднем этапе» 6
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 6
1.2. Сущность понятия «монологическая речь» и её составляющие 11
1.3 Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе 16
Выводы по 1 главе 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по теме: «Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе» 25
2.1. Организация опытно-исследовательской работы 26
Для подтверждения гипотезы, суть которой заключалась в том, что обучение иностранному языку учащихся на среднем этапе будет протекать эффективно, должны соблюдаться следующие условия: 26
2.2 Интерпретация полученных результатов 30
2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 33
2.4. Оценочный этап 35
Выводы по 2 главе 37
Заключение 40
Список используемой литературы 43

Работа состоит из  1 файл

ВКР.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

       Глава II

       Опытно-экспериментальная работа по теме: «Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе».

       Для проверки выдвинутой нами гипотезы о  том, что процесс совершенствования  навыков монологической речи на уроках иностранного языка  на среднем этапе  обучения будет эффективным при  следующих условиях:

  1. . учет возрастных особенностей учащихся;
  2. . учет особенностей обучения монологической речи на среднем этапе обучения;
  3. . использование серии упражнений, направленных на совершенствование навыков монологической речи.

       было  проведено исследование, которое  включало в себя:

  1. Организационно-диагностический этап;
  2. Интерпретацию полученных результатов;
  3. Формирующий этап;
  4. Оценочный этап.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.1. Организация опытно-исследовательской  работы

       Прежде  чем перейти к описанию опытно-экспериментальной работы, напомним о проблеме нашего исследования, в чём заключались цели, задачи, поставленные нами, и какова была сущность сформулированной нами гипотезы.

       Итак, проблема нашего исследования заключалась  в том, чтобы выявить эффективные приёмы обучения иностранному языку на среднем этапе обучения. Цель нашей работы была такова: изучение и выявление приёмов, способствующих успешному обучению монологической речи на базе анализа методической литературы по данной теме.

         Для достижения цели и проверки  гипотезы были поставлены задачи  исследования:

       - изучить методическую и психологическую литературу по теме: «Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе»;

       - рассмотреть приёмы обучения  монологической речи на среднем  этапе; 

       - разработать серии упражнений по обучению монологической речи.

       Для подтверждения гипотезы, суть которой заключалась в том, что обучение иностранному языку учащихся на среднем этапе будет протекать эффективно, должны соблюдаться следующие условия:

  1. учет возрастных особенностей учащихся;
  2. учет особенностей обучения монологической речи на среднем этапе обучения;
  3. использование серии упражнений, направленных на совершенствование навыков монологической речи.

       Теоретическое изучение темы определило необходимость  проведения опытно-экспериментальной  работы по данной теме  в реальном учебном процессе в период преддипломной практики в МОУ СОШ №6 г. Черняховска в 8 «А» классе, в котором преподает учитель Ефимова Галина Ивановна. Ребята занимаются по учебнику В.П. Кузовлев «English» 8 класс. Цель организационно-диагностического этапа - организация экспериментального исследования и определение уровня сформированности навыков  монологической речи учащихся 8-го класса.

       Нами  были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать учебно-методический комплект В.П.Кузовлева « English» для 8-го класса.
  2. Изучить требования государственного стандарта школьного образования к монологической стороне речи, предъявляемые к учащимся  в 8  классе.
  3. Выявить уровень сформированности навыков монологической речи учащихся 8 класса.

       На  первом этапе мы провели анализ учебно-методического комплекта В.П. Кузовлева « English 8» для 8-го класса, и выяснили, что он состоит из:

  • Книга для учащихся (Student’s Book);
  • Книга для учителя (Teachers Book);
  • Рабочая тетрадь (Activity Book);
  • Книга для чтения (Reader);
  • Звуковое приложение (3 кассеты по 60 мин.);
  • Контрольные задания для 8-9 классов (Assessment Tasks );
  • Методические рекомендации к контрольным заданиям для 8-9 классов (Teacher’s Guide to Assessment Tasks);
  • Звуковое приложение к контрольным заданиям.

       Согласно  требованиям Государственного стандарта учащиеся должны уметь: строить монологические высказывания (по темам: Родная страна и страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, население, культурные особенности. Досуг и увлечения молодежи (спорт).  Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Здоровый образ жизни. Молодежная мода) в объёме 7-8 предложений.

       Во всех компонентах УМК содержится материал, который обеспечивает возможность выбора  в зависимости  способностей и уровня обученности учащихся. Стиль и доступность изложения материала соответствует возрасту учащихся, так же есть задания основные и дополнительные (для слабых и сильных учеников). В УМК используются современные методические приемы, благодаря которым ученики показывают достигнутые практические умения на самых ранних этапах. В учебнике содержатся задания, имеющие образцы выполнения упражнений, задания на применение языковых знаний в новой ситуации, задания, предполагающие работу с дополнительными источниками информации (наличие текстов различного характера, которые требуют обращения к словарям). У учеников целенаправленно совершенствуются навыки самостоятельной работы.

       Грамматический  материал 

       

       Учебник соответствует обязательному минимуму содержания образования и рассчитан  на базисный учебный план (два часа в неделю). Учебник опирается на опыт родного языка, развивает мыслительную деятельность учащихся, формирует мотивацию   к изучению английского языка.  Тематика заданий соответствует возрастным особенностям и потребностям учащихся этого возраста.     

       В учебнике сбалансированы различные  виды заданий на развитие всех видов  речевой деятельности, т.е. в учебнике уроки составлены с расчётом, что  упражнения повлекут учащихся к различным  видам деятельности (монолог, диалог, аудирование, чтение, письмо).

         Данный учебник обеспечивает  возможность систематизации и  обобщения знаний по завершению  раздела. Учебник содержит рисунки,  схемы, которые помогают учащимся  усваивать материал. В учебнике  отводится достаточное количество  времени для речевой практики. Грамматические структуры вводятся индуктивно, для объяснения используется функциональный способ: от значения к форме и употреблению. Письменные  упражнения в основном помещены в рабочей тетради и предназначены для домашней работы.

       Рабочая тетрадь предлагает серию упражнений и заданий для осуществления дополнительной грамматической и лексической практики, а также содержит задания для развития навыков чтения и письма. Тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся, но может быть использована учителем в классе. Рабочая тетрадь включает дополнительный материал, обеспечивающий дифференцированный подход (специальные задания для наиболее сильных и более слабых).

       Звуковое  приложение способствует развитию у  учащихся произносительной стороны  речи и аудирования. Оно состоит из 3 кассет по 60 мин, на которых записаны все упражнения и дополнительные задания, выполняемые в классе, и тексты для аудирования.

       Книга для учителя является неотъемлемой частью учебно-методического комплекта. Она содержит цели и задачи обучения иноязычной культуре, методические рекомендации по проведению уроков и описывает технологию выполнения основных видов работы, используемых в УМК.  Структура и организации книги делает ее максимально удобной при подготовке и ведении урока.

       В УМК В.П.Кузовлев «English» для 8-го класса уделяется внимание монологической  стороне речи.

           Все компоненты УМК тесно взаимосвязаны  и только использование их  в комплексе может привести  к желаемому результату.

           Для определения уровня сформированности  навыков монологической речи  учащихся 8-го класса была проведена первичная диагностика.

       Учащимся  было предложено высказывание, на основе которого учащиеся должны были составить собственное монологическое высказывание по теме «Sport». Данные после текста клеше служили опорой  для составления монологического высказывания. Это задание помогло нам определить исходный уровень сформированности навыков монологической речи у учащихся 8-ого класса.

       Составленные  учащимися монологические высказывания оценивались по критериям в соответствии с Государственным образовательным стандартом:

  1. Количество фраз: до 7-8.
  2. Самостоятельность подготовки монологического высказывания.
  3. Лексико-грамматическая правильность.
  4. Использование лексики по теме.

       Выполнение  задания вызвало у учащихся ряд затруднений: лексические и грамматические ошибки, неправильный порядок слов при построении предложений, недостаточное количество предложений. 
 
 

       2.2 Интерпретация полученных результатов

         Цель этапа - количественная и  качественная обработка и анализ  результатов.

       Для определения уровня сформированности навыков монологической речи у учащихся 8 класса, нами была проведена первичная  диагностика, в ходе которой были получены  следующие результаты:

       Таблица 1. Результаты первичной диагностики.

Фамилия учащегося Количество  фраз Количество  использованной лексики по теме Ошибки грамматические Ошибки лексические Всего ошибок Оценка
Иван  А.        8/6        5        1        0        1        5
Илья  Б.        8/3        3        3        1        4        3
Карина  Р.        8/5        4        1        1        2        4
Павел П.        8/3        2        3        1        4        3
Екатерина Р.        8/4        3        2        1        3        3
Влад  С.        8/6        5        0        1        1        5
Алексей С.        8/6        5        0        1        1        5
Елена С.        8/5        5        1        1        2        4
Виктор  Т.        8/5        4        1        0        1        4
Ирина Х.        8/4        4        1        1        2        4
Михаил  Х.        8/4        3        2        0        2        4
 

       «5»  – 3

       «4»  – 5

       «3»  – 3

       “2”-   0

       Результаты  контроля отображены на диаграмме: 

         

       Качество знаний составило: 73 %

       Средний бал составил 4.0 

         Анализ результатов предварительного  контроля отразил недостаточную   сформированность навыков монологической  речи отдельных учащихся. Были  выявлены следующие причины затруднений  учащихся 8-го класса при построении монологического высказывания:

  • лексические ошибки;
  • грамматические ошибки;
  • недостаточное количество предложений.

       Для ликвидации данных проблем были выделены задачи дальнейшей деятельности:

       -разработать  серии упражнений  по совершенствованию навыков монологической речи на среднем этапе обучения;

       -применять  данные упражнения во время формирующего этапа.

       Нами  были разработаны серии упражнений, направленные на совершенствование навыков монологической речи у учащихся на среднем этапе обучения, включающий условно-речевые и речевые упражнения.

 

        2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной  работы

       Цель: совершенствование  навыков монологической речи с применением серии упражнений.

       Процесс овладения монологической стороной иноязычной речи может быть интересным и продуктивным, если использовать особые приемы работы, позволяющие  избежать однообразной механической тренировки на уроке.

       При обучении монологической речи в период проведения опытно-экспериментального исследования нами делался акцент на использование и выполнение упражнений коммуникативного характера. 

            Работа велась по следующему  тематическому плану:

       Тематический план уроков, проведенных в 8"а" классе

       с 19.01.2010 по 05.02.2010 

Информация о работе Приёмы обучения монологической речи