Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 20:11, дипломная работа
Работа по методике обучения МР на уроках английского
Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Приёмы обучения монологической речи на среднем этапе» 6
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 6
1.2. Сущность понятия «монологическая речь» и её составляющие 11
1.3 Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе 16
Выводы по 1 главе 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по теме: «Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе» 25
2.1. Организация опытно-исследовательской работы 26
Для подтверждения гипотезы, суть которой заключалась в том, что обучение иностранному языку учащихся на среднем этапе будет протекать эффективно, должны соблюдаться следующие условия: 26
2.2 Интерпретация полученных результатов 30
2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 33
2.4. Оценочный этап 35
Выводы по 2 главе 37
Заключение 40
Список используемой литературы 43
При осуществлении контроля следует исходить из уровней сформированности навыков и умений монологической речи. Например, на репродуктивном уровне оценивается точность воспроизведения, эмоциональная окрашенность. На репродуктивно - продуктивном кроме вышеназванного –лингвистическая корректность и объем высказывания. На третьем - логика построения высказывания, умение начать, развернуть и закончить высказывание, используя различные типы микромонолога». [4, С. 171]
Таким образом, монологическое
высказывание рассматривается как
процесс общения любого уровня – парного,
группового, массового. Обучение монологической
речи начинается уже в начальных классах
и продолжается на протяжении всех учебных
лет.
1.3
«Приёмы обучения
Прием
– базисная категория методики,
соотносимая с конкретными
Речевые упражнения способствуют выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению.
Н.Д.Гальскова выделяет следующие речевые упражнения для обучения подготовленной монологической речи:
Е.Н.Соловова
предлагает некоторые задания на
совершенствование навыков
Этапы работы | Примеры заданий и упражнений |
1.повторение |
фронтальное обсуждение темы, беседа; ответить на вопросы; составить спайдограмму, план-схему темы; подбор и повторение лексики по теме. |
2.ознакомление с новым языковым материалом и его первичная обработка | лексические упражнения на уровне слова и словосочетания, языковые игры (бинго, игры на отгадывание, языковое лото). |
3.речевые упражнения | высказать своё мнение по вопросу, утверждению, цитате и т.д.; прокомментировать пословицу; подготовить доклад, сообщение на тему. |
На среднем этапе обучение монологической речи осуществляется в процессе работы с печатным текстом, на ситуативной основе и с использованием аутентичного образца устного монологического сообщения.
Упражнения в развитии монологических умений можно классифицировать следующим образом:
Развитие монологических умений на базе текста:
Обучение монологической речи на ситуативной основе (уровень фразы):
Работа с образцом монологической речи (работа с письменным образцом монологической речи)
Работа с устным образцом монологической речи (фоно- и видеозаписью).
Обучение монологической речи на ситуативной основе
I. Уровень фразы
II. Уровень сверхфразового единства.
III. Уровень текста.
Филатов констатирует, что в обучении МР в методике существуют 2 пути: путь сверху – исходной единицей обучения является текст, путь снизу, где основой обучения является предложение, отражающее элементарное высказывание.
Путь сверху вниз:
Путь снизу вверх:
Контроль:
Упражнения
перечисленных этапов должны отвечать
следующим требованиям: быть посильными
по объему, апеллировать к разным видам
памяти, восприятия и мышления, быть
целенаправленными и мотивированными
(что предполагает наличие формулировки
конечной или промежуточной цели выполнения
упражнений), активизировать умственную
деятельность учащихся, содержать жизненные
и типичные примеры и ситуации».[3, С.215-216]
Выводы по 1 главе.
Изучив
и проанализировав психолого-
Именно монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.
Характеризуя
психологические особенности
Таким образом, монологическая речь всегда маркирована коммуникативными целями и задачей говорящего. Коммуникативность является основополагающим фактором, обеспечивающим адекватность общения на логико-семантическом уровне. В то же время монологическая речь характеризуется последовательностью и логичностью, полнотой, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, что делает ее в большей степени независимой от ситуации.
Кроме того, к психологическим особенностям монологической речи следует отнести обращенность к слушателю, эмоциональную окрашенность, что находят внешнее выражение в лингвистических и структурно-композиционных особенностях.
На среднем обучения от учащихся требуется уметь задавать вопросы и отвечать на них в развёрнутой форме, в соответствии с учебной ситуацией в пределах программного языкового материала высказывание должно быть объемом не менее 8 фраз, правильно оформленных в языковом отношении. Построение связного высказывания предполагает осуществление следующих операций.
Во-первых,
определение предмета сообщения, иными
словами, о чем говорить. На среднем этапе
можно: определить тему сообщения, высказать
своё мнение по определённой теме и доказать
свою точку зрения. Во-вторых, отобрать
те языковые средства (находящиеся в памяти),
которые нужны для реализации замысла:
что-то потребует подстановки, трансформации,
расширения, комбинирования. В - третьих,
логически построить высказывание в соответствии
с замыслом и придать ему воздейственную,
эмоционально-выразительную окрашенность
во внешней речи. Таким образом, использование
иноязычного связного высказывания на
уроках английского языка способствует
развитию коммуникативного навыка.