Приёмы обучения монологической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 20:11, дипломная работа

Описание

Работа по методике обучения МР на уроках английского

Содержание

Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Приёмы обучения монологической речи на среднем этапе» 6
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 6
1.2. Сущность понятия «монологическая речь» и её составляющие 11
1.3 Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе 16
Выводы по 1 главе 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по теме: «Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе» 25
2.1. Организация опытно-исследовательской работы 26
Для подтверждения гипотезы, суть которой заключалась в том, что обучение иностранному языку учащихся на среднем этапе будет протекать эффективно, должны соблюдаться следующие условия: 26
2.2 Интерпретация полученных результатов 30
2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 33
2.4. Оценочный этап 35
Выводы по 2 главе 37
Заключение 40
Список используемой литературы 43

Работа состоит из  1 файл

ВКР.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

       При осуществлении контроля следует  исходить из уровней сформированности навыков и умений монологической речи. Например, на репродуктивном уровне оценивается точность воспроизведения, эмоциональная окрашенность. На репродуктивно - продуктивном кроме вышеназванного –лингвистическая корректность и объем высказывания. На третьем - логика построения высказывания, умение начать, развернуть и закончить высказывание, используя различные типы микромонолога».  [4, С. 171]

         Таким образом, монологическое  высказывание рассматривается как процесс общения любого уровня – парного, группового, массового. Обучение монологической речи начинается уже в начальных классах и продолжается на протяжении всех учебных лет. 
 
 
 

       1.3 «Приёмы обучения монологической речи на уроках английского языка на среднем этапе» 

       Прием – базисная категория методики, соотносимая с конкретными действиями, совокупность которых составляет суть формируемой деятельности.

       Речевые упражнения способствуют выработке  умений формировать речевые сообщения  в условиях, приближающихся к естественному  общению.

       Н.Д.Гальскова  выделяет следующие речевые упражнения для обучения подготовленной монологической речи:

  1. воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица)
  2. составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко на родном языке)
  3. описание картины или серии картин, связанных с изучаемой темой
  4. воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы
  5. объяснение на иностранном языке заголовка
  6. пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат)
  7. сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа, передача информации несколькими фразами
  8. составление плана прослушанного рассказа.

       Е.Н.Соловова предлагает некоторые задания на совершенствование навыков монологической речи на среднем этапе обучения.[23, с.176]

       Этапы работы        Примеры заданий и упражнений
       1.повторение изученного  материала по изученной теме.        фронтальное обсуждение темы, беседа; ответить на вопросы; составить спайдограмму, план-схему  темы; подбор и повторение лексики по теме.         
       2.ознакомление с новым языковым материалом и его первичная обработка        лексические упражнения на уровне слова и словосочетания, языковые игры (бинго, игры на отгадывание, языковое лото).
       3.речевые упражнения        высказать своё мнение по вопросу, утверждению, цитате и т.д.; прокомментировать пословицу; подготовить доклад, сообщение на тему.
 

       На  среднем этапе обучение монологической речи осуществляется в процессе работы с печатным текстом, на ситуативной основе и с использованием аутентичного образца устного монологического сообщения.

       Упражнения  в развитии монологических умений можно  классифицировать следующим образом:

       Развитие  монологических умений на базе текста:

  1. Прочтите текст и найдите предложение, в котором сформулирована тема.
  2. Ответьте на вопросы к тексту.
  3. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.
  4. Просмотрите текст и назовите слова, которые употребляются для обобщения сказанного или указывают на заключение, выводы.
  5. Выпишите из текста предложения, которые передают основное содержание текста.
  6. Расположите данные на доске предложения из текста в нужной последовательности и употребите необходимые связующие средства.
  7. Просмотрите   приведенные   утверждения   и подберите   иллюстрирующие   их   предложения   из текста.

       Обучение  монологической речи на ситуативной основе (уровень фразы):

  1. Скажите, что вы хотите что-то сообщить (добавить, выразить своё мнение, возразить, обратить внимание).
  2. Скажите, что вы поддерживаете собеседника.
  3. Скажите, что, по вашему мнению следует сделать, чтобы…
  4. Предложите своё решение.
  5. Сделайте вывод.
  6. Скажите, что вы предпочитаете что-либо сделать (в чём-то убеждены, настаиваете на чём-либо).

       Работа  с образцом монологической речи (работа с письменным образцом монологической речи)

  1. Выделите с тексте речевые средства, характеризующие авторское отношение к сообщаемому.
  2. Перескажите содержание письма в косвенной речи.
  3. Составьте план содержания монологического высказывания.
  4. Передайте содержание письма от имени автора.
  5. В соответствии с содержанием монологического высказывания прореагируйте на него в той же форме, принимая на себя роль адресата. Ответьте на все вопросы, поставленные в этом монологическом высказывании.
  6. Оформите материал ответного монологического высказывания в соответствии с закономерностями обращенного монолога.
  7. Добавьте инициативные мысли-предложения в это же монологическое высказывание.

       Работа  с устным образцом монологической речи (фоно-  и  видеозаписью).

  1. Прослушайте фонограмму.
  2. Определите тему и идею высказывания.
  3. Определите план монологического высказывания.
  4. Ответьте на вопросы по содержанию высказывания.
  5. Отметьте верные и неверные утверждения преподавателя, сопоставляя их с содержанием монологического высказывания.
  6. Перескажите в косвенной речи содержание монологического высказывания.
  7. Перескажите данное монологическое высказывание от имени оратора.
  8. Скажите, что бы вы добавили или изменили в своем высказывании по тому же поводу и в той же ситуации.
  9. Составьте собственное монологическое высказывание для определенной ситуации, с заданной коммуникативной направленностью по предложенной теме в соответствии со следующей схемой-последовательностью: коммуникативная задача, программа (или план) высказывания, опорные тезисы, ключевые слова, само высказывание в письменной записи, его устное воспроизведение на основе тезисов и ключевых слов.
  10. Составьте монологическое высказывание по теме, плану, тезисам и ключевым словам.
  11. Составьте инициативное монологическое высказывание без предварительной подготовки.
 

       Обучение  монологической речи на ситуативной  основе

       I. Уровень фразы

  1. Прослушайте предложения и дополните их собственным подходящим по смыслу предложением.
  2. Рассмотрите картинки и согласитесь со следующими утверждениями или отвергните их.
  3. Прослушайте утверждения и отвергните неверные.
  4. прослушайте утверждения и скажите, прав ли преподаватель.
  5. Скажите, что полученное сообщение не соответствует действительности и объясните почему.
  6. Скажите, что вы разделяете высказанную точку зрения.
  7. Перефразируйте, прокомментируйте, истолкуйте свое утверждение.
 

       II. Уровень сверхфразового единства.

  1. Расположите предложения на карточках в логической последовательности.
  2. Расскажите о… , используя выражения, данные на доске.
  3. По указанным на карточках ключевым словам расскажите о … .
  4. Расскажите о …, докажите правильность своих суждений.
  5. Дайте развернутые ответы на поставленные вопросы, используя факты, аргументы.
 

       III. Уровень текста.

  1. В соответствии с планом развернутого монологического высказывания и ситуации общения постройте в необходимой последовательности сверхфразовое единство.
  2. Расскажите о …, используя приведенный на доске план.
  3. Расскажите о …, используя следующие ключевые слова.
  4. Прокомментируйте следующие пословицы.
  5. Работа с письменным образцом монологической речи (письмом, стенографическим текстом устного сообщения)
  6. Выделите в тексте речевые средства, характеризующие авторское отношение к сообщаемому.
  7. Выделите в тексте вводные слова, фразы и конструкции.
 

       Филатов констатирует, что в обучении МР в методике существуют 2 пути: путь сверху – исходной единицей обучения является текст, путь снизу, где основой обучения является предложение, отражающее элементарное высказывание.

       Путь  сверху вниз:

  1. знакомство учащихся с текстом;
  2. передача содержания текста;
  3. изменение ситуации.

           Путь снизу вверх:

    1. высказывание школьников на определённую тему;
    2. этап установления текстовых и логических связей между высказываниями;
    3. учащиеся продуцируют монолог по заданной теме, включая в него своё мнение и оценку.

           Контроль:

    1. соответствие видам монолога, контекстной ситуации;
    2. логичность, связность высказываний;
    3. объём высказываний;
    4. лингвистическая правильность.
 

       Упражнения  перечисленных этапов должны отвечать следующим требованиям: быть посильными по объему, апеллировать к разным видам  памяти, восприятия и мышления, быть целенаправленными и мотивированными (что предполагает наличие формулировки конечной или промежуточной цели выполнения упражнений), активизировать умственную деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации».[3, С.215-216] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Выводы  по 1 главе.

       Изучив  и проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что монологическое высказывание рассматривается как процесс общения любого уровня - парного, группового, массового.

     Именно  монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.

       Характеризуя  психологические особенности монологической речи, следует отметить, что монолог  представляет собой относительно развернутый вид речевой деятельности, при котором сравнительно мало используется неречевая информация, получаемая из ситуации разговора. Это активный и произвольный вид речи, для чего говорящий должен иметь какую-нибудь тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание или предложение, но и все сообщение в целом.

       Таким образом, монологическая речь всегда маркирована коммуникативными целями и задачей говорящего. Коммуникативность является основополагающим фактором, обеспечивающим адекватность общения на логико-семантическом уровне. В то  же время монологическая речь  характеризуется последовательностью и логичностью, полнотой, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, что делает ее в большей степени независимой от ситуации.

       Кроме того, к психологическим особенностям монологической речи следует отнести  обращенность к слушателю, эмоциональную  окрашенность, что находят внешнее выражение в лингвистических и структурно-композиционных особенностях.

         На среднем обучения от учащихся требуется уметь задавать вопросы и отвечать на них в развёрнутой форме, в соответствии с учебной ситуацией в пределах программного языкового материала высказывание должно быть объемом не менее 8 фраз, правильно оформленных в языковом отношении. Построение связного высказывания предполагает осуществление следующих операций.

       Во-первых, определение предмета сообщения, иными  словами, о чем говорить. На среднем этапе можно: определить тему сообщения, высказать своё мнение по определённой теме и доказать свою точку зрения. Во-вторых, отобрать те языковые средства (находящиеся в памяти), которые нужны для реализации замысла: что-то потребует подстановки, трансформации, расширения, комбинирования. В - третьих, логически построить высказывание в соответствии с замыслом и придать ему воздейственную, эмоционально-выразительную окрашенность во внешней речи. Таким образом, использование иноязычного связного высказывания на уроках английского языка способствует развитию коммуникативного навыка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Приёмы обучения монологической речи