Проблема принципов обучения в истории педагогической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание

Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику.
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов обучения. Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения системы принципов. Такой основой Я.А. Коменский(1592-1670) считал принцип природосообразности обучения, все остальные принципы должны идти в последовательности, согласованной с этой идеей.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3 .doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

Применение этого  принципа требует, чтобы преподаватель  хорошо знал основную цель и задачи обучения в учебном заведении, умел в конкретной ситуации избирать наиболее рациональное сочетание задач образования, воспитания  и развития,  выделять  среди них самые главные,  учитывая реальные учебные возможности учащихся данной группы, их сильные и слабые стороны.

При анализе результатов обучения в поле зрения преподавателя должно находиться теперь не только решение задач формирования знаний и умений, но и эффективность воспитывающих и развивающих влияний проведенного занятий или их системы по данной теме. Таким образом, рассматриваемый принцип через основные задачи обучения оказывает затем опосредствованное - влияние на все последующие компоненты обучения, включая и анализ его результатов.

Принцип научности является важнейшим с первых лет своего существования. Этот принцип опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.

Реализуется принцип  научности, прежде всего при разработке учебных программ и учебников, которые  призваны органически сочетать классические, современные и перспективные научные положения данной отрасли знания. Содержание учебного предмета и самой отрасли науки не могут быть идентичными, так как необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и имеющееся для изучения данной дисциплины время. Поэтому в программы необходимо отбирать лишь основы данной науки, избегать включения спорных и не устоявшихся еще вопросов. В противном случае возникает перегрузка учеников.

В соответствии с рассматриваемым принципом  в процессе обучения надо обеспечить формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, так как оно научно отображает картину мира, и в этом состоит его принципиальное качественное отличие от идеалистического, метафизического, религиозного мировоззрения. Отсюда необходимо выделять в каждой теме ведущие мировоззренческие идеи.

Принцип научности  требует развития у учащихся умений и навыков научного поиска, ознакомления их со способами научной организации  труда. Этому способствует внедрение  в обучение элементов проблемности исследовательских лабораторных и практических работ, обучение учащихся умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу и научно-библиографический аппарат.

Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность  обучения зависит от степени привлечения  к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого внесли существенный вклад Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, а в наше время Л.В. Занков.

Надо обратить внимание на то, что наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные ощущения. Поэтому к наглядным средствам относят и лабораторное оборудование, и статические и динамические учебные пособия.

Наглядность обучения обеспечивается применением в учебном  процессе разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ. В последние годы расширению наглядности обучения способствовало создание наборов учебных диафильмов, диапозитивов, учебных плакатов, карт и других наглядных пособий, а также наборов для фронтальных опытов и наблюдений. Все эти средства обучения в условиях кабинетной системы непосредственно включаются в учебный процесс.

Подчеркивая значение наглядности в обучении, нельзя упустить из виду, что одновременно у учащихся надо развивать, не только наглядно-образное, но и абстрактно-логическое мышление. Поэтому не рекомендуется чрезмерно  увлекаться применением наглядных  средств.

Хотя в основе действия принципа наглядности лежат  раздражители первой сигнальной системы, вторая сигнальная система оказывает  регулирующее влияние на ее сигналы. Демонстрация любых наглядных пособий  всегда сопровождается словом. Именно слово помогает направить внимание учащегося на главное и существенное, отобрать из обилия созерцаемых явлений то, что более всего нужно для целей обучения. Слово и наглядность в обучении находятся в тесном взаимодействии, их соотношение видоизменяется в зависимости от конкретных дидактических целей, содержания занятия, наличия средств наглядности, их качества и количества и т. п.

В опыте учителя  В. Ф. Шаталова большую роль играют зарисовки  — так называемые опорные сигналы, в которых в образно-символической  форме отображен главный смысл того или иного факта или явления. Рисунки настолько просты, что ученик может их запомнить и воспроизвести, сохраняя в памяти с их помощью основное содержание нового материала. Главная их ценность — свернутость информационного содержания, представление его в легко обозреваемом и воспроизводимом виде.

Главное сущностное (и методологическое) противоречие принципа наглядности заключается  в том, что в нем диалектически  сочетается единство конкретного и  абстрактного. Наглядные пособия  всегда конкретны: нельзя изобразить вообще плод, треугольник, рыбу, а в то же время речь должна идти вообще о любом треугольнике, рыбе и т.д. В связи с этим желательно иметь несколько видов пособий, в которых варьируются несущественные признаки при сохранении основных. Полезно привлечение самих учащихся к изготовлению наглядных пособий.

В современных  условиях наука превращается в непосредственную производительную силу. Связи науки  с производством в этих условиях становятся особенно непосредственными  и необходимыми. Жизнь общества и деятельность современного производства настолько пронизаны научными идеями, сами научные идеи настолько быстро внедряются в жизнь, что изучение научных проблем в условиях образования должно осуществляться в тесной связи с раскрытием важнейших путей их применения в промышленности, сельском хозяйстве, в общественной жизни. Только в таком случае у учащихся будет вырабатываться подлинно научный взгляд на жизненные явления.

Идея связи  обучения с практикой опирается  на важнейшие закономерные положения  о единстве теории и практики, об обусловленности обучения общественными потребностями и условиями, о целей и содержания обучения в учебных заведениях, о необходимости тесной связи его с решением задач.

Принципа  связи обучения с  жизнью имеет большое мировоззренческое значение, так как способствует усвоению диалектико-материалистической идеи о связи науки с практикой. Изучение любого учебного предмета должно убедить учащихся в том, что потребности производства, потребности общественной жизни в решающей мере способствуют развитию научных теорий, которые в свою очередь открывают новые горизонты для совершенствования общественно-производственной практики.

В деятельности преподавателей реализация этого принципа дидактики предполагает специальный  подбор убедительных примеров, иллюстрирующих применение каждого из ведущих научных понятий, законов в промышленности, сельском хозяйстве, в общественной жизни. При этом исключительно важно выбрать из обилия возможных примеров наиболее универсальные, имеющие политехническое значение, наиболее перспективные, с точки зрения развития производства и общественной жизни. Этому способствует систематическое ознакомление преподавателей с информацией, содержащейся в общественно-политических, а также в научно-образовательных журналах. Полезно поручать учащимся, приводить свои примеры на занятиях, дополнять иллюстрации преподавателя собственными жизненными наблюдениями.

Этот принцип  предполагает тесную связь обучения с производительным трудом в народном хозяйстве. В этом состоит актуальное звучание его в современных учебных заведениях, когда создаются все более благоприятные условия для соединения обучения с трудом на производстве. Учащихся надо знакомить не только с техникой, но и с социально-экономическими, правовыми отношениями на производстве, включать их в общественно-политическую деятельность.

Принцип систематичности  и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

Систематичность и последовательность предполагают:

1.  логически   последовательное  расположение  учебных  предметов  по годам   обучения,  чтобы  изучение  каждого  предмета опиралось  на знания, приобретенные в процессе изучения данного или смежных предметов;

2.   последовательное   расположение   материала  по   каждому   учебному предмету;

3.   систематическое     и     последовательное     изложение     материала преподавателем;

4.  стройную    систему   в    организации   практических,    лабораторных, письменных работ и упражнений, а также учета и проверки  знаний, умений и навыков учащихся.

Большое значение для преподавателя имеют два  последних требования. Систематичность  и последовательность в изложении знаний требуют от него умения увязывать новый материал с изученным ранее, подразделять его на логически цельные части. Но подготовка материала лишь необходимое условие его систематического изложения. Система в изложении достигается в том случае, если отдельные части учебного материала связаны ведущей идеей ее раскрытию, подтверждению.

Особое значение этому принципу придавал И.П. Павлов, который считал постепенность и  тренировку важной физиологической  закономерностью в педагогике. Психологией также установлена аналогичная закономерность — при соблюдении логических связей, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь в обучении больших результатов[1].

Принцип систематичности  и последовательности в современных  условиях, прежде всего, реализуется  в содержании программ и учебников. Опираясь на достижения современной  науки, данные передового опыта и  результаты педагогических экспериментов, авторы программ выбирают наиболее рациональную для определенного периода обучения систему и последовательность изучения учебных предметов, а также учебного материала внутри одной темы. Рассматриваемый принцип требует соблюдения в обучении определенной системности, которая предполагает вычленение в изучаемом материале ведущих понятий, установления их связей с другими понятиями (причинных, функциональных и др.), раскрытия генезиса их развития, показа для некоторых более общих законов. В свою очередь столь же необходимо рассматривать связи между понятиями, законами, теориями различных учебных предметов, т. е. устанавливать межпредметные связи в обучении.

Принцип систематичности  и последовательности должен применяться  не догматически, не путем возведения в абсолют какой-то последовательности основных этапов занятия, единой схемы плана занятия. Он предполагает творческий подход к обучению, выбор наиболее рациональной системы и последовательности для каждой педагогической ситуации.

Систематичность и последовательность должны осуществляться не только в деятельности педагогов, но и в работе самих учащихся. Вот почему весьма важно формировать у них навыки рационального планирования учебной деятельности, навыки составления логически стройных планов ответов, планов написания сочинений, выполнения лабораторных работ.

Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Многолетняя      практика      и      специальные      психологические      и физиологические   исследования   показывают,   что   выдвигаемые   задачи   и содержание одновременно должны учитывать реальные учебные возможности учащихся данного возраста, а также конкретной учебной группы. Лишь при этом условии создаются предпосылки для успешного обучения.

При слишком  усложненном содержании понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление.

Вместе с тем  принцип доступности ни в коей мере не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно  элементарным. Специальные исследования и практика работы преподавателей показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. Говоря обобщенно, упрощенное содержание обучения снижает его развивающее влияние. Именно в связи с этим Л.В. Занков в качестве одного из принципов развивающего обучения выдвинул принцип обучения на высоком уровне трудности [1]. К сожалению, при использовании этого принципа некоторые составители программ и учебников не смогли найти оптимальную меру трудности и включили в обучение слишком усложненные вопросы, которые теперь сняты. Но это, ни в коей мере не означает, что принцип, выдвинутый Л. В. Занковым, ошибочен. Важно умело использовать его на практике, чтобы обучение, оставаясь доступным, в то же время требовало определенных усилий и вело к развитию личности. Для этого содержание заданий для учащихся должно не просто соответствовать реальным учебным возможностям учащихся, а находиться в зоне их ближайшего развития, т.е. требовать от них раздумий, размышлений, но таких, которые они могут реально осуществить под руководством и при соответствующей помощи преподавателя. Таким образом, принцип доступности в современных условиях приобретает уже более глубокую трактовку и требует большего методического мастерства преподавателей в его применении на практике.

Информация о работе Проблема принципов обучения в истории педагогической науки