Проблема принципов обучения в истории педагогической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание

Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику.
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов обучения. Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения системы принципов. Такой основой Я.А. Коменский(1592-1670) считал принцип природосообразности обучения, все остальные принципы должны идти в последовательности, согласованной с этой идеей.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3 .doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

 Принцип единства конкретного и абстрактного в обучении. Этот принцип требует такой постановки учебного процесса, при которой учащиеся в усвоении знаний идут от живого восприятия изучаемых предметов и явлений или их изображений к обобщениям от общего к единичному, конкретному. Важным путем построения обучения на основе единства конкретного и абстрактного является наглядность. Творцом наглядного обучения заслуженно считается Я. А. Коменский. Его «золотое правило» наглядности сыграло определенную роль в перестройке учебного процесса на новых началах[23]. К. Д. Ушинский, разрабатывая научные основы первоначального обучения, придавал наглядности большое значение и стремился дать ей научное обоснование. Наглядным он называл такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком.

Наглядное обучение в учебных заведениях направлено на то, чтобы, с одной стороны, вызвать  у учащихся потребность к знанию, стимулировать работу мысли и, с другой - обеспечить более тесное единство восприятия с абстрактным мышлением.

Большое значение имеет правильное сочетание слова  преподавателя и наглядности. Многие преподавателя продолжают считать, что наглядность сама по себе вызывает активное наблюдение учащихся. Однако простое предъявление учащимся предмета хотя и создает его образ, но этот образ чаще всего бывает тусклым, неясным. Наблюдение оказывается плодотворным, если у учащегося возник вопрос, появилось стремление увидеть, узнать, понять. Такое стремление возникает при условии сочетания слова и наглядности. Специальное экспериментальное исследование (Л. В. Занков) позволило наметить основные пути сочетания слова и средств наглядности:

-посредством  слова преподавателя руководит наблюдениями, из которых извлекаются знания о предметах, процессах; при помощи слова, на основе ранее осуществленных наблюдений и имеющихся знаний преподавателя ведет учащихся к осмыслению связей, которые невозможно выявить только при помощи наглядного восприятия;

-при помощи  слова преподавателя сообщает  учащимся сведения об

объекте, его  свойствах и подтверждает это  демонстрацией объекта;

-отправляясь  от наблюдений учащихся, преподаватель  сообщает им о таких связях  между явлениями, которые не восприняты учащимися, обобщает отдельные данные, делает вывод.

Наглядные пособия  используются не только преподавателем, но и учащимися при закреплении  и проверке знаний.

Не рекомендуется  перегружать уроки наглядным  материалом. Обилие впечатлений, возникающих при перегрузке наглядными пособиями, затрудняет мыслительную переработку и наносит ущерб качеству знаний учащихся.

Продуктивное  использование наглядности в  обучении всегда предполагает стимулирование активной мыслительной деятельности учащихся. Поэтому в любом акте наглядного обучения восприятие должно быть слито с абстрактным мышлением.

Таким образом, принцип единства конкретного и  абстрактного в обучении предусматривает  следующие положения:

а) наглядность  используется в качестве исходного  момента обучения

прежде всего  на начальных этапах;

b) по мере роста и развития учащихся и усложнения задач обучения

исходными   в   обучении  могут   быть   теоретические   положения,   а

наглядность,      фактический     материал     используются     для     их

подтверждения;

с) может использоваться и исторический подход к рассмотрению научных открытий.

Принцип сознательности и  активности учащихся в обучении и роли преподавателя.

Для процесса обучения закономерным является единство преподавания и учения. Только в том случае, когда оба эти процесса функционируют во взаимосвязи, целостный процесс обучения достигает желаемого результата. Невозможно рассчитывать на успех, если преподаватель активно преподает, а учащийся не участвует в процессе усвоения знаний и умений. И в то же время известно,   что   учение   протекает   более  эффективно,   когда  оно   умело, управляется преподавателем в непосредственной или опосредованной форме. Названная     закономерность     учитывается     в     дидактическом     принципе сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли преподавателя.

Этот принцип  отражает активную роль личности учащегося  в обучении, подчеркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным его объектом. Активность учащегося должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний, когда ученик сам усваивает новые знания, исследует факты и делает доступные выводы и обобщения, конкретизирует свои знания, выявляя и исправляя ошибки, неточности, намечая план новых действий по овладению знаниями. Когда сливается воедино активность преподавателя и активность учеников, создаются условия для достижения больших результатов за меньшее время.

В процессе обучения важно обеспечивать не только индивидуальную, но и коллективную активность путем организации коллективных видов учебной деятельности при выполнении фронтальных работ и практикумов, при проведении экскурсий.

Учение должно быть не только активным, но и сознательным. Удачно выразил значение сознательности в обучении Л.В. Занков, который считал осознание учения учащимся важнейшим условием усиления развивающего влияния учебного процесса [4]. Сознательное усвоение знаний должно обеспечить предотвращение формализма и вместе с тем способствовать превращению их в глубокие и устойчивые убеждения учащихся. Итак, активность и сознательность обучаемых в учении должны, развиваться в тесной взаимосвязи.

Принцип прочности усвоения знаний и всестороннего  развития. Этот принцип предполагает такую постановку обучения, при которой учащиеся настолько основательно овладевают учебным материалом, что могут воспроизвести его в памяти и использовать для решения познавательных и практических задач. Быстрое развитие науки приводит к постоянному увеличению объема знаний, подлежащего усвоению. В связи с этим несколько изменяется взгляд современной педагогики на то, что должно быть усвоено прочно.

Не следует  перегружать память учащихся большим  количеством информационного материала. Важно, чтобы учащиеся основательно овладели главными идеями той или иной науки, располагали бы необходимой суммой фактов для правильного понимания этих идей, а также постепенно овладевали методами добывания новых фактов по тем или иным вопросам конкретной науки. Добиться прочных знаний, которые станут для учащихся руководством к действию. Такой подход требует развития не только памяти, но и всех познавательных сил и способностей учащихся.

Знания будут  усвоены прочно и окажут влияние  на развитие учащихся, если преподавателя смогут вызвать у них заинтересованное, активное отношение к познавательной деятельности. Учащиеся должны осознать важность знаний в жизни. Это вызовет у них потребность прочного запоминания изучаемого материала. Сознательно и прочно запоминается учебный материал, данный в определенной системе, логической последовательности.

Большое значение для прочного овладения знаниями имеет также постоянное возвращение  к ранее усвоенным знаниям, рассмотрение их под новым углом зрения, уточнение, обогащение новыми фактами.

Действующие  учебные  программы  создают для  этого  благоприятные возможности, постепенно повышая роль теоретических  знаний в учебной деятельности и  направляя интеллектуальный рост учащихся. Завершая рассмотрение принципов обучения, надо особо подчеркнуть, что только их совокупность обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения. Недопустима гиперболизация того или иного принципа, так как это оборачивается снижением эффективности решения одних образовательных и воспитательных задач за счет других. Точно так же недооценка отдельных принципов будет вести к снижению эффективности обучения. Только целостное применение принципов обучения позволит успешно решить задачи современной школы. [1] 

2.2. Практическое применение системы принципов обучения 
 

Многочисленны попытки разработать систему  принципов обучения в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

1) сознательности и активности;

2) наглядности;

3) систематичности  и последовательности;

4) прочности;

5) научности;

6) доступности;

7) связи теории  с практикой[20].

Принципы реализуются  через правила обучения, которые  есть средство реализации принципов. Остается добавить, что правила, не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщением практического опыта многих поколений учителей. Практический опыт обучения более всего закрепляется именно в правилах (писаных или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, так как сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой – отрицательную, потому что закрепляются не только хорошие, но и плохие (неписаные) правила, изменить которые бывает очень трудно. 
Сколько же всего правил? На этот вопрос лучше всего ответить словами К.Д Ушинского: «…самые эти правила не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают». [6] 
Обычно правила имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа. Ответа на вопрос, как действовать, они почти не содержат. Это обуславливает творческий характер их применения. [4] 
Реализация принципа сознательности и активности 
Практическая реализация данного принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил: ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения; обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их; обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывайте их, опираясь на знания и опыт учащихся, используйте образные сравнения; используйте силу взаимообучения учащихся; 
на воспитание активности не жалейте времени и сил. Сегодня активный ученик – завтра активный член общества; приучайте действовать самостоятельно, не допускайте подсказывания, ограничьте пересказывание и простое копирование;   
то, что учащимся неизвестно, логически увязывайте с известным: где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения; 
учитесь задавать вопросы и выслушивать ответы – это важное условие стимулирования и поддержания активности. Каков вопрос – таков ответ. Как учитель слушает ученика – так ученик слушает учителя; опирайтесь на интересы учащихся, изучайте их и формируйте на их основе мотивы учения; по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет. 
Реализация принципа наглядности 
Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил: предметы в натуре запоминаются быстрее и легче, чем их словесные образы; дети мыслят формами, звуками, красками, ощущениями, поэтому учите наглядно, через конкретные образцы, которые они могут непосредственно воспринимать; помните золотое правило дидактики: все, что только учащиеся могут видеть, представляйте для восприятия зрением; все, что могут слышать - слухом; доступное осязанию – путем осязания; запахи – обонянием; подлежащие вкусу – вкусом; наглядность не цель, а средство обучения и развития и мышления. в совершенстве владейте техническими средствами обучения и методикой их применения; 
используйте наглядность для создания проблемных ситуаций и поисковой деятельности учащихся; с возрастом учащихся наглядность должна быть более символической; 
демонстрируйте наглядные пособия лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения материала; не увлекайтесь наглядностью, не перегружайте ею урок, ибо излишняя наглядность может рассеивать внимание учащихся и стать тормозом для развития абстрактного мышления. 
Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. 
Реализация принципа систематичности и последовательности 
Этот принцип реализуется через планирование учебного процесса и путем организованного определенным образом обучения. Соблюдение принципа обеспечивает более прочное усвоение учебного материала и за меньшее время. Ему соответствуют следующие дидактические правила: учебный материал представляйте разделенным на логически завершенные части, шаги, блоки и последовательно реализуйте их в учебном процессе; учебный предмет – это уменьшенная копия соответствующей науки, поэтому показывайте учащимся ее структуру и систему понятий, законов, ее место в системе других наук. Используйте межпредметные связи; выстраивайте систему уроков так, чтобы каждый урок был логическим продолжением предыдущего; используйте опорные схемы и опорные конспекты, облегчающие процесс усвоения знаний; проводите уроки обобщения, и систематизации знания после каждого раздела и важной темы; не забывайте совет Я.А.Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего. 
Реализация принципа прочности 
Успешно реализовать принцип прочности позволяют следующие дидактические правила: 
в обучении мышление преобладает над памятью, поэтому не перегружайте память учащихся в ущерб их мышлению; препятствуйте сохранению в памяти неверной информации; освобождайте память учащихся от вспомогательного материала – приучайте пользоваться справочниками; материал для запоминания заключайте в короткие ряды; 
контролируйте факторы, отвлекающие учеников; боритесь с ленью, бездельем, уклонениями от занятий, загружайте каждого ученика в силу его возможностей; 
приступайте к изучению нового материала только после вызова интереса и положительного отношения к нему; развивайте память учащихся, учите пользоваться мнемоническими приемами запоминания; соблюдайте логику обучения: она повышает прочность; новое связывайте со старым; не давайте легких и однообразных заданий: они утомляют; применяйте современные средства и методы контроля знаний с показом сдвигов в развитии учащихся. 
Реализация принципа научности 
При реализации этого принципа необходимо показывать учащимся то, что окружающий мир познаваем, человеческие знания о нем, проверенные практикой дают объективную верную картину мира. Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа: обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, передового педагогического опыта; формируйте у учащихся диалектический подход к изучаемым явлениям и предметам; даже в младших классах передаваемые вами элементарные знания не должны противоречить научным представлениям; учите детей использовать общеупотребительные научные термины; 
информируйте учащихся о новейших достижениях науки и техники; знакомьте учеников с биографиями великих ученых и их вкладов в науку; поощряйте исследовательскую работу школьников; обучайте учащихся работе с литературой и справочным материалом. 
Реализация принципа доступности 
Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А.Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения: не забывайте правил Я.А.Коменского и организуйте обучение сообразно с возрастом учащихся; учите, опираясь на возможности учащихся, с учетом их интересов, жизненного опыта и особенностей развития; для обеспечения доступности используйте аналогию, покажите, что даже самое сложное можно сделать доступным для понимания; 
доступность зависит от ясности изложения и качеств речи учителя; доступность не означает легкости учения, она раскрывает непонятное через понятное, облегчает процесс познания нового; доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность – снижаем барьер доступности. 
Реализация принципа связи теории с практикой 
Реализация этого принципа должна идти путем формирования у учащихся понимания того, что практика выступает как источник познания и абстрактного мышления и в то же время как критерий истинности получаемых результатов. Творческое соблюдение следующих дидактических правил позволит на практике реализовать этот принцип. практикой доказывайте учащимся необходимость научных знаний; показывайте, что наука развивается под влиянием потребностей практики; рассказывайте учащимся о научных открытиях и новых технологиях; приучайте применять знания на практике; 
связывайте обучение с перспективой получения профессии; связывайте обучение с перспективами развития своего села, города, области, страны; внедряйте научную организацию труда в учебный процесс; активно включайте учащихся в общественно полезный и производительный труд и правильно его организуйте; используйте экскурсии на современные производственные предприятия; помните, что в процессе практической деятельности усваивается 80% знаний.

При всех подходах принципы дидактики должны сохранять  специфичность, то есть отражать особый характер связей именно внутри дидактической  системы, иначе принципы теряют определенность, корректность и превращаются в общие положения, несомненно, верные, но не дающие конкретных дидактических ориентиров.

Обобщая все  вышесказанное можно сделать  следующий вывод - рекомендации для  учителя:

1. Учителю надо  ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор, содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.

2. Учителю целесообразно  рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических целей, составляющих ядро современной концепции школьного образования (всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, деятельностный и личностный подходы, единство обучения и воспитания, оптимизация учебного процесса).

3. Учитель должен  видеть противоположные стороны,  сопряженные, взаимодействующие  элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса[21].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3.Анализ  конспектов уроков 
 

4 класс урок  чтения

Тема: А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета...», М. Ю. Лермонтов «На севере диком...»

Цель: учить детей  выразительно читать стихи о природе, помогать им понять, какие умения необходимы для выразительного чтения; формировать  умение определять эмоциональную тональность  стиха; развивать воображение учащихся, создавать атмосферу для сопереживания, эмоционального отклика на произведение; прививать любовь к природе, чувство бережного отношения к ней.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Портреты А. Пушкина, М. Лермонтова, диафильм «Зима», репродукция картины И. Шишкина «На севере диком...»

Информация о работе Проблема принципов обучения в истории педагогической науки