Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:01, курсовая работа
Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику.
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов обучения. Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения системы принципов. Такой основой Я.А. Коменский(1592-1670) считал принцип природосообразности обучения, все остальные принципы должны идти в последовательности, согласованной с этой идеей.
I Цель поставлена правильно в соответствии с образовательным, развивающим и воспитательным аспектом.
II Организация урока
Структура урока соответствует типу (комбинированный урок)
1. Повторение изученного материала проверка домашнего задания.
2. Актуализация опорных знании.
3. Сообщение темы и задач урока.
4. Мотивация учебной деятельности.
5. Восприятие нового материала
6. Закрепление и осмысление знаний
7. Обобщение и систематизация знаний
8. Итог урока
9. Домашнее задание
Структура урока последовательная. Построение урока соответствует его содержанию и поставленным целям. В планировании урока сочетается фронтальная работа, работа в парах, коллективная работа.
III Психологический аспект урока
1. Для мотивации учебной деятельности используется наглядный материал (фрагмент диафильма «Зима») с сопутствующей фронтальной беседой. Создаётся установка на восприятие нового материала.
2. Восприятие
нового материала строится на
основе эмоционального
3. При закреплении
и осмыслении знаний
4. При обобщении
и систематизации знаний
IV Методический аспект урока
1. Цель урока
поставлена на уровне
2. Повторение
изученного материала и
3. Представление нового материала исходит как от учителя, так и от инициативы учащихся в ходе аналитической беседы, а потом входе закрепления материала.
4. В ходе
урока используется наглядный
материал (фрагмент диафильма, картина
И. Шишкина «На севере диком...
5. В ходе
осознания нового материала
6. Формы и
методы работы соответствуют
содержанию и поставленным
7. Использование
итоговой беседы способствует
логическому завершению Общие
выводы: урок цели достиг, содержание
урока соответствует требованиям программы,
рационально использованы различные метода
урока, направленные на реализацию поставленных
целей.
6 класс урок русского языка Тема: фразеологизмы
Цель: продолжить
работу с фразеологизмами, их значением,
происхождением, с фразеологическими
словарями; учить компетентно и
плодотворно обсуждать
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронная доска, краткие фразеологические словари (под редакцией Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанского), учебник (И. Ф. Гудзик, В. А. Корсаков)
I Выбор цели правильный, учитывается тип урока.
II Организация урока
1. Структура урока и её последовательность: - организационный момент
- целепологание
и мотивация учебной
- работа над темой урока
- работа учащихся по защите проекта
- закрепление знаний и умений учащихся
- обобщение знаний и подведение итогов работы
- домашнее задание
Структура урока
соответствует требованиям
III Психологический аспект урока.
1. Мотивация
учебной деятельности (опережающее
задание - создание ученического
проекта) создаёт атмосферу
2. Цель работы над проектом - развитие коммуникативной компетенции, создание возможностей для всесторонней активизации мышления, развитие творческого потенциала учащихся.
3. В ходе
работы над проектом ученики
учатся исследовать,
4. В ходе закрепления знаний и умений учащиеся выполняют задание, способствующее развитию логического мышления
IV Методический аспект урока.
1. Цель поставлена
на уровне закрепления и
2. Над созданием проекта работали 3 группы:
1) группа занималась полевой работой, собирала, изучала материал. Создавала презентацию.
2) Группа сопоставляла, анализировала, оценивала информацию.
3) Группа
обобщала материал
Проектная деятельность способствует развитию творческого мышления, формирует навык самостоятельной работы.
3. Создание
проблемной ситуации перед
4. В ходе
закреплений умений и навыков
формируется навык
5. Для формирования
и применения навыков
6. При обобщении знаний формируется установка на запоминание и воспроизведение изученного, вырабатывается навык аргументированного ответа, навык самооценки и саморегуляции, стимулировании поиска учащимися идей.
7. Дифференцированное домашнее задание формирует не только навык самостоятельной работы, но и повышает уровень учебной мотивации, стремление к творчеству.
Общие выводы: Урок цели достиг, содержание урока соответствует требованиям программы, построен на хорошем научном уровне с использованием современных информационных технологий. Методы работы эффективны, направлены на реализацию поставленных целей.
Продумана система
проблемных вопросов, совершенствования
навыков агументированного ответа, умения
выступать публично. Совместная деятельность
учителя и ученика направлена на формирование
и создание творческой атмосферы, выработку
навыка практического применения изученного
материала.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Бабанский Ю.К. Педагогика/ Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 1983. – 370 с.
2.Данилов М.Л. Процесс обучения в советской школе/ М.Л. Данилов - М.: Просвещение, 1960. – 169 с.
З.Зязюн И. Философские проекции образования и образовательных
технологий / И.Зязюн // путь образования. - 1996. - N 1. - С. 5.
4.Ильина Т.А. Педагогика, курс лекций./ Т.А. Ильина - М.: Просвещение, 1984. – 270 с.
5.Колесникова
И. А. Педагогические
Колесникова // Педагогика - 1995. - N6. - С.84 - 89.
7.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения/ Я.А. Коменский - М.: 1982.
8.Краевский В.В., Лернер. И.Я. Теоретические основы процесса обучения в
советской школе./ В.В. Краевский, И.Я. Лернер. - М.: 1989.
9.Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией /
В.В.Краевский // Педагогика - 1994. - N 6. - С. 24 - 21.
10.Краткий словарь
педагогических понятий:/Авт.-
В. Морозов, Э. Р. Зарединова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Кривой Рог;
Симферополь: Видавничий дім, 2010. - 144 с.
11.Круткецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников/ В.А. Круткецкий - М.: Просвещение, 1989.
12.Лернер. И.Я. Журавлев. И.К. Современная дидактика: теория —
практике./ И.Я. Лернер, И.К. Журавлев. - М.: Знание, 1995.
13.Лернер И.Я.
Процесс обучения и его
14.Лихачев Б.Т. Педагогика./ Б.Т. Лихачев - М.: Прометей, 1996
15.Национальная доктрина развития образования Украины в 21 столетие.
- К.: Школьный свет, 2001.
16.Оконь В. Введение в общую дидактику/В. Оконь - М.: Просвещение, 1990
17.Онищук В.А. Дидактика современной школы./ В.А. Онищук – Киев.: Вища школа, 1987. – 271 с.
18.Педагогика /[под редакцией Щукиной] - Л.: Печатный Двор, 1981. 19.Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: / И.Г. Песталоцци - М.: Владос,1981.
20.Пидкасистый П.И. Педагогика./П. И. Пидкасистый - М.: Книга 1995
21 .Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999
22.Романенко Н.И. Разработка методологии социально философского исследования современного образования традиционной философией / Н. И.
Романенко // Философия. Культура. Жизнь. - 2002. - С. 120 - 128.
23.Савин Н.В.«Педагогика»-М.:
24.Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. - М., 1982.
25.Тарасов Л.В.
Необходимость перестройки
Физика в школе. - 1989. - N 4. - С. 32 - 44 .
26.Ушинский К.Д.
Избранные педагогические
27.Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В.
Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
28.Ямбург Е.А.
Школа для всех / Е.А. Ямбург. - М.:
Новая школа, 1997
Информация о работе Проблема принципов обучения в истории педагогической науки