Проблема принципов обучения в истории педагогической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание

Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику.
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов обучения. Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения системы принципов. Такой основой Я.А. Коменский(1592-1670) считал принцип природосообразности обучения, все остальные принципы должны идти в последовательности, согласованной с этой идеей.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3 .doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

I Цель поставлена правильно в соответствии с образовательным, развивающим и воспитательным аспектом.

II Организация урока

Структура урока  соответствует типу (комбинированный  урок)

1.  Повторение  изученного материала проверка домашнего задания.

2.  Актуализация  опорных знании.

3.   Сообщение  темы и задач урока.

4.  Мотивация  учебной деятельности.

5.  Восприятие  нового материала

6.   Закрепление  и осмысление знаний

7.   Обобщение  и систематизация знаний

8.  Итог урока

9.   Домашнее задание

Структура урока  последовательная. Построение урока  соответствует его содержанию и  поставленным целям. В планировании урока сочетается фронтальная работа, работа в парах, коллективная работа.

III Психологический аспект урока

1.  Для мотивации учебной деятельности используется наглядный материал (фрагмент диафильма «Зима») с сопутствующей фронтальной беседой. Создаётся установка на восприятие нового материала.

2.  Восприятие  нового материала строится на  основе эмоционального восприятия  текстов, сопровождается работой над выразительным чтением стихотворений.

3.  При закреплении  и осмыслении знаний используется  анализ стихотворений, способствующий  системе логических действий  и психологических механизмов. В  ходе аналитической беседы происходит выделение главного в содержании стихотворения, формируются элементы творческого мышления

4.  При обобщении  и систематизации знаний формируется  установка на запоминание, проводится  конкурсное чтение стихотворений  (в парах). Таким образом, создаётся  ситуация успеха.

IV Методический аспект урока

1.  Цель урока  поставлена на уровне комбинирования  и использования. Сопутствующие  цели соотнесены с основной  целью. Создаётся проблемная ситуация, требующая аргументации.

2.  Повторение  изученного материала и проверка домашнего задания (чтение в лицах сказки Маршака, работа над иллюстрациями к сказке, игра «поле чтения», игра «Составь скороговорку») направлены на развитие воображения, создание эмоционального отклика на произведение, развитие наблюдательности.

3.  Представление нового материала исходит как от учителя, так и от инициативы учащихся в ходе аналитической беседы, а потом входе закрепления материала.

4.  В ходе  урока используется наглядный  материал (фрагмент диафильма, картина  И. Шишкина «На севере диком...»)

5.  В ходе  осознания нового материала просматривается  связь с пройденным материалом, формируется система знаний, используется  межпредметная связь. Связь с  жизнью, связь теории и практики.

6.  Формы и  методы работы соответствуют  содержанию и поставленным целям.

7.  Использование  итоговой беседы способствует  логическому завершению Общие  выводы: урок цели достиг, содержание урока соответствует требованиям программы, рационально использованы различные метода урока, направленные на реализацию поставленных целей. 
 

6 класс урок  русского языка Тема: фразеологизмы

Цель: продолжить работу с фразеологизмами, их значением, происхождением, с фразеологическими  словарями; учить компетентно и  плодотворно обсуждать проблемные вопросы, совершенствовать речевую  компетенцию, доказывать, убеждать. Аргументировать свою точку зрения, выступать публично; способствовать пополнению лексического запаса, развитию яркой и образной речи; воспитывать уважение к традициям, интерес к истории создания фразеологических оборотов, прививать любовь к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронная  доска, краткие фразеологические словари (под редакцией Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанского), учебник (И. Ф. Гудзик, В. А. Корсаков)

I Выбор цели правильный, учитывается тип урока.

II Организация урока

1. Структура  урока и её последовательность: - организационный момент

- целепологание  и мотивация учебной деятельности

- работа над  темой урока

- работа учащихся  по защите проекта

- закрепление  знаний и умений учащихся

- обобщение знаний  и подведение итогов работы

- домашнее задание

Структура урока  соответствует требованиям данного  типа урока. Построение урока соответствует  содержанию и поставленным целям. В  планировании урока сочетается групповая  работа (создание ученического проекта), фронтальная, индивидуальная и творческая работа.

III Психологический аспект урока.

1.  Мотивация  учебной деятельности (опережающее  задание - создание ученического  проекта) создаёт атмосферу творчества.

2.  Цель работы  над проектом - развитие коммуникативной компетенции, создание возможностей для всесторонней активизации мышления, развитие творческого потенциала учащихся.

3.  В ходе  работы над проектом ученики  учатся исследовать, сопоставлять, анализировать.

4.  В ходе  закрепления знаний и умений учащиеся выполняют задание, способствующее развитию логического мышления

IV Методический аспект урока.

1.  Цель поставлена  на уровне закрепления и совершенствования  умений и навыков.

2.  Над созданием  проекта работали 3 группы:

1)  группа  занималась полевой работой, собирала, изучала материал. Создавала презентацию.

2)  Группа  сопоставляла, анализировала, оценивала  информацию.

3)  Группа  обобщала материал исследований, делала выводы.

Проектная деятельность способствует развитию творческого  мышления, формирует навык самостоятельной работы.

3.   Создание  проблемной ситуации перед защитой  проекта даёт возможность для  коллективной мыслительной деятельности. Решая проблемные вопросы. Группа  учащихся узнаёт много интересного  о фразеологических оборотах, исследует, являются ли Фразеологические обороты живыми свидетелями прошлого, сравнивает, делает выводы.

4.  В ходе  закреплений умений и навыков  формируется навык практического  применения изученного материала  (находят фразеологизмы, объясняют  их смысл, происхождение, составляют предложения с использованием фразеологических оборотов).

5.  Для формирования  и применения навыков используется  творческое задание, пантомима  (изобразить фразеологический оборот).

6.  При обобщении  знаний формируется установка  на запоминание и воспроизведение изученного, вырабатывается навык аргументированного ответа, навык самооценки и саморегуляции, стимулировании поиска учащимися идей.

7.  Дифференцированное  домашнее задание формирует не  только навык самостоятельной  работы, но и повышает уровень учебной мотивации, стремление к творчеству.

Общие выводы: Урок цели достиг, содержание урока соответствует  требованиям программы, построен на хорошем научном уровне с использованием современных информационных технологий. Методы работы эффективны, направлены на реализацию поставленных целей.

Продумана система  проблемных вопросов, совершенствования навыков агументированного ответа, умения выступать публично. Совместная деятельность учителя и ученика направлена на формирование и создание творческой атмосферы, выработку навыка практического применения изученного материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1.Бабанский Ю.К.  Педагогика/ Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 1983. – 370 с.

2.Данилов М.Л.  Процесс обучения в советской школе/ М.Л. Данилов  - М.: Просвещение, 1960. – 169 с.

З.Зязюн   И.    Философские   проекции   образования   и   образовательных

технологий / И.Зязюн // путь образования. - 1996. - N 1. - С. 5.

4.Ильина Т.А.  Педагогика, курс лекций./ Т.А. Ильина -  М.: Просвещение,  1984. – 270 с.

5.Колесникова  И. А. Педагогические цивилизации  и их парадигмы / И.А.

Колесникова // Педагогика - 1995. - N6. - С.84 - 89.

7.Коменский Я.А.  Избранные педагогические сочинения/ Я.А. Коменский -                     М.: 1982.

8.Краевский В.В., Лернер. И.Я. Теоретические основы процесса обучения в

советской школе./ В.В. Краевский, И.Я. Лернер. - М.: 1989.

9.Краевский   В.В.   Педагогика   между   философией   и   психологией   /

В.В.Краевский // Педагогика - 1994. - N 6. - С. 24 - 21.

10.Краткий словарь  педагогических понятий:/Авт.-сост. А.А. Пермяков, В.

В. Морозов, Э. Р. Зарединова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Кривой Рог;

Симферополь: Видавничий дім, 2010. - 144 с.

11.Круткецкий  В.А. Психология обучения и  воспитания школьников/ В.А. Круткецкий - М.: Просвещение, 1989.

12.Лернер.   И.Я.   Журавлев.   И.К.      Современная  дидактика:   теория  —

практике./ И.Я. Лернер, И.К. Журавлев. - М.: Знание, 1995.

13.Лернер И.Я.  Процесс обучения и его закономерности. / И.Я. Лернер - М.: Знание, 1980.

14.Лихачев Б.Т.  Педагогика./ Б.Т. Лихачев - М.: Прометей, 1996

15.Национальная  доктрина развития образования  Украины в 21 столетие.

- К.: Школьный  свет, 2001.

16.Оконь В.  Введение в общую дидактику/В. Оконь - М.: Просвещение, 1990

17.Онищук В.А.  Дидактика современной школы./ В.А. Онищук – Киев.: Вища школа, 1987. – 271 с.

18.Педагогика  /[под редакцией Щукиной] - Л.: Печатный Двор, 1981. 19.Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: / И.Г. Песталоцци -  М.: Владос,1981.

20.Пидкасистый  П.И. Педагогика./П. И. Пидкасистый - М.: Книга 1995

21 .Подласый И.П.   Педагогика. - М.: Владос, 1999

22.Романенко   Н.И.   Разработка   методологии   социально   философского исследования современного образования традиционной философией / Н. И.

Романенко // Философия. Культура. Жизнь. - 2002. - С. 120 - 128.

23.Савин Н.В.«Педагогика»-М.:Просвещение; 1978.

24.Скаткин М.Н.  Дидактика средней школы. - М., 1982.

25.Тарасов Л.В.  Необходимость перестройки преподавания  естественных предметов на основе интегративно - гуманитарного подхода / Л.В. Тарасов //

Физика в школе. - 1989. - N 4. - С. 32 - 44 .

26.Ушинский К.Д.  Избранные педагогические сочинения.  М., 1979.

27.Хуторской  А.В.   Современная дидактика:  учебник для вузов  / А.В.

Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

28.Ямбург Е.А.  Школа для всех / Е.А. Ямбург. - М.: Новая школа, 1997 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблема принципов обучения в истории педагогической науки