Проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:29, курсовая работа

Описание

Цель работы: показать возможности проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе
Задачи:
Рассмотреть основы концепции проблемного обучения.
Определить возможности и технология проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин.
Разработать методику преподавания уроков права с помощью проблемного метода.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемного обучения правовым дисциплинам в общеобразовательной школе 5
1.1. Концепция проблемного обучения в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Возможности и технология проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин 12
Глава 2 Разработка методики преподавания правовых дисциплин с помощью проблемного метода 22
2.1. Методические особенности разработки курса «Правоведения» 22
2.2. Конспекты уроков с применением проблемных методов 25
Заключение 40
Литература 43

Работа состоит из  1 файл

Проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе - Самарина.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

         Факультет социологии, экономики  и права 

     Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических                 дисциплин 
 
 
 
 
 
 

         КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ:  

ПРОБЛЕМНОЕ  ОБУЧЕНИЕ ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ       В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 
 

                  Научный руководитель:

                  Долгих М.В. 

                  Автор:

                  Студентка группы ЮУЗ-2-07

                  Самарина  Ю.Г. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

                                        Челябинск

                                           2010г.

 

Содержание 

 

Введение

 

    Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня школу, проблемное обучение занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования. Вместе с тем, теория и технология развивающего обучения далеки от завершения. Более того, понятие «проблемное обучение» существует на уровне довольно расплывчатого образа и трактуется далеко не однозначно даже специалистами.

    Эта тема актуальна в педагогике и психологии в настоящее время, так как она подразумевает  поиск научных основ обучения, в качестве которых признавались бы индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития.

    Проблемное  обучение определяется как система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

    В разработке принципиальных положений  концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.

    Однако  в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с  проблемами применения проблемного обучения правовым дисциплинам в общеобразовательной школе, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможностей методов обучения в плане правового образования.

    Объект  работы: методика преподавания правовых дисциплин в общеобразовательной школе.

    Предмет работы: проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе.

    Цель  работы: показать возможности проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе

    Задачи:

    1. Рассмотреть основы концепции проблемного обучения.
    2. Определить возможности и технология проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин.
    3. Разработать методику преподавания уроков права с помощью проблемного метода.

    Гипотеза: применение проблемного метода в  ходе преподавания правовых дисциплин повышает эффективность усвоения материала, повышает активность учащихся.

    Были  выбраны следующие методы исследования:

    1. Анализ теоретической и методической литературы;

    2. Изучение методических разработок  педагогов;

    3. Методы педагогического проектирования.

    Курсовая  работа включает следующие структурные  компоненты: титульный лист, лист "Оглавление", "Введение", основную часть (главы, разбитые на параграфы), "Заключение", "Библиографический список"

    Практическая  значимость работы состоит в том, что разработанные конспекты уроков можно использовать в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе.

 

Глава 1 Теоретические аспекты проблемного обучения правовым дисциплинам в общеобразовательной школе

1.1. Концепция проблемного обучения в психолого-педагогической литературе

 

    Начиная с 1960-х гг. в педагогической науке  разрабатываются различные подходы  к построению развивающего обучения. Л. В.Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала; обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности; обеспечение осознания учащимися процесса учения. А.М.Матюшкин, М. И. Махмутов и другие разрабатывали основы проблемного обучения. И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин предложили систему развивающих методов обучения; В. В.Давыдов и Д. Б. Эльконин разработали концепцию содержательного обобщения в обучении, И.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и другие обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий [1, c. 23].

    Объединяющей  идеей ведущихся научных поисков и педагогической практики развивающего обучения является мысль о необходимости существенного расширения сферы развивающего влияния обучения. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности - это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функций [11, c. 107].

    Концепция проблемного обучения связана с интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития учащихся, и прежде всего творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. Разработка этой концепции обусловлена тем, что в последние годы быстро увеличивается общий объем научных познаний (по мнению ученых, он удваивается каждые восемь лет). Стремительно нарастающий поток научной информации приводит к тому, что с каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в школе или вузе. Ни одно образовательное учреждение не в состоянии дать человеку все те знания, которые ему будут необходимы для работы. Всю жизнь надо будет учиться, пополнять свои знания, чтобы не отстать от бурного темпа жизни, от стремительного прогресса науки и техники [19, c. 21].

    Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 60-х - начале 70-х гг. (Т.В. Кудрявцев [12], A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов [15], В. Оконь [21] и др.)

    Суть  проблемного обучения заключается  в создании проблемных ситуация, осознании, принятии и решении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя (при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего).

    Концепция проблемного обучения получила широкое  распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.

    Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь, 1975) [21, c. 45].

    Проблемное  обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения  которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций [17, c. 197].

    Проблемное  обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания [32, c. 161].

    В основу проблемного обучения легли  идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах ХХ века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

    Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач [36, c. 224].

    Теория  провозглашает тезис о необходимости  стимуляции творческой деятельности учащегося  и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

    Основные психологические  условия для успешного применения проблемного обучения [2, c. 148]

  1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
  2. Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям.
  3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
  4. Задания должны быть таковыми, что бы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

    Проблемное  обучение – это обучение, при  котором усвоение содержания материала  осуществляется в процессе решения  специальных проблемных ситуаций.  В нем сочетается систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых выводов науки.

    В основе проблемного обучения лежит  особый вид взаимодействия учителя  и учащихся, который характеризуется  системой самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. Это должно быть оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся по усвоению ими системы научных знаний, понятий и приемов, способов логического мышления [12, c. 90].

    Проблемное  обучение строится с учетом психологической  теории деятельности, по которой продуктивное мышление человека начинается с проблемной ситуации, с проблемы. Проб­лемная  ситуация – это состояние интеллектуального затруднения человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом. Это побуждает человека искать новый способ объ­яснения или действия. Проблемная ситуация является пусковым моментом мышления.

    В условиях проблемной ситуации выделяются следующие этапы продуктивной познавательной деятельности человека: возникновение проблемной ситуации – вычленение проблемы, заключенной в ней и осознанной человеком, – поиск способов решения проблемы – решение [9, c. 179].

    Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов  преподавания, которые приводили  бы к возникновению взаимосвязанных  проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками творческих методов учения. Однако возникновение проблемной ситуации происходит не всегда. Оно возможно, как правило, в следующих видах деятельности:

    1) решение новых для ученика  задач; 

    2) составление задач и их решение; 

    3) логический анализ текста;

    4) ученическое исследование, сочинение; 

    5) рационализация и изобретение; 

    6) конструирование и т.д. [12, c. 115]

    Дидактическая классификация учебных проблем  может быть проведена по нескольким основаниям [15, c. 76-78].

    По  области и месту возникновения  выделяют:

      а) предметные проблемы, которые  возникают в пределах одного  учебного предмета и решаются  методами и средствами этого  предмета;

Информация о работе Проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе