Проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:29, курсовая работа

Описание

Цель работы: показать возможности проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе
Задачи:
Рассмотреть основы концепции проблемного обучения.
Определить возможности и технология проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин.
Разработать методику преподавания уроков права с помощью проблемного метода.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемного обучения правовым дисциплинам в общеобразовательной школе 5
1.1. Концепция проблемного обучения в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Возможности и технология проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин 12
Глава 2 Разработка методики преподавания правовых дисциплин с помощью проблемного метода 22
2.1. Методические особенности разработки курса «Правоведения» 22
2.2. Конспекты уроков с применением проблемных методов 25
Заключение 40
Литература 43

Работа состоит из  1 файл

Проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе - Самарина.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

    5. Итоговый этап

    Учитель подводит итоги урока и формулирует  выводы: «Права человека – это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные  права, выражающие реальные возможности  личности пользоваться благами для  удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.

    Всеобщая декларация прав человека – важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле».

    При подведении итогов урока возможно выделить механизмы защиты прав человека, применяемые в Российской Федерации. В таком случае целесообразен краткий анализ проблем современного российского гражданского общества. Следует подчеркнуть, что процесс становления зрелого гражданского общества не может быть завершен без просвещения и образования в области прав человека, без осознания каждым основных идей и принципов Декларации. То есть, необходимо понимание значения образования и просвещения в области прав человека как системообразующей составляющей формирования гражданского общества. 

 

Заключение

 

    Современное образование претерпевает значительные изменения, обусловленные обновлением  его содержания, преемственной связью программ всех ступеней образования, перестройкой взаимодействия в системе “педагог-ребенок”.

    Поэтому последние несколько лет стали  для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, новых образовательных технологий, путей развития. На данный момент сложилось  уже значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность.

    Одной из важных задач современного образования  является создание условий для формирования гармонично развитой личности. При  этом важный показатель гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Следовательно, современные образовательные технологии должны быть нацелены на развитие интеллектуальных способностей личности, способной к самореализации, самовыражению во всех формах жизнедеятельности – сознании, поведении, деятельности, социального взаимодействия.

    Среди современных образовательных технологий можно выделить технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это такие образовательные технологии, как: технология игрового обучения, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых модулей учебного материала, технология проблемного обучения.

    Сегодня под проблемным обучением (технологией  проблемного обучения) понимается такая  организация учебного процесса, которая  предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий - СУД).

    В России наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер и др.

    Цель  проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы  знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.

    Проблемное  обучение основано на создании особого  вида мотивации - проблемной, поэтому  требует адекватного конструирования  дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

    Проблемные  ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, виду рассогласования информации, другим методическим особенностям

    При проблемном обучении деятельность учителя  состоит в том, что он, довел  в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы  и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

    В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание , воля, творческое воображение.

    Создание  психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это "вопросное  состояние", поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.

    Проблемные  ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

    Технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.

    На  сегодняшний день все новые подходы  и методы обучения, по сути, сводятся к одному – поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Одна из таких форм – проблемное обучение, когда учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения. Проблемное обучение может являться первым, подготовительным этапом проектной деятельности.

 

Литература

 
  1. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. — М.: Изд-во  ИПП, 2003. —307с.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2007. — 304с.
  3. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: «Знание», 1983. — 96 с.
  4. Габай Т. В. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.— М.: Академия, 2003.
  5. Гузив В.В. Методы и организационные формы обучения. —  М.: Народное образование, 2001.— 274с.
  6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.—  М.: ЮРАИТ, 2004.
  7. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании  // Завуч. — 2008, №1.— 144с.
  8. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современные интерпретации: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2001. —188с.
  9. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 528с.
  10. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010.—  166 с.
  11. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
  12. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. — 80с.
  13. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.
  14. Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — С. 186—203.
  15. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240 с.
  16. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – М.:. Новый учебник, 2002. – 192 с.
  17. Мижериков, В.А. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 316с.
  18. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.: Новый учебник, 2004. – 224 с.
  19. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. —  М.: Эгвес, 2000.
  20. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова.—  Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2003.— 372с.
  21. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — 208 с.
  22. Организация внеурочной работы по праву / Сб. статей. М.: Новый учебник, 2002. – 440 с.
  23. Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт / Сб. материалов. – М.: Новый учебник, 2002. – 272 с.
  24. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учебник для студ. высших учебных заведений. – М.: Владос, 2003. – 400 с.
  25. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. учеб. заведений. / С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шеменов идр. Под. ред. С.А, Смирнова. —  3-е издание, испр. и допол.— М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512с.
  26. Первые шаги: начальный курс обучения правам человека. – М.: Права человека, 2003. – 216 с.
  27. Петренко О.Л. Дебаты на уроках права // Основы государства и права. — 1997. — № 5. — С. 32 – 33.
  28. Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2000.— 450с.
  29. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учеб. пособ. – М.: Инфра-М, 2001. — 492с.
  30. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Вента-Граф,  2002.— 416с.
  31. Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики. – М.: НОРМА-ИНФРА 2001. – 157 с.
  32. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. —  М.: АСТ,  2000. — 380с.
  33. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика. — М.: Вентана-Граф, 2006.— 368 с.
  34. Сто уроков по правам ребенка / Л. И. Смагина, А. С. Карнейчик, И. А. Царик. – Мн.: Университетское, 1998. – 120 с.
  35. Суворова Н.Г., Петрова Т.В. Оценивание достижений учащихся в области правового образования. – М.: Новый учебник, 2003. – 192 с.
  36. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.

Информация о работе Проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе