Проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:29, курсовая работа

Описание

Цель работы: показать возможности проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе
Задачи:
Рассмотреть основы концепции проблемного обучения.
Определить возможности и технология проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин.
Разработать методику преподавания уроков права с помощью проблемного метода.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемного обучения правовым дисциплинам в общеобразовательной школе 5
1.1. Концепция проблемного обучения в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Возможности и технология проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин 12
Глава 2 Разработка методики преподавания правовых дисциплин с помощью проблемного метода 22
2.1. Методические особенности разработки курса «Правоведения» 22
2.2. Конспекты уроков с применением проблемных методов 25
Заключение 40
Литература 43

Работа состоит из  1 файл

Проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе - Самарина.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

    1) правильная и четкая формулировка проблемы;

    2) составление плана решения (выбор  вариантов решения);

    3) выдвижение предположений и обоснование  гипотез;

    4) доказательство гипотезы;

    5) проверка решения проблемы;

    6) повторение и анализ процесса  решения. Ученики должны понять  каждый шаг решения, суть допущенных ошибок, неправильных предположений, гипотез [36, c. 115].

    

    Рис. 2. Технологическая схема цикла  проблемного обучения 
 

    Рассмотрим  подробнее некоторые из этапов решения [11, c. 163] .

    1. Формулировка проблемы, как уже  было показано, означает, что ученик понимает возникшую перед ним задачу и в некоторой степени видит возможные пути ее решения. Осознав невозможность решения проблемы ни одним из известных ему способов, ученик начинает сбор информации о признаках и свойствах элементов, составляющих проблемную ситуацию, переработка которых и будет составлять усвоение нового знания.

    2. Составление плана решения предполагает  определенную степень актуализации  прежнего опыта и способов  решения. Составление плана зависит  от умения ученика предвидеть последующие шаги. Он мысленно забегает вперед, смутно представляя себе результат решения, фиксируя последовательность своих действий на основе опыта решения проблем вообще, на основе интуитивного мышления. В итоге такого мысленного забегания вперед воз­никает идея решения, предположение о принципе, на котором оно, вероятно, будет построено. Однако предположение не всегда оказывается приемлемым способом решения возникшей проблемы. Часто только одно из многих предположений может создать гипотезу.

    3. Гипотезой можно считать только обоснованное предположение. Она определяет направление познавательной деятельности в создавшейся проблемной ситуации. Построение гипотезы возможно только на основе тщательного изучения явлений, фактов, данных учебной задачи.

    4. Доказательство гипотезы происходит  сразу после ее выдвижения  и обоснования. Процесс доказательства  осуществляется путем выведения  из гипотезы следствий, которые  подвер­гаются практической проверке  или сопоставляются с другими  понятиями или знаниями.

    Для этого необходимо научить школьников анализировать учебный материал, выделять в нем главные и второстепенные элементы, сравнивать, сопоставлять, синтезировать, обобщать и делать выводы. И самое главное – учащиеся должны уметь держать в уме основную нить рассуждений, не теряя цели анализа фактов. Тогда ученик самостоятельно будет искать в различных источниках дополнительные факты, которые могут содержать новые для него знания.

    Умение  находить в учебном материале  новые и нужные факты и приемы для доказательства и практической проверки правильности выдвинутой гипотезы – одно из важнейших условий решения учебных проблем. Выдвижение первичных гипотез о пути решения проблемы, обоснование гипотезы и ее доказательство является процессом творческого усвоения учащимися новых действий, знаний и отношений [12, c. 87].

    5. Истинность новых знаний проверяется  на практике. Этому этапу решения  соответствует этап учебной деятельности, в результате которого или  практически завершается доказательство  выдвинутой гипотезы, или решение одной проблемы перерастает в другую, или добытые знания непосредственно прилагаются к учебно-практической деятельности. В большинстве случаев добытое новое знание, или отношение, или способ действия закрепляются путем его последующего применения в упражнениях и самостоятельных работах.

    В ходе организации проблемного обучения учащиеся не просто усваивают отдельные  знания, способы действия или отношения. Они должны понять общий принцип, закономерность, лежащую в их основе. В результате происходит переход к более высокому уровню мыслительных действий, к более экономным, сокращенным формам их выполнения. Следствием усвоения общего принципа является также возможность последующего применения знаний в любых сходных ситуациях.

    Уровни  проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления [8, c. 130].

    Уровень обычной несамостоятельной активности - это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.

    Уровень полусамостоятельной активности характеризуется  применением усвоенных знаний в  новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.

    Уровень самостоятельной активности предусматривает  выполнение самостоятельных работ  репродуктивно-поискового типа, когда  обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы, - помощь педагога при этом минимальна.

    Уровень творческой активности характеризует  выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; художественное творчество тоже относится к этому уровню.

    Логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер (одно-, двух-, трехлинейный), а более сложный - спиралеобразный, "криволинейный" вид. Логика учебного процесса такова: если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на ее разрешение, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена [12].

    Несколько слов о проблемной организации учебного процесса. Она может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя учитель, в зависимости от характера выдвинутой проблемы. Существует несколько основных принципов организации проблемного урока [29, c. 174].

    1. Изучение учебной темы начинается  с постановки перед учащимся  основной исходной проблемной  задачи. При этом надо по возможности находить такие формы подачи материала и такие содержательные моменты, которые вызовут интерес учащихся.

    2. Все дальнейшее изучение учебной  темы должно проводиться путем  развертывания системы заданий,  причем эта система должна обладать внутренней логикой, когда каждая последующая задача логически вытекает из предыдущей. Учебный материал делиться на небольшие порции - отдельные шаги. Каждый шаг содержит логически законченную информацию и вопрос, на который должен дать ответ ученик. Ответ на поставленный вопрос и становиться отправной точкой для следующего шага в процессе разрешения проблемной ситуации.

    3. Очень важно, чтобы логика развертывания  системы задач была ясна не  только самому учителю, но и  всем учащимся, чтобы эта логика вела весь процесс изучения учебного материала. В некоторых случаях учитель может вербализовать сущность возникающих задач и логику их развертывания.

    Таким образом, сегодня мы являемся свидетелями  процесса перехода от “школы объяснения”  к “школе развития”. Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Совершенно очевидно, что ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение, наряду с методом учебных проектов, применением новых методов обучения (например, учебных деловых игр и т.д.) станет важным фактором успешного проведения занятий в рамках профильных курсов. Проблемное обучение- будущее нашего образования.

 

Глава 2 Разработка методики преподавания правовых дисциплин с помощью  проблемного метода

2.1. Методические особенности  разработки курса  «Правоведения»

 

    В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении теоретических вопросов по различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе. В результате изучения курса «Правоведение» воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми [26, c. 14].

    Программа курса «Правоведение» предназначена  для 10-11-х классов с ориентацией  на гуманитарный профиль. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.

    Изменения, происходящие в мире и России, современная социокультурная ситуация активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров.

    Приоритетной  задачей образования становится создание такой совокупности условий  развития обучающегося, которая обеспечит  в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей [31, c. 22].

    Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет на только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки в социальной сфере. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практики обуславливает также значительный воспитательный потенциал правовых курсов.

    Актуальность  введения вопросов права в преподавание современного обществознания обусловило необходимость разработки программно-методического  обеспечения данного курса, методологическую основу которого составляет адаптивная программа «Право и политика».

    Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учётом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы [26, c. 34].

    Целью курса является формирование интереса к праву, создание основы для становления  правовой компетенции выпускников  и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального  образования.

    Для реализации поставленных целей программа предусматривает решение основных задач:

    • знакомство с историей становления правового государства;
    • изучение основ важнейших отраслей российского права;
    • формирование у старшеклассников практических навыков применения полученных знаний в конкретных жизненных ситуациях.

    Формы проведения занятий: лекция, семинар, практическая работа, деловая игра, конференция.

    В результате изучения данного курса  учащиеся должны знать:

Информация о работе Проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе