Проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:29, курсовая работа

Описание

Цель работы: показать возможности проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе
Задачи:
Рассмотреть основы концепции проблемного обучения.
Определить возможности и технология проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин.
Разработать методику преподавания уроков права с помощью проблемного метода.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемного обучения правовым дисциплинам в общеобразовательной школе 5
1.1. Концепция проблемного обучения в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Возможности и технология проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин 12
Глава 2 Разработка методики преподавания правовых дисциплин с помощью проблемного метода 22
2.1. Методические особенности разработки курса «Правоведения» 22
2.2. Конспекты уроков с применением проблемных методов 25
Заключение 40
Литература 43

Работа состоит из  1 файл

Проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе - Самарина.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

    4. Этап закрепления нового материала

    Дискуссия «Защита прав человека».

    Проводится  в стиле телевизионного ток-шоу  с целью проверки усвоения знаний. Все группы получают задание определить, в каких из перечисленных ситуаций имеет место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права

    5. Итоговый этап

    Учитель подводит итоги урока и формулирует  выводы  

    Ход урока

    1. Организационный этап

    2. Актуализация опорных знаний

    Опрос

    Что такое права человека?

    Какие права человека вы можете назвать?

    3. Этап изучения нового материала

    История создания Декларации и ее значение в современном мире.

    Учитель начинает урок и поясняет, что испокон  веков люди пытались обрести свободу  и узаконить свои права. Лучшие умы  человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он – человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

    Учитель рассказывает о том, что вскоре после  окончания Второй мировой войны, в 1945 году была образована ООН, целью  которой является поддержание мира между народами и безопасности.

    В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс-Президента США Франклина  Рузвельта, активистом в области  прав человека, подготовила специальный  документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире –    Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.

    Наибольший  вклад в работу Комиссии по выработке  проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).

    10 декабря 1948 года в Париже на  третьей сессии Генеральной Ассамблеи  ООН была принята Декларация, которая определила базовые права  человека.

    Этот  небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

    К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу  и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.

    Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное  участие в культурной жизни общества и право на использование мировых  научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.

    Декларация  – это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.

    Тем не менее, Декларация прав человека ООН  имеет прямое действие, то есть на нее  можно ссылаться при защите своих  прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

    Кроме того, на основании декларации построены  два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

    Тест  документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных  положений. По различным оценкам  экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.

    Необходимо  отметить, что в 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.

    Учитель может упомянуть, что 10 декабря 2008 года заканчивается кампания по случаю 60-летия  Всеобщей Декларации прав человека, которая  началась год назад, 10 декабря 2007 года.

    Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для всех и каждого пока еще остается не достигнутой.

    Рассказ учителя может иллюстрировать фрагмент документального фильма об истории создания Декларации прав человека (3–4 минуты).

    Постановка  проблемы: Спустя 60 лет имеет ли этот документ большую значимость для развития демократических правовых государств?

    При ответах на поставленные во время урока вопросы обучающиеся пользуются следующей формулой:

    Говорят о своей позиции (Я считаю, что…);

    Объясняют ее (Потому что…);

    Приводят  примеры (Я могу подтвердить примерами…);

    Делают  выводы (Таким образом, мой вывод…).

    Вопрос: Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?

    Обсуждение  таблицы-схемы. На доске или листе ватмана находится схема «Права и свободы личности» (личные права; социально-экономические права; политические права и свободы).

    Учитель поясняет, что на схеме представлены основные права и свободы, традиционно классифицируемые в юридической науке и документах, защищающих права человека.

    Вопросы и задания:

    Что Вы знаете об указанных правах и  свободах личности? Назовите конкретные права, используя свой багаж знаний.

    Докажите  кратко, что все права и свободы  универсальны и неотчуждаемы. Для  этого возьмите любое право и  прочтите его, подставив частицу  «не». (Например, «НЕ каждый человек  имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях». Что  из этого следует? Какие права будут нарушены?)

    Возможно  ли достижение полного равенства  между людьми? Как вы понимаете  равенство прав и обязанностей?

    Работа  в группах.

    Постановка  проблемы.

    Работа  в группах проводится по тексту Декларации.

    Класс делится на 4 группы по 6–7 человек. Каждая группа размещается за отдельным столом и снабжается текстом документа. Всем ученикам предлагается прочитать текст Преамбулы.

    Установочные  вопросы: Какие цели выдвигает Декларация перед мировым сообществом? К  кому обращена Декларация? Какие намечены пути проведения в жизнь провозглашенных в ней прав и свобод?

    Задания для самостоятельной работы в  группах:

    1-я  группа:

    • Ознакомиться с текстом Декларации.
    • Определить сущность и значимость правовой защиты гражданских прав человека.
    • Выделить, выписать и систематизировать гражданские права человека, обозначить основания систематизации.
    • Защитить свой мини-проект.

    2-я  группа:

    • Ознакомиться с текстом Декларации о политических правах.
    • Определить сущность этих прав.
    • Выделить, выписать и систематизировать политические права человека, обозначить основания систематизации.
    • Защитить свой мини-проект.

    3-я  группа:

    • Ознакомиться с текстом Декларации о социально-экономических правах.
    • Определить их сущность.
    • Выделить, выписать и систематизировать социально-экономические права человека, обозначить основания систематизации.
    • Защитить свой мини-проект.

    4-я  группа:

    • Ознакомиться с текстом Декларации об ограничениях прав и обязанностях человека.
    • Определить их сущность.
    • Выписать и систематизировать отмеченные ограничения прав и обязанности человека, обозначить основания систематизации.
    • Защитить свой мини-проект.

    Защита  мини-проектов (кластеров). Для презентации  каждой группе отводится 2 минуты. Участники  других групп слушают объяснение и переносят кластеры себе в тетрадь.

    Можно для работы в группах предложить не весь текст, а только обсуждение принципов Декларации и их последующего внедрения в международную и  национальную систему.

    4. Этап закрепления нового материала

    Дискуссия «Защита прав человека».

    Проводится  в стиле телевизионного ток-шоу с целью проверки усвоения знаний. Все группы получают задание определить, в каких из перечисленных ситуаций имеет место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права:

    • хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;
    • учитель на уроке обозвал ученика;
    • два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;
    • неизвестные ограбили квартиру;
    • милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;
    • вас не приняли на работу без объяснения причины;
    • в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;
    • вас не включили в избирательный список по выборам депутатов в Государственную Думу Российской Федерации.

    Такая форма проведения дискуссии совмещает  в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Необходимо назначить по одному представителю от группы, кто будет вести дискуссию о способах защиты прав человека в государстве. Зрители (другие обучающиеся) вступают в обсуждение позже: они или высказывают свое мнение, или задают вопросы участникам беседы. Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу дает возможность выразить разные точки зрения по заданной теме. Однако не следует забывать, что основные участники обсуждения должны быть достаточно компетентны в данной области и хорошо подготовлены к конкретной беседе (лучше, если обучающиеся будут заранее подготовлены по вопросу о защите прав человека, используя знания по праву и обществознанию). Важно также, чтобы личные качества выступающих не отвлекали внимания от темы дискуссии и чтобы все участники имели равные возможности высказать свою точку зрения (выступление не должно продолжаться более 3-х минут).

    Первыми выступают основные участники. Их выступления  продолжаются не более трех минут, после  чего учитель приглашает остальных  школьников приступить к обсуждению. Учитель должен следить за тем, чтобы участники дискуссии не отклонялись от заданной темы. Продолжительность дискуссии не должна превышать 20 минут. По окончании дискуссии учитель подводит итоги, дает краткий анализ высказываний основных участников.

Информация о работе Проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе