Проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:29, курсовая работа

Описание

Цель работы: показать возможности проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе
Задачи:
Рассмотреть основы концепции проблемного обучения.
Определить возможности и технология проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин.
Разработать методику преподавания уроков права с помощью проблемного метода.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемного обучения правовым дисциплинам в общеобразовательной школе 5
1.1. Концепция проблемного обучения в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Возможности и технология проблемного обучения в преподавании правовых дисциплин 12
Глава 2 Разработка методики преподавания правовых дисциплин с помощью проблемного метода 22
2.1. Методические особенности разработки курса «Правоведения» 22
2.2. Конспекты уроков с применением проблемных методов 25
Заключение 40
Литература 43

Работа состоит из  1 файл

Проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе - Самарина.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)
    • проблемы становления правового государства в России;
    • основные положения ведущих отраслей отечественного права.

    Должны  уметь:

    • разбираться в правовых вопросах и ориентироваться в российском законодательстве;
    • теоретически анализировать правовые ситуации;
    • реализовывать свои права в социальной сфере в широком правовом контексте.

 

2.2. Конспекты уроков  с применением  проблемных методов

 

Урок  права в 11-м классе "Правовое государство в России" 

    Цели:

    • углубление знаний учащихся по теме, развитие представлений о системе функционирования и взаимодействия органов государственной власти, в основу которой положен принцип разделения властей;
    • совершенствование общеучебных умений и навыков: работа с учебной книгой, с дополнительным источником, отбор материала, его систематизация;
    • формирование правовой культуры учащихся.

    Методическая цель: формирование информационной компетенции школьников.

    Форма проведения: урок – практикум.

    Методы обучения:

    Объяснение  учителя, проблемное изложение, самостоятельная  работа учащихся, выполнение практической работы.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    • индивидуальная;
    • фронтальная;
    • групповая.

    Оборудование  урока: текст Конституции РФ, листы бумаги, ватман, ручки.

    План  урока:

    1. Организационный этап

    2. Актуализация опорных знаний по теме «Правовое государство». Рефлексия.

    3. Этап изучения нового материала

    Постановка  проблемы: выяснить, действительно  ли Россия находится на пути к укреплению правового государства?

    Работа  в группах: инструктаж, практическая работа. Учебная задача: проанализировав  материалы учебника, прессы, главы 4 – 7 Конституции РФ, определить принципы и содержание органов в системе государственной власти РФ.

    4. Этап закрепления нового материала

    Обобщение результатов работы групп. Составление  структурно – логической схемы. Учебная  задача: определить, реализуется ли на деле в современной системе государственной власти РФ принцип разделения властей?

    5. Итоговый этап

    Тест  на закрепление ЗУН.

    Рефлексия. Подведение итогов. 

    Ход урока

    1. Организационный этап (3 мин.)

    Проверка  присутствующих, сообщение темы урока.

    2. Актуализация опорных знаний по теме «Правовое государство» (5 мин).

    • Дайте определение термина «Правовое государство».
    • Назовите и прокомментируйте основные принципы правового государства.
    • Раскройте сущность принципа разделения властей.

    Рефлексия. Закончите мысль: «Власть, ………., а не ……….., - вот что такое правовое государство». Прокомментируйте её.

    3. Этап изучения нового материала  (20 мин)

    Задания для практической работы по теме «Система государственной власти РФ».

    Постановка  проблемы.

    Учебная задача: проанализировав материалы учебника, Конституции РФ, прессы, определить принципы и содержание органов в системе государственной власти РФ.

    Форма работы: групповая.

    Группа  №1 - работа по теме «Президент РФ». Глава 4 Конституции РФ.

    Практические  задачи:

    • Заполните I блок структурно-логической схемы, где должны быть освещены следующие вопросы: порядок избрания, функции Президента, Президент и Государственная Дума, Президент и Совет Федерации, порядок отрешения Президента от власти.
    • Почему Президент РФ обладает неприкосновенностью?
    • Кто является Президентом РФ, когда он избран? Каков его рейтинг в настоящее время? (Интернет – консультация).

    Группа  №2 – работа по теме «Законодательная власть РФ». Глава 5 Конституции РФ.

    Практические  задачи:

    • Как называется главный законодательный орган страны?
    • Раскройте структуру парламента и функции его палат, их состав, порядок формирования и роспуска.
    • Назовите имена и фамилии председателей представительных органов власти, действующих в стране в настоящее время (Интернет – консультация).
    • По данной теме заполните II блок структурно – логической схемы.

    Группа  №3 – работа по теме «Исполнительная  власть РФ». Глава 6 Конституции РФ.

    Практические  задачи:

    • Кто осуществляет в РФ исполнительную власть?
    • Кто входит в состав Правительства РФ, на каких условиях? Назовите имя и фамилию действующего председателя Правительства РФ (Интернет – консультация)
    • Каковы последствия отставки Правительства РФ?
    • Кем может быть выражено недоверие Правительству РФ?
    • Определите функции Правительства, заполните III блок структурно – логической схемы.

    Группа  №4 – работа по теме «Судебная власть РФ». Глава 7 Конституции РФ.

    Практические  задачи:

    • Кто осуществляет правосудие в РФ?
    • Раскройте структуру судебной системы РФ, заполните IV блок структурно – логической схемы.
    • Составьте положение о судье РФ.
    • Каков смысл конституционного термина «правосудие»?

    4. Этап закрепления нового материала  (10 мин)

    Обобщение результатов работы групп. Составление  структурно – логической схемы.

    Учебная задача: определить, реализуется ли на деле в современной системе государственной власти РФ принцип разделения властей.

    Рефлексия. Сделайте вывод: реализован ли в данной схеме принцип разделения властей. Обоснуйте свой ответ.

    5. Итоговый этап (8 мин)

    Экспресс - тест на закрепление ЗУН учащихся

    1. Какое выражение относится к понятию «правовое государство»:

    1. государство подчиняется праву;
    2. в государстве издаётся много законов;
    3. все равны перед законом и судом;
    4. представители власти неприкосновенны и не подчиняются закону;
    5. все люди обладают неотъемлемыми правами;
    6. у правительства есть право принимать законы, не учитывая мнения граждан;
    7. законодатели могут влиять на судебную власть, требуя того или иного решения по вопросу, затрагивающему национальные интересы.

    2. Высшими судебными органами, осуществляющими  правосудие по гражданским, уголовным, административным и арбитражным делам, а также надзор за деятельностью судов, являются:

    1. Верховный Суд РФ;
    2. Высший Арбитражный Суд РФ;
    3. Конституционный Суд РФ;
    4. Суд присяжных;
    5. Суды общей юрисдикции.

    3. Максимальный срок полномочий  Правительства РФ зависит от срока полномочий Президента РФ:

    1. да;
    2. нет.

    4. В Совет Федерации входят по  два представителя от исполнительного  органа государственной власти  каждого субъекта РФ:

    1. да;
    2. нет.

    5. Укажите, какие из перечисленных  ниже полномочий относятся к  компетенции Президента:

    1. назначение выборов Государственной Думы;
    2. роспуск Государственной Думы;
    3. принятие законов;
    4. отставка Правительства;
    5. освобождение от должности Генерального прокурора;
    6. представление Совету Федерации кандидатур судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;
    7. назначение Председателя Правительства с согласия Государственной Думы.

    Рефлексия. Закончите мысль: «Проблема становления  правового государства актуальна  для страны, так как……………….; для  меня лично, так как………………» 

Урок  права в 11-м классе " Права человека. Всеобщая декларация прав человека " 

    Цели  урока:

    • объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;
    • сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;
    • закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации и       сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.

    Основные  понятия: права человека; принципы прав человека; поколения прав человека; толерантность; декларация; Всеобщая декларация прав человека; механизм защиты прав человека; правовой статус личности.

    Методическая  цель: формирование информационной компетенции школьников.

    Форма проведения: урок – практикум.

    Методы обучения:

    Объяснение  учителя, проблемное изложение, самостоятельная  работа учащихся, выполнение практической работы.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    • индивидуальная;
    • фронтальная;
    • групповая.

    Оборудование  урока: текст Всеобщей декларации прав человека, листы бумаги, ватман, ручки.

    Ожидаемые результаты

    Обучающиеся должны:

    • понимать значимость Всеобщей декларации прав человека для развития демократии и совершенствования правовой системы стран мира;
    • уметь характеризовать указанный документ с точки зрения закрепленных в нем прав человека;
    • иметь представление об истории создания документа;
    • уметь охарактеризовать основные этапы развития концепции прав человека;
    • уметь объяснять политические, социально-экономические, личные права человека и механизм их защиты;
    • знать основные права и обязанности лиц подросткового возраста, свой правовой статус;
    • уметь характеризовать способы и средства правовой защиты основных прав человека в государстве;
    • уметь анализировать состояние дел с правами личности в РФ, возникающие проблемы и пути их решения.

    План  урока:

    1. Организационный этап

    2. Актуализация опорных знаний по теме «Права человека».

    3. Этап изучения нового материала

    Постановка  проблемы: выяснить значимость Всеобщей декларации прав человека в современном мире?

    Работа  в группах: инструктаж, практическая работа. Учебная задача: проанализировав  материалы Декларации, определить вилы прав человека, принципы их защиты, значимость данного документа.

Информация о работе Проблемное обучение правовым дисциплинам в общеобразовательной школе