Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:02, реферат
Информатизация начальной школы позволяет повысить качество образовательного процесса. В нашем образовательном учреждении проводится работа по повышению качества образовательного процесса на основе использования информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ) в рамках реализации программы информатизации школы.
Программа информатизации начальной
Информатизация начальной школы позволяет повысить качество образовательного процесса. В нашем образовательном учреждении проводится работа по повышению качества образовательного процесса на основе использования информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ) в рамках реализации программы информатизации школы.
Цели программы информатизации начальной школы:
-включение начального звена школы как подразделения в локальную информационно-аналитическую сеть образовательного учреждения;
-установление и последующее развитие региональных, всероссийских и международных контактов начальной школы с другими образовательными и прочими учреждениями посредством Интернета;
-осуществление адекватного анализа содержания образования в начальных классах для определения педагогической целесообразности использования ИКТ в учебном процессе;
-мотивация педагогов, обучающихся и их родителей к активному использованию ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников;
-использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы;
-разработка педагогически обоснованных средств и приемов учета возрастных особенностей и индивидуальных возможностей обучающихся в использовании ИКТ;
-создание системы электронного документооборота в школе, школьной медиатеки;
-выявление и повышение уровня информационной компетентности учителей начальных классов.
План информатизации начальной школы на 2010–2011 гг. представлен в приложении 1
По итогам информатизации начальной школы мы планируем организовать обучение на основе новых учебно-методических комплексов; повысить уровень организации обучения, результативность учебно-воспитательного процесса; мотивировать обучающихся на повышение своего образовательного уровня; улучшить эмоционально-психологическую атмосферу в начальной школе. Работа по повышению качества образовательного процесса на основе использования ИКТ ориентирована на создание в учреждении таких условий, которые будут способствовать формированию у педагогов и обучающихся прочных пользовательских навыков, что позволит активно и дидактически обоснованно систематически использовать ИКТ в учебном процессе. Это значительно повысит качество организации обучения и, как следствие, качество результатов обучения и воспитания обучающихся начальных классов.
Функциональные обязанности участников образовательного процесса
Единое информационное пространство школы расширяет возможности, ответственность и ряд функциональных обязанностей участников образовательного процесса: администрации школы, педагогов, обучающихся и их родителей.
К функциям администрации образовательного учреждения добавляются:
-организация и надзор за процессом автоматизации организационно-
-мониторинг качества обучения обучающихся начальных классов на основе диагностики ключевых компетенций, связанных с использованием ИКТ;
-организация и поддержание работы информационного центра школы.
Педагоги ответственны:
-за формирование ценностного отношения к ИКТ-компетентности как части собственной информационной культуры;
-овладение навыками проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием электронных средств учебного назначения, цифровых и электронных образовательных ресурсов, Интернета;
-организацию включения ИКТ в учебно-воспитательный процесс с целью повышения качества обучения;
-использование ИКТ с целью повышения квалификации и профессиональной компетентности.
В результате информатизации начальной школы обучающиеся получат возможность овладеть навыками:
-работы с компьютером;
-пользования ресурсами Интернета;
-использования ИКТ в процессе обучения.
Родители получат возможность:
просматривать на школьном сайте информацию:
– о расписании учебных занятий;
– школьных мероприятиях и их итогах;
обсуждать учебные успехи и трудности детей в обучении с администрацией школы и учителями на форуме школьного сайта;
знакомиться с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса в начальной школе.
ИКТ-компетентность учителя начальной школы
ИКТ-компетентность учителя начальной школы – это личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать ИКТ в своей деятельности. Однако не все учителя в полной мере знают о многообразных возможностях применения компьютера в обучении, еще меньше педагогов владеют навыками эффективного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Для достижения необходимого уровня знаний и владения педагогами средствами и приемами ИКТ необходима планомерная и содержательная работа по повышению квалификации учителей в данном направлении.
Одно из направлений проводимой нами работы по информатизации начальной школы – оказание поддержки педагогам в повышении квалификации в области использования ИКТ.
Для преодоления недоверия педагогов к расширяющимся возможностям использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе начальной школы мы проводим открытые уроки, обсуждаем результаты образовательного процесса в педагогическом коллективе, на школьном сайте, информируем родителей о результатах реализации ИКТ-проектов. Повышение трудоемкости деятельности учителей на этапе освоения и применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе компенсировано разработкой необходимых методических рекомендаций, инструкций по использованию электронных средств обучения. Городские и школьные методические объединения создают условия для доступности дидактических и методических материалов, обмена передовым педагогическим опытом, инновационным опытом управления учебно-воспитательным процессом в начальной школе. Повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов будет способствовать повышению эффективности и качества всех составляющих образовательного процесса.
Информатизация начальной школы расширяет дидактические возможности уроков. Каждый урок с применением ИКТ в начальных классах является интегрированным, поскольку помимо выполнения предметных задач дети обучаются работать с компьютером. Однако педагогам важно понимать, что компьютер в начальной школе должен применяться лишь тогда, когда это целесообразно. При этом планирование и осуществление образовательного процесса с применением информационно-коммуникативны
Результаты проведения интегрированных уроков в начальной школе:
учебная информация воспринимается всеми обучающимися класса с увлечением, повышается общий уровень их знаний;
за счет установления взаимосвязей между изучаемыми объектами и явлениями развивается мыслительная деятельность обучающихся;
на основе интегрирования материала разных учебных предметов, средств музыкального, художественного, литературного творчества и ИКТ происходит
эмоциональное развитие младших школьников;
у детей развивается познавательный интерес, что проявляется в стремлении к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
участие школьников в творческой деятельности, результатом которой являются их рисунки, поделки, сочинения, стихотворения, отражает личностное отношение к изучаемым явлениям и процессам.
План информатизации начальной школы на 2010–2011 гг.
Сроки | Содержание деятельности | Ответственный |
2009 г. | ||
Октябрь | Представление и утверждение программы информатизации начальной школы на учебно-методическом совете. Информирование педагогов о планах информатизации начальной школы | Зам. директора по УВР |
2010 г. | ||
Январь | Обсуждение механизма реализации программы информатизации начальной школы на заседаниях методического объединения средней школы | Руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Первая – вторая недели января | Подготовка педагогами начальной школы материалов для участия в школьной методической конференции "Мастерство. Творчество. Профессионализм" | Зам. директора по УВР, учителя начальной школы |
Третья неделя января | Подготовка педагогов начальной школы к семинару "Современные образовательные технологии как средство повышения качества начального образования" | Зам. директора по УВР |
Февраль | Создание банка данных педагогических кадров | Зам. директора по УВР |
Работа по составлению школьной медиатеки | Учителя начальной школы | |
Работа по созданию тестирующих программ по русскому языку для начальной школы | Учитель начальной школы | |
Создание учителями "копилки" интернет-ресурсов по учебным предметам | Руководитель методического объединения учителей начальной школы | |
Индивидуальные консультации учителей по вопросам использования информационных ресурсов в учебно-воспитательном процессе | Зам. директора по УВР, учитель информатики | |
Первая неделя февраля | Создание электронной почты начальной школы. Использование – по мере необходимости | Учитель начальной школы |
Вторая неделя февраля | Уточнение и коррекция содержания программы | Зам. директора по УВР, руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Март | Начало формирования банка проектных работ обучающихся, открытых уроков по предметам с использованием ИКТ | Учитель информатики совместно с одним из учителей начальной школы |
Оформление учебно-методических комплексов к отдельным урокам, темам | Руководитель методического объединения учителей начальной школы, учителя начальной школы | |
Проведение педагогического совета "Формы организации уроков с применением ИКТ" | Зам. директора по УВР, руководитель методического объединения учителей начальной школы | |
Составление и ведение карты повышения квалификации учителей начальной школы | Зам. директора по УВР | |
Третья – четвертая недели марта | Пробные уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий | Зам. директора по УВР, руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Первая неделя апреля | Семинар-практикум для учителей начальной школы "Использование мультимедиа ресурсов на уроках" | Руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Вторая неделя апреля | Оснащение учебного кабинета необходимым для использования ИКТ оборудованием | Зам. директора по УВР, учитель информатики |
Третья неделя апреля | Анализ востребованности школьных информационных ресурсов участниками учебно-воспитательного процесса | Руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Четвертая неделя апреля | Семинар-практикум для учителей начальной школы "Поиск в Интернете информации, необходимой для включения в учебно-воспитательный процесс ИКТ" | Зам. директора по УВР, учитель информатики |
Участие педагогов начальной школы в школьном конкурсе "Учительское портфолио" | Руководитель методического объединения учителей начальной школы | |
Май | Индивидуальные консультации учителей по вопросам использования информационных ресурсов в учебно-воспитательном процессе начальной школы | Зам. директора по УВР, учитель информатики |
Первая неделя мая | Семинар-практикум для учителей начальной школы "Использование электронных учебников на уроках" | Зам. директора по УВР, учитель информатики |
Четвертая неделя мая | Заседания методического объединения учителей начальной школы по вопросам анализа качества образовательных медиаресурсов, удобства и эффективности их использования на уроках и во внеурочное время | Зам. директора по УВР, руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Сентябрь | Индивидуальные консультации учителей по вопросам использования школьных информационных ресурсов в учебно-воспитательном процессе | Зам. директора по УВР, учитель информатики |
Начиная с сентября каждый четверг с 13.00 до 14.00 в течение года | Индивидуальные консультации учителей по вопросам использования информационных ресурсов в учебно-воспитательном процессе начальной школы | Зам. директора по УВР, учитель информатики |
Третья неделя сентября | Семинар-практикум "Информационные ресурсы для использования в воспитательной работе классного руководителя" | Руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Октябрь (в течение месяца) | Проведение открытых уроков по литературному чтению в начальной школе | Зам. директора по УВР, руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Вторая неделя октября | Круглый стол "Содержательные возможности использования ИКТ на уроках математики" | Руководитель методического объединения учителей начальной школы, один из учителей начальной школы |
Третья неделя | Разработка системы поощрений учителей, активно использующих ИКТ в образовательном процессе | Зам. директора по УВР |
Ноябрь | Проведение открытых уроков по русскому языку в начальной школе | Зам. директора по УВР, руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Вторая неделя ноября | Круглый стол учителей начальной школы "Возможности ИКТ при подготовке к выпускному тестированию по начальной школе" | Учителя начальной школы |
Декабрь | Проведение открытых уроков по иностранному языку в начальной школе | Зам. директора по УВР |
Третья неделя декабря | Подведение итогов программы информатизации начальной школы | Зам. директора по УВР |
2010г. | ||
Четвертая неделя января | Презентация учителями начальной школы электронных учебно-методических комплексов к отдельным урокам или темам | Зам. директора по УВР, учителя начальной школы |
Февраль | Проведение открытых уроков по математике в начальной школе | Зам. директора по УВР, руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Третья неделя февраля | Отчет о работе по созданию медиатеки | Руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Март | Проведение открытых уроков по рисованию, музыке, ОБЖ в начальной школе | Зам. директора по УВР, руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Вторая неделя марта | Круглый стол "Методические особенности использования ИКТ на уроках русского языка" | Учителя начальной школы |
Третья неделя марта | Заседание методического объединения учителей начальной школы "Подведение итогов использования информационных ресурсов на уроках" | Зам. директора по УВР, руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Четвертая неделя апреля | Подготовка методического сборника уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ | Зам. директора по УВР |
Первая – вторая недели мая | Заседание методического объединения учителей начальной школы по вопросам обобщения и распространения опыта использования информационных ресурсов в учебно-воспитательном процессе | Зам. директора по УВР, руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Анализ работы по информатизации начальной школы за учебный год | Зам. директора по УВР, руководитель методического объединения учителей начальной школы | |
Третья неделя мая | Анализ эффективности функционирования кабинета для проведения занятий с использованием ИКТ | Зам. директора по УВР, руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Третья – четвертая недели мая | Планирование работы по информатизации начальной школы на 2012–2013 учебный год | Зам. директора по УВР, руководитель методического объединения учителей начальной школы |
Информация о работе Программа информатизации начальной школы